Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Общие положения

1. Настоящие тарифно - квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих (далее - тарифно - квалификационные характеристики) являются нормативным документом, обеспечивающим рациональное разделение труда, правильный подбор, расстановку и использование кадров, единство в определении должностных обязанностей служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Тарифно - квалификационные характеристики служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а также дифференциации в уровне оплаты труда этих работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС).

2. Тарифно - квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации по разрядам оплаты":

- раздел "Должностные обязанности" содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично служащему, занимающему данную должность, и является основой для разработки должностных инструкций непосредственно в организациях, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность служащего;

- раздел "Должен знать" содержит основные требования, предъявляемые к служащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые должны применяться при выполнении должностных обязанностей;

- раздел "Требования к квалификации по разрядам оплаты" определяет уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

Дифференциация требований к квалификации по разрядам оплаты обусловлена различиями в сложности выполняемых работ, исходя из ответственности, разнообразия и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей.

3. В тарифно - квалификационных характеристиках приведен перечень основных работ, исходя из сложившихся в отраслях экономики разделения и кооперации труда. Конкретный перечень должностных обязанностей служащих устанавливается должностными инструкциями, которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке. При необходимости должностные обязанности, содержащиеся в тарифно - квалификационной характеристике по той или иной должности служащего, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ, сокращению численности персонала возможно расширение круга обязанностей служащих по сравнению с установленными соответствующей тарифно - квалификационной характеристикой. В этих случаях работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных тарифно - квалификационными характеристиками по другим должностям, родственным по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования.

4. Отнесение к разрядам оплаты труда руководителей организаций, учреждений, предприятий <*> и их структурных подразделений, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется на основе группировки по оплате труда руководителей, исходя из масштаба и сложности руководства, и устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами.

--------------------------------

<*> Далее - организация.

Группы по оплате труда руководителей определяются в зависимости от технико - экономических показателей, характеризующих их работу, а также от факторов, влияющих на труд руководителя, таких как численность подчиненного персонала, техническая вооруженность и др.

5. Тарифно - квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе тарифно - квалификационных характеристик по должности руководителя.

6. Должностное наименование "старший" устанавливается возможно при условии, если служащий наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему работниками. Должностное наименование "старший" может устанавливаться служащему также в виде исключения и при отсутствии непосредственно в его подчинении работников, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы (при нецелесообразности создания отдельного структурного подразделения).

Для должностей служащих, по которым устанавливаются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется.

В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста более высокой квалификационной категории.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации служащих требованиям тарифно - квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующим положениям о порядке проведения аттестации руководителей, специалистов и других служащих организаций.

По должностям, тарифно - квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в соответствии с которым высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

(абзац введен Постановлением Минтруда РФ от 20.02.2002 N 14)

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) "бакалавр" присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация "дипломированный специалист" - после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) "магистр" присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

(абзац введен Постановлением Минтруда РФ от 20.02.2002 N 14)

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности. Им может быть установлен разряд оплаты в пределах предусмотренного диапазона разрядов для данной должности так же, как и лицам, имеющим специальную подготовку и стаж работы.