1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Данные Методические рекомендации предлагаются для использования в связи с утверждением Госкомстатом России формы федерального государственного наблюдения N 6-гр (нефть, газ, компоненты) по учету запасов нефти, газов горючих и их компонентов на период подготовки новой Инструкции по учету запасов нефти, газа и их компонентов, ведению федерального и сводных территориальных балансов запасов.

1.2. Государственный учет запасов нефти, газа и компонентов, выявленных, разведанных и добываемых на территории Российской Федерации, в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, осуществляется:

- в отчетном балансе запасов предприятий-недропользователей в соответствии с формой государственного статистического наблюдения N 6-гр (нефть, газ, компоненты);

- в сводном территориальном отчетном балансе, составляемом территориальным геологическим фондом <*> соответствующего органа управления государственным фондом недр;

- в государственном федеральном балансе запасов, подготавливаемом Российским федеральным геологическим фондом <**>, находящимся в подчинении органа управления государственным фондом недр.

--------------------------------

<*> Далее - ТГФ.

<**> Далее - Росгеолфонд.

1.3. Форма статистического наблюдения N 6-гр (нефть, газ, компоненты) утверждается Госкомстатом Российской Федерации по представлению органа управления государственным фондом недр; структура территориального и государственного федерального балансов определяется Росгеолфондом.

1.4. Государственному учету подлежат выявленные в недрах запасы нефти, газа и компонентов, подсчитанные в соответствии с действующей классификацией запасов и ресурсов нефти и горючих газов и Инструкцией по ее применению, а также требованиями к комплексному изучению месторождений и подсчету попутных полезных ископаемых и компонентов:

- прошедшие государственную экспертизу по результатам оценки, разведки и разработки месторождений и принятые на государственный баланс на основании положительных решений этой экспертизы;

- утвержденные ранее действовавшими комиссиями по запасам полезных ископаемых (ВКЗ, ГКЗ СССР, ГКЗ РФ, ЦКЗ нефть) и принятые на баланс на основании их решений.

1.5. На баланс принимаются только те месторождения, по которым

получен промышленный приток нефти или газа, подсчитаны запасы по

кат. С и прошедшие государственную экспертизу.

1

1.6. Предприятия и организации, осуществляющие оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых и представляющие государственную статистическую отчетность по форме N 6-гр (нефть, газ, компоненты), несут ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".

Отчетный баланс подписывается руководителем предприятия и заверяется круглой печатью.

1.7. Территориальные геологические фонды осуществляют контроль за своевременным представлением предприятиями и организациями отчетных балансов нефти, газа и компонентов, проверяют соответствие полученных сведений требованиям Инструкции, осуществляют методическую помощь и инструктаж по вопросам составления отчетных балансов и составляют сводные отчетные балансы запасов нефти, газа и компонентов на 1 января каждого года по обслуживаемым ими территориям. Сводные территориальные балансы подписываются его составителями и начальником ТГФ.

1.8. Лица, подписавшие сводные территориальные балансы, несут ответственность за правильность и достоверность отражения в них всех изменений в запасах за отчетный год, которые произошли при разработке месторождений или в процессе проведения геологоразведочных работ.

1.9. Росгеолфонд осуществляет методическое руководство и инструктаж по вопросам государственного учета запасов полезных ископаемых и издает Государственный федеральный баланс запасов на 1 января каждого года.

1.10. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами Государственного геологического контроля и органами Государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.