Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

I. Обоснование соответствия

решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам

социально-экономического развития Российской Федерации

На момент прекращения существования Советского Союза в областных военных комиссариатах и посольствах СССР за рубежом имелись данные количественного учета воинских захоронений периода Великой Отечественной войны, собранные в 40 - 50-е годы XX века. Всего на территории Союза ССР насчитывалось более 40 тыс. воинских захоронений.

По состоянию на 1 января 2011 г. на основании проведенного мониторинга насчитывается 46972 российских (советских) воинских захоронений (на территории Российской Федерации - 24318, на территории зарубежных государств - 22654), из них 30891 паспортизировано (на территории Российской Федерации - 19354, на территории зарубежных государств - 11537).

Сведения о паспортизации ранее не учтенных воинских захоронений продолжают поступать. Ежегодно увеличивается количество останков воинов, имена и места захоронения которых установлены.

Планируемое территориальное распределение военно-мемориальных объектов, требующих выполнения мероприятий по реконструкции, ремонту и обустройству в рамках федеральной целевой программы "Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011 - 2015 годах" (далее - Программа), приведено в приложении N 1.

В целях реконструкции военных мемориальных кладбищ, воинских кладбищ, отдельных воинских участков на общих кладбищах, братских и индивидуальных могил на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбариев и урн с прахом лиц, погибших при защите Отечества, с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами (далее - военно-мемориальные объекты) предполагается осуществлять комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей и параметров, а также качества инженерно-технического обеспечения, в том числе мероприятий по ремонту.

Для обустройства военно-мемориальных объектов предполагается осуществлять мероприятия по улучшению территории воинских захоронений - оборудование мест для возложения венков, пешеходных дорожек, озеленение, светотехническое оформление и др.

В целях реконструкции (ремонта) военно-мемориальных объектов предполагается осуществлять мероприятия по проведению ремонтно-восстановительных работ, связанных с благоустройством военно-мемориальных объектов, созданию предпосылок для обеспечения их сохранности и др.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. В связи с этим пришедшие в негодность военно-мемориальные объекты, увековечивающие память лиц, погибших при защите Отечества, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.

Министерством обороны Российской Федерации, обладающим полномочиями по организации централизованного учета и паспортизации воинских захоронений, была осуществлена выборочная проверка военно-мемориальных объектов периода Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. По ее результатам степень сохранности указанных объектов на территории Российской Федерации оценена следующим образом:

"хорошая" (не требует проведения ремонта) - 14,3 процента;

"удовлетворительная" (требует проведения текущего ремонта) - 67,8 процента;

"неудовлетворительная" (требует проведения ремонтно-восстановительных работ) - 17,9 процента.

В настоящее время состояние военно-мемориальных комплексов на территории Российской Федерации не соответствует должному уровню в связи со следующими обстоятельствами:

подавляющая часть мемориалов воздвигалась в послевоенные годы и изготавливалась из недолговечных материалов (гипс, бетон, гранитная крошка);

практика шефской помощи предприятий, школ, коллективных хозяйств частично прекращена в связи с ликвидацией указанных субъектов либо в связи с их недостаточным финансированием;

дефицит местных бюджетов не позволяет осуществлять достаточное финансирование работ по обеспечению сохранности военно-мемориальных объектов.

Указанные обстоятельства могут повлечь необратимый процесс разрушения памятников героического подвига советского народа и, как следствие, необходимость вложения в последующем значительно больших денежных средств на их восстановление.

Таким образом, Программа призвана обеспечить комплексный подход к решению проблемы приведения в надлежащее состояние военно-мемориальных объектов для создания условий их сохранности на территории Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" расходы на проведение осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти лиц, погибших при защите Отечества, финансируются за счет средств федерального бюджета. Таким образом, утверждение Программы на федеральном уровне соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Реализация Программы позволит завершить паспортизацию воинских захоронений на территории Российской Федерации, обеспечить увековечение памяти лиц, погибших при защите Отечества, и будет способствовать патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.