ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Уточнен порядок приостановки и возобновления действия срочных служебных контрактов госслужащих, принимавших участие в специальной военной операции

Федеральный закон от 14.02.2024 N 10-ФЗ
"О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и статью 53.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Установлено, что на период прохождения военной службы либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска Росгвардии, течение срока действия срочного служебного контракта, за исключением течения срока срочного служебного контракта, заключенного на время выполнения определенного задания либо период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность гражданской службы, приостанавливается.

Срочный контракт, течение срока действия которого было приостановлено по указанным основаниям, возобновляется на период, равный остатку срока действия данного контракта, исчисляемого на день его приостановления, но не свыше чем до достижения государственным служащим предельного возраста пребывания на государственной службе, если государственно-служебные отношения не продлены в порядке, предусмотренном федеральным законом о виде государственной службы, и (или) иное не установлено федеральным законом о виде государственной службы.

Возобновление срока действия срочного контракта осуществляется посредством заключения дополнительного соглашения к нему.

Также определен порядок возобновления срока действия срочного контракта, заключенного в случае замещения должности гражданской службы категории "помощники (советники)".

Предусматривается, что внесенные изменения распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года.

Решение о расторжении контракта с государственным служащим, не достигшим предельного возраста пребывания на государственной службе, в связи с истечением срока действия контракта, за исключением контракта, заключенного на время выполнения определенного задания либо период замещения отсутствующего государственного служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется должность государственной службы, в период прохождения военной службы по мобилизации или военной службы на основании контракта, заключенного в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска Росгвардии, принятое представителем нанимателя в период с 21 сентября 2022 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается не действующим с даты принятия этого решения. Государственная служба соответствующего лица считается приостановленной с указанной даты.

Государственному служащему, подлежащему увольнению с государственной службы в связи с признанием недействующим указанного решения, по решению представителя нанимателя может предлагаться иная должность государственной службы при условии соответствия государственного служащего требованиям, предъявляемым для замещения такой должности, и если такая должность не противопоказана ему по состоянию здоровья.

Установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет

Федеральный закон от 14.02.2024 N 12-ФЗ
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Соответствующие поправки внесены в статью 261 ТК РФ. Ранее такая гарантия была предусмотрена для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и других лиц, воспитывающих таких детей без матери.

Предусмотрен ряд исключений, при которых допускается увольнение указанного сотрудника по инициативе работодателя. В их числе, в частности, ликвидация организации, однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, представление подложных документов при трудоустройстве и пр.

Обновлен порядок функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"

Постановление Правительства РФ от 14.02.2024 N 158
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 г. N 867"

В частности, внесенными изменениями:

расширен перечень участников единой цифровой платформы (к ним отнесены также обучающиеся и учреждения уголовно-исполнительной системы РФ, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы) и скорректированы функции отдельных участников;

уточнены особенности размещения информации о гражданах, ищущих работу, в подсистеме "Общероссийская база резюме";

дополнен перечень информационных систем, взаимодействие с которыми осуществляет единая цифровая платформа;

расширен перечень информации, содержащейся на единой цифровой платформе.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

С 1 сентября 2024 г. устанавливается порядок проверки работодателем сведений в отношении специалистов авиационного персонала об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также сведений о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления

Постановление Правительства РФ от 14.02.2024 N 174
"Об утверждении Правил проведения проверки сведений, указанных в абзаце четвертом пункта 3 и пункте 3.4 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации"

Проверка сведений о включении в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму проводится работодателем в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет".

Проверка работодателем сведений о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления проводится посредством проверки наличия справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выданной не ранее чем за 90 дней до дня ее представления в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России.

Периодичность проведения проверок определяется локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

Настоящее Постановление действует до 1 сентября 2030 г.

На работников, замещающих отдельные должности в МЧС, распространены антикоррупционные ограничения и обязанности

Приказ МЧС России от 09.01.2024 N 2
"О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, ограничений, запретов и обязанностей"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2024 N 77214.

Установлено, что на работников, замещающих должности, включенные в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МЧС России от 3 июля 2023 г. N 702, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".

С 1 сентября 2024 года устанавливается профессиональный стандарт "Работник по обслуживанию распределительных сетей 0,4 - 20 кВ"

Приказ Минтруда России от 15.01.2024 N 9н
"Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обслуживанию распределительных сетей 0,4 - 20 кВ"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2024 N 77241.

Определена основная цель вида профессиональной деятельности данных работников, а также установлены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности

Приказ АНО НАРК от 07.02.2024 N 09/24-ПР
"Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности"

Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.

Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2028 г.

АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта

Приказ АНО НАРК от 12.02.2024 N 12/24-ПР
"Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта"

Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.

Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 сентября 2027 г.

Даны разъяснения о правомочности использования средств обязательного медицинского страхования на оплату дополнительных отпусков работникам организаций здравоохранения

<Письмо> ФФОМС от 24.11.2023 N 00-10-101-2-06/20302
"Об использовании средств ОМС"

Сообщается, в частности, что согласно статье 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и обязаны их использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрена структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят в том числе расходы на оплату труда.

Согласно части второй статьи 116 Трудового кодекса РФ работодатель с учетом своих производственных и финансовых возможностей вправе самостоятельно установить дополнительные отпуска работникам, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

При наличии в коллективном договоре или локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, положений, предусматривающих дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, не предусмотренные Трудовым кодексом и иными федеральными законами, оплата таких дополнительных отпусков осуществляется за счет средств, не имеющих целевого назначения.

Даны разъяснения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на выплату заработной платы

<Письмо> ФФОМС от 22.12.2023 N 00-10-101-2-06/22008
"Об использовании средств обязательного медицинского страхования"

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Согласно подпункту 6 пункта 195 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в том числе выделяется группа затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).

На основании изложенного, выплата заработной платы сотрудникам административно-управленческого персонала (в том числе специалисту по охране труда) за выполненные в соответствии с условиями трудовых договоров функции может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования с учетом пропорциональности распределения затрат между источниками финансирования и не является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.

Даны разъяснения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования на стимулирующие выплаты наставникам, оказывающим практическую помощь молодым специалистам, впервые поступившим на работу в медицинские учреждения

<Письмо> ФФОМС от 18.01.2024 N 00-10-101-1-06/984
"Об использовании средств ОМС"

Сообщается, в частности, что пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС), предусмотрено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

При этом затраты на выплаты медицинским работникам за дополнительную работу, связанную с наставничеством молодых специалистов, принятых в штат медицинской организации, относятся к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемым в процессе ее предоставления.

Пунктом 208 Правил ОМС установлен принцип пропорционального распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) и определены способы такого распределения.

Таким образом, затраты на выплаты медицинским работникам за дополнительную работу, связанную с наставничеством в отношении молодых специалистов, завершивших обучение и находящихся в штате медицинской организации, следует распределять пропорционально источникам дохода, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования.

Даны разъяснения по вопросу использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала

<Письмо> ФФОМС от 25.01.2024 N 00-10-101-2-06/1337
"Об использовании средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС"

Сообщается, в частности, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 7 порядка формирования, условий предоставления медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, утвержденного приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 85н, предоставление медицинской организации средств для софинансирования осуществляется при условии наличия принятого на работу медицинского работника для оказания медицинской помощи в текущем финансовом году на штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) сверх численности медицинских работников в медицинской организации по состоянию на 1 января текущего года.

Таким образом, сотрудник, заключивший трудовой договор в текущем периоде и не вошедший в численность работников на 1 января текущего года, является вновь принятым на работу, в связи с чем в отношении данного сотрудника распространяется порядок использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, утвержденный приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 85н.

Если медицинские работники увольнялись 31 декабря предыдущего года и принимались на работу обратно 1 января текущего года на должности в соответствии со штатным расписанием, отсутствовал временной период, когда вышеуказанные работники не состояли в трудовых отношениях с медицинской организацией. Из чего следует, что в данном случае медицинские работники не могут быть классифицированы как принятые на работу в текущем финансовом году на штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) сверх численности медицинских работников в медицинской организации по состоянию на 1 января текущего года, и предоставление средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, не имеет оснований.

Для применения в ходе декларационной кампании 2024 года (за отчетный 2023 год) подготовлены методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки

<Письмо> Минтруда России от 12.02.2024 N 28-7/10/В-2237
<О Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год)>

Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет" в подразделе "Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" раздела "Деятельность/Государственное управление/Политика в сфере противодействия коррупции/Методические материалы по вопросам противодействия коррупции" и доступны для скачивания и ознакомления по ссылке: https://fexch.mintrud.gov.ru/s/PSaecEPzBi368YH, а также в ближайшее время будут размещены по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/5.

Приведены основные новеллы, на которые следует обратить внимание при использовании методических рекомендаций за отчетный 2023 год.

Также отмечается, что методические рекомендации за отчетный 2022 год, направленные письмом Минтруда России от 30 декабря 2022 г. N 28-6/10/В-18597, подлежали использованию только в отношении сведений, представляемых в ходе декларационной кампании 2023 года.

Минтрудом разработаны методические рекомендации с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 2024 году (за отчетный 2023 год)

"Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год)"
(утв. Минтрудом России)

В рекомендациях, в частности, отражены особенности исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции, добавлен перечень рекомендуемых действий при невозможности представить сведения о доходах вследствие не зависящих от служащего (работника) обстоятельств, предусмотрено допустимое отражение информации о должностях супругов, замещающих должности военной службы, указаны особенности отражения дохода лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и применяющего несколько специальных налоговых режимов, определены особенности отражения счета цифрового рубля, указано на отсутствие необходимости отражать электронные средства платежа, и прочее.