Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и устанавливает основные требования охраны труда при выполнении работ дежурным по парку железнодорожной станции Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - дежурным по парку).

На основе настоящей Инструкции на железнодорожных станциях разрабатывается и утверждается Инструкция по охране труда для дежурного по парку с учетом местных (локальных) условий, специфики деятельности и должностных обязанностей.

1.2. К работе дежурного по парку допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специализированное профессиональное (техническое) образование, прошедшие обязательный при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование, вводный и первичный инструктажи по вопросам охраны труда и пожарной безопасности, обучение по охране труда (при перерыве в работе по должности более 1 года), стажировку по охране труда на рабочем месте и первичную проверку знаний требований охраны труда.

1.3. В процессе работы дежурный по парку должен проходить повторный инструктаж по охране труда не реже одного раза в три месяца, внеплановый и целевые инструктажи по охране труда, обучение по охране труда в процессе технической учебы, очередную и внеочередную проверку (при необходимости) знаний требований охраны труда.

Дежурный по парку в процессе трудовой деятельности в установленном порядке должен проходить периодические медицинские осмотры (обследования).

1.4. Вновь принятые на работу дежурные по парку должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве не позднее одного месяца после приема на работу.

1.5. Дежурный по парку обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на железнодорожной станции, знать права, обязанности и нести ответственность за их выполнение в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Для предотвращения охлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе в холодный период года при низких температурах предусматриваются перерывы для обогрева. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или локальным документом.

1.6. Дежурный по парку должен знать:

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры по защите от их воздействия;

безопасные приемы выполнения работ;

правила нахождения на железнодорожных путях;

требования безопасности и порядок выполнения маневровой работы;

требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

план эвакуации при пожаре;

места расположения первичных средств пожаротушения, органов управления противопожарным оборудованием (автоматической пожарной сигнализацией, автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, оповещения о пожаре);

места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами для оказания первой помощи;

знаки безопасности, расположенные на территории и в служебных помещениях;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, порядок ограждения подвижного состава и опасных мест;

правила оказания первой помощи пострадавшим;

правила перевозок грузов;

правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами;

техническо-распорядительный акт железнодорожной станции;

технологический процесс (карту) работы станции;

график движения и план формирования поездов;

Трудовой кодекс Российской Федерации в объеме должностных обязанностей;

правила внутреннего трудового распорядка;

Правила технической эксплуатации железных дорог РФ;

Инструкцию по сигнализации на железных дорогах РФ;

Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ;

особенности работы железнодорожной станции в зимний период;

правила и инструкции по охране труда, а также должностные инструкции и другие документы, устанавливающие обязанности работников;

требования настоящей Инструкции.

1.7. Дежурный по парку обязан:

выполнять работу, входящую в его должностные обязанности или порученную дежурным по станции (смены) или руководителем станции;

применять безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, которые предусмотрены требованиями нормативных документов и должностными обязанностями;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов (составителями поездов);

внимательно следить за сигналами, сообщениями и командами по двусторонней парковой связи или громкоговорящему оповещению, подаваемыми дежурным по станции, а на станциях участков, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездным диспетчером и подчиняться их сообщениям и командам;

содержать в исправном состоянии и чистоте радиостанцию, инвентарь и средства индивидуальной защиты;

соблюдать требования пожарной безопасности и обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

проходить по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам прохода (технологическим и на работу и с работы), пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;

быть предельно внимательным в местах движения подвижного состава (вагонов) и транспорта;

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

контролировать соблюдение требований безопасности, трудовой и технологической дисциплины работниками, занятыми в перевозочном процессе;

соблюдать обязанности работника в области охраны труда, определенные статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации:

соблюдать требования охраны труда,

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты,

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажи по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда,

немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшим на производстве, или об ухудшении здоровья, в том числе о появлении признаков острого профессионального заболевания (отравления),

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;

соблюдать порядок и требования, установленные технологическим процессом (картой) и настоящей Инструкцией.

1.8. В процессе работы на дежурного по парку могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, механизмы;

повышенный уровень шума;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная влажность и подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

физические перегрузки;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов.

При работе на персональной электронной вычислительной машине (ПЭВМ) на дежурных по парку могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

повышенные уровни электромагнитного излучения;

повышенная яркость светового излучения;

напряжение зрения, внимания, длительные статические нагрузки.

Дежурные по парку могут подвергаться воздействию опасных факторов взрыва и пожара при возникновении аварийной ситуации.

Для уменьшения воздействия отрицательных производственных факторов дежурным по парку должны быть использованы специальные индивидуальные защитные средства.

1.9. Дежурный по парку должен быть обеспечен согласно установленных норм следующими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ):

Комплект "Движенец-Л" или

1

Костюм "Дефектоскопист-Л"

1

Ботинки юфтевые на полиуретановой подошве

1 пара

Сапоги из поливинилхлоридного пластиката или

1 пара

Сапоги резиновые

1 пара

Плащ для защиты от воды

1 на 3 года

Перчатки комбинированные или

4 пары

Перчатки с полимерным покрытием

4 пары

Жилет сигнальный 2 класса защиты

2

Зимой дополнительно:

Комплект для защиты от пониженных температур "Движенец" или

по поясам

Костюм для защиты от пониженных температур "Дефектоскопист"

по поясам

Шапка-ушанка со звукопроводными вставками

по поясам

Рукавицы утепленные или

по поясам

Перчатки утепленные

Сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или

по поясам

Валенки (сапоги валяные) с резиновым низом

В III, IV и особых поясах дополнительно:

Полушубок или

по поясам

Полупальто на меховой подкладке, или

Куртка на меховой подкладке

Выдаваемая спецодежда и спецобувь (СИЗ) должна быть подобрана по полу, росту и размерам работника и не должна стеснять движений при работе.

В целях обеспечения своевременной стирки и химчистки специальной одежды допускается выдавать дежурным по парку 2 комплекта специальной одежды с удвоенным сроком носки. Данный порядок регламентируется распорядительным документом руководителя подразделения.

1.10. Личную одежду, спецодежду и обувь следует хранить отдельно друг от друга в шкафах гардеробной, которые необходимо содержать в чистоте и порядке. В ходе эксплуатации выданных СИЗ, дежурный по парку должен следить за исправностью спецодежды.

1.11. Дежурный по парку должен соблюдать требования пожарной безопасности, знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, курить только в специально установленных и приспособленных для этого местах, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами.

Дежурному по парку запрещается подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями.

Дежурному по парку в помещениях служебно-технических зданий запрещается:

оставлять без присмотра включенные в сеть бытовые электронагревательные приборы;

пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов;

пользоваться неисправными, самодельными, с незакрепленными и оголенными проводами, с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляции электропроводки бытовыми электроприборами, выключателями, рубильниками, штепсельными розетками и другим электрооборудованием;

хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.

1.12. При работе дежурный по парку должен соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Перед едой необходимо вымыть руки водой с мылом.

Воду требуется пить кипяченую (бутилированную).

Применяемое бытовое оборудование, разрешенное руководителем структурного подразделения, необходимо эксплуатировать в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

1.13. При нахождении на железнодорожных путях дежурный по парку обязан:

во время прохода по территории железнодорожной станции проявлять бдительность, слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения, распределять свое внимание между передвижением подвижного состава и выполнением служебных обязанностей;

проходить по специально установленным маршрутам служебного и технологического проходов;

выполнять требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования: предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, негабаритные места и другие препятствия (перечень негабаритных и опасных мест железнодорожной станции указывается в инструкции по охране труда для дежурного по парку, разработанной на железнодорожной станции);

при проходе вдоль железнодорожных путей идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, за предметами, выступающими за пределы очертания габаритов подвижного состава (открытые двери, борта вагонов, проволока и другие предметы);

при приближении подвижного состава или во время маневровых передвижений требуется заблаговременно отойти на обочину пути или в другое междупутье на безопасное расстояние, чтобы не оказаться между одновременно движущимися по соседним путям подвижными единицами, и не находиться в зоне негабаритного (опасного) места, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны отойти с железнодорожных путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного железнодорожного пути, убрать инструменты, приспособления, материалы, изделия на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;

при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска поезда со скоростью движения свыше 140 км/ч, после сообщения о проходе поезда не позднее, чем за 10 минут, работа должна быть прекращена, необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд;

при нахождении работников на путях железнодорожных станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному железнодорожному пути);

при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (на корточки) или лечь на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом к оси пути, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава, перешагивая через рельсы, не наступая на рельсы и концы шпал;

переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, следует при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;

подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона следует, повернувшись лицом к вагону, держась двумя руками за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным фонарем);

прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м, посередине разрыва;

следить за показаниями светофоров, звуковыми сигналами, знаками, положением стрелок и предупреждениями, передаваемыми по парковой двухсторонней связи о следовании поездов и маневровых передвижениях подвижного состава;

быть внимательным и осторожным при нахождении на путях, особенно при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах, сильном шуме, создаваемом работающей техникой или проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов.

При нахождении работников в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов требуется соблюдать Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" и дополнительные меры безопасности, установленные локальными документами.

(п. 1.13 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 23.12.2014 N 3086р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.14. При нахождении на железнодорожных путях дежурному по парку запрещается:

переходить (перебегать) железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом или сразу за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется железнодорожный подвижной состав;

подниматься на подножки вагонов и сходить с них во время движения;

подниматься на локомотивы;

пролезать (подлезать) под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них, переходить железнодорожные пути по рамам вагонов;

становиться или садиться на рельсы и концы шпал, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные и наземные устройства;

находиться в междупутье при следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов, ставить ногу между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе;

при пропуске подвижного состава находиться в негабаритных местах, обозначенных сигнальной окраской и/или знаком, обозначающим негабаритное место, в габарите подвижного состава;

заходить в межвагонное пространство;

пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическим процессом работы железнодорожной станции.

(п. 1.14 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 23.12.2014 N 3086р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.15. При выходе на железнодорожный путь из помещений, из-за подвижного состава, зданий, строений и сооружений и зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, а также при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, до перехода железнодорожного пути дежурному по парку требуется:

предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава (с обеих сторон) к месту перехода;

в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте, дождаться установления видимости окружающих предметов и далее продолжить движение, в местах с ограниченной освещенностью - пользоваться ручным фонарем;

при приближении подвижного состава - остановиться в безопасном месте, пропустить его и далее продолжить движение.

(п. 1.15 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 23.12.2014 N 3086р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.16. До выхода на открытый воздух при сильных морозах дежурному по парку следует смазать открытые участки тела кремом от обморожения (изготовленным на безводной основе). При сильных морозах, во избежание обморожения, нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту, оборудованию).

Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе при низких температурах дежурный по парку должен пользоваться теплозащитной одеждой и теплозащитной обувью, использовать предоставляемые регламентированные перерывы на обогрев, длительность которых определена Правилами внутреннего трудового распорядка или локальным документом структурного подразделения.

(п. 1.16 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 23.12.2014 N 3086р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.17. При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях дежурный по парку должен соблюдать требования безопасности:

не подниматься на опоры контактной сети, не выполнять работы, приближаясь самому или с помощью применяемых инструментов и приспособлений к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети на расстояние ближе 2, а к оборванным проводам - ближе 8 м;

не подниматься на крышу вагона или локомотива, находящегося под контактным проводом;

не прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.

Дежурный по парку, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом дежурному по станции.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, перемещаться мелкими шагами, не превышающими длину стопы, и не отрывая ног от земли выходить из опасной зоны.

При возникновении пожара вблизи контактной сети необходимо немедленно сообщить об этом дежурному по станции (маневровому или поездному диспетчеру).

1.18. В случае обнаружения дежурным по парку на территории станции разлива или рассыпания опасных или вредных веществ из подвижного состава, то обойти их следует так, чтобы ветер не нес на него пары или частицы этих веществ, немедленно сообщить об этом происшествии дежурному по смене.

1.19. Дежурному по парку запрещается:

находиться на работе без соответствующей спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

находиться при исполнении обязанностей в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

приступать к работе, не связанной с прямыми обязанностями без получения от руководителей инструктажа о безопасных приемах ее выполнения.

1.20. Запрещается нахождение на рабочем месте дежурного по парку посторонних лиц, а также посторонних предметов. Инструмент и инвентарь, применяемый в работе должен находиться в специально отведенных местах.

1.21. О каждом несчастном случае на производстве дежурный по парку должен немедленно:

сообщить руководителю смены (дежурному по станции), который, в свою очередь, сообщает руководителям станции;

срочно организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в лечебное учреждение;

сохранить до прибытия комиссии по расследованию несчастного случая обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент травмирования (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии).

1.22. Знание и выполнение требований норм охраны труда являются служебной обязанностью дежурного по парку. При не выполнении требования настоящей Инструкции, он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.