15. Социально-экономическое развитие Тверской области

Тверская область расположена в северо-западной части Центрального федерального округа. Территория области составляет 84,2 тыс. кв. километров, численность населения (по состоянию на 1 января 2011 г.) - 1350,2 тыс. человек (из них 74,5 процента - городское население), административный центр - г. Тверь с населением 410,4 тыс. человек. Средняя плотность населения является одной из самых низких в Центральном федеральном округе - 17 человек на 1 кв. километр. Тверская область относится к зоне комфортных для жизни и отдыха климатических условий (умеренно континентальный климат).

Территория богата лесными и водными ресурсами, включая уникальные природно-рекреационные объекты (озеро Селигер, верховья Волги и Иваньковское водохранилище).

В недрах Тверской области залегают пласты бурого угля Подмосковного угольного бассейна. Запасы торфа составляют около 7 процентов запасов европейской части России. Распространены известняки, встречаются залежи легкоплавких и огнеупорных глин и кварцевого песка, сапропелей, многочисленны подземные пресные и минеральные водные пласты.

В структуре валового регионального продукта области промышленность составляет 27,8 процента, транспорт - 13 процентов, строительство - 7,7 процента, сельское хозяйство - 5,1 процента, рыночные услуги - 28,7 процента, нерыночные услуги - 17,7 процента.

Через Тверскую область проходит Европейский транспортный коридор N 9, включающий железнодорожный маршрут Санкт-Петербург - Москва и автомагистраль "Россия" Москва - Санкт-Петербург (М-10). Однопутные тепловозные линии Москва - Кашин - Санкт-Петербург и Москва - Рига, а также Ярославль - Бологое - Великие Луки обеспечивают межрегиональные и внутрирегиональные связи Тверской области.

Трасса "Балтия" Москва - Рига (М-9) является 2-й по значению автомобильной дорогой региона и обеспечивает преимущественно грузовые экспортно-импортные перевозки, связывающие Московский регион с портами Латвии и Литвы. Из внутренних автомобильных дорог наиболее значимы А111 Торжок - Осташков и А112 Тверь - Ржев.

Под г. Тверью находится международный аэропорт Мигалово, используемый Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и государственной авиационной компанией "Россия" для перевозки грузов, официальных лиц и делегаций, а также аэропорт местных линий Змеево.

Развито судоходство по р. Волге, речной порт Тверь с грузовым причалом для судов класса "река-море" с осадкой до 4 метров.

В структуре машиностроения преобладают:

производство транспортных средств и оборудования;

производство машин и оборудования;

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

Хорошо развиты пищевая, химическая, стекольная промышленность, обработка древесины и производство изделий из дерева, полиграфия.

В агропромышленном комплексе основными направлениями развития являются растениеводство, животноводство и перерабатывающая промышленность. Тверская область является одним из основных льносеющих регионов Российской Федерации.

Дальнейшее развитие экономики Тверской области будет базироваться на создании и развитии индустриальных парков для реализации новых инновационных и инвестиционных проектов.

На территории Тверской области действуют и находятся в стадии формирования на условиях государственно-частного партнерства 16 промышленных площадок и индустриальных парков.

В машиностроении одним из приоритетов является развитие индустрии энергосбережения (освоение серийного выпуска энергосберегающих световых приборов, освоение производства цилиндрических и эллипсоидных колб для производства натриевых ламп высокого давления). Также планируется организация производства современного металлорежущего оборудования для машиностроительного комплекса России.

В легкой промышленности имеет перспективы создание кластера замкнутого цикла от выращивания льна до выпуска конечной продукции углубленной переработки.

В деревообработке будет наращиваться выпуск клееного бруса и других строительных материалов, а также деревянных домов заводского изготовления.

Перспективы добывающей промышленности связаны с глубокой переработкой имеющихся в области запасов торфа.

Перспективы развития сельского хозяйства связаны со строительством крупных тепличных комплексов, комплекса по хранению, первичной переработке овощей, реконструкцией и строительством крупных современных свиноводческих и птицеводческих комплексов.

В транспортной сфере в ближайшие 10 лет будут реализованы масштабные проекты развития транспортной инфраструктуры в пределах международного транспортного коридора N 9, проходящего по территории Тверской области. Наряду с высокой динамикой роста экономики гг. Москвы и Санкт-Петербурга и расширением их городских агломераций эти города усилят значение для Тверской области фактора экономико-географического положения и создадут новые возможности развития.

Важным направлением развития Тверской области в долгосрочной перспективе является создание аэропорта-дискаунтера, что позволит придать дополнительный импульс экономике области за счет формирующейся Большой московской агломерации (Московский регион).

Богатое историко-культурное наследие является наряду с природно-рекреационным потенциалом хорошей основой для развития туризма в Тверской области.