См. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Таблица 2.4. Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %

Таблица 2.4

ТЕМПЫ РОСТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В РЕАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ К УРОВНЮ 2008 Г., %

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении в % к 2008 году

100,0

72,7

75,6

88,1

85,7

89,4

92,1

Расходы в реальном выражении в % к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

120,6

125,8

127,5

Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов) в % к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

118,2

123,3

127,5

Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

- индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

- обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;

- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

- обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

- обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;

- поддержки инновационного и инвестиционного развития.

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым федеральным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

К настоящему времени федеральными органами исполнительной власти приняты все необходимые для этого нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений.

По предварительным данным, с 1 января 2012 года из 8780 федеральных государственных учреждений 3600 будут функционировать в качестве казенных учреждений, 5140 - бюджетных учреждений (с расширенными полномочиями) и 40 - автономных учреждений.

Одновременно с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов федеральными органами исполнительной власти будут представлены сводные показатели государственных заданий на 2012 - 2014 годы, которые после утверждения бюджетных ассигнований будут доведены до соответствующих государственных учреждений.

Тем самым уже в текущем бюджетном цикле в соответствии с поставленной в Бюджетном послании задачей будет заложена база для апробации и последующего развития в увязке с формируемыми государственными программами новых форм финансового обеспечения государственных услуг, повышения их доступности и качества, создания условий для оптимизации бюджетной сети, стимулов для повышения результативности деятельности государственных учреждений и их работников.

Как отмечено в Бюджетном послании, основными направлениями работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации субсидий региональным бюджетам, в том числе - их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.

При формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в рамках перевода с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень планируется:

- передать субъектам Российской Федерации федеральные учреждения среднего профессионального образования, полномочия в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам) и учреждения, осуществляющие дезинфекционную деятельность;

- исходить из финансового обеспечения выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью, содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции;

- передать в федеральный бюджет часть доходных источников, администрируемых федеральными органами исполнительной власти (государственную пошлину за регистрацию транспортных средств и штрафов за административные правонарушения в сфере дорожного движения) или фактически являющихся одной из форм межбюджетных трансфертов (часть акцизов на алкогольную продукцию, распределяемых по нормативам).

В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на поощрение субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.

Реализация этих и других мер в рамках формирования межбюджетных отношений на 2012 - 2014 годы составит первый, подготовительный этап комплексной работы по совершенствованию разграничения полномочий и развития системы межбюджетных отношений.

Таким образом, в 2012 - 2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.