1. Общие положения

1.1. Федеральный закон N 294-ФЗ регламентирует правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и устанавливает:

порядок организации и проведения проверок хозяйствующих субъектов органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

порядок взаимодействия указанных органов Роструда при организации и проведении проверок хозяйствующих субъектов;

права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и их должностных лиц при проведении проверок;

права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

меры по защите их прав и законных интересов.

Производство по делу об административных правонарушениях, включая применение мер по обеспечению административного делопроизводства (например, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю территории, помещений и оборудования при реализации полномочий по временному запрету деятельности (эксплуатации) в установленных случаях возникновения угрозы жизни и здоровью работников), осуществляется уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда на основании и в соответствии с требованиями и положениями Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).

1.2. Наряду с общими положениями Федерального закона N 294-ФЗ, являющимися обязательными для всех без исключения органов государственного контроля (надзора), деятельность органов Роструда по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая права уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда, а также требования к осуществлению и порядку проведения инспекционных проверок, регламентируются Конвенцией Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протоколом к ней 1995 года, ратифицированными Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде" <*>, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июля 2009 года N 378н, положениями о государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации, утвержденными приказами руководителя Роструда, а также иными федеральными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ, с учетом особенностей их применения, установленных упомянутыми выше международными договорами и законодательными актами.

--------------------------------

<*> Далее - Конвенция N 81.

1.3. При определении требований Федерального закона N 294-ФЗ, подлежащих безусловному соблюдению уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда при осуществлении ими контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, необходимо руководствоваться положениями частей 3, 4 и 5 статьи 1 данного Федерального закона, устанавливающими следующее:

1.3.1. Положения Федерального закона N 294-ФЗ не применяются к действиям органов Роструда при проведении расследования несчастных случаев на производстве (часть 3 статьи 1), что фактически означает, что нормы данного Федерального закона не действуют при осуществлении уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда надзорно-контрольных мероприятий, связанных с процедурой расследования обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, локализацией их последствий и обеспечением соблюдения прав пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.

Указанные действия осуществляются уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда в соответствии с положениями и требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в данной сфере.

Основанием для проведения указанных мероприятий является распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя) произвольной формы. Результатом (юридическим фактом) их проведения (завершения) являются оформленные материалы расследования несчастного случая на производстве, а также иные оформленные уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда документы инспекторского реагирования.

1.3.2. Особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами (часть 4 статьи 1).

В этой связи необходимо учитывать, что Конвенция N 81 и Трудовой кодекс Российской Федерации являются именно таковыми правовыми актами, фактически устанавливающими особенности реализации уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда предоставленных полномочий, в том числе в части организации и проведения инспекционных проверок.

Следует также учитывать, что до 1 июля 2011 года положения Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере труда, то есть надзора и контроля, осуществляемого органами Роструда. В частности, до 1 июля 2011 года не действуют требования части 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о согласовании внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с органами прокуратуры.

1.3.3. Федеральный закон N 294-ФЗ содержит основополагающую конституционную норму, в соответствии с которой регламентировано, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).

В отличие от большинства государственных органов, осуществляющих надзор и контроль в установленной сфере деятельности, в отношении федеральной инспекции труда таковым международным договором Российской Федерации является Конвенция N 81, положения статей 12 и 16 которой устанавливают особенности осуществления инспекторами труда мероприятий по надзору и контролю.

Учитывая, что в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации положения упомянутых и иных статей Конвенции N 81 обладают высшей юридической силой в сопоставлении с нормами и положениями иных законодательных актов Российской Федерации, представляется, что уполномоченные должностные лица федеральной инспекции труда вправе руководствоваться нормами Конвенции N 81 в качестве правоустанавливающих в случаях возникновения при осуществлении контроля (надзора) в установленной сфере деятельности конфликтных либо спорных ситуаций.

1.3.4. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов Роструда и проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда (например, проведение мониторинга состояния условий и охраны труда, включая соблюдение законодательства об оплате труда).

1.3.5. С учетом установленных действующим законодательством ограничений и возложенных на органы Роструда функций, связанных с проведением мониторинга состояния условий и охраны труда в хозяйствующих субъектах региона, уполномоченные должностные лица федеральной инспекции труда вправе осуществлять сбор необходимой информации из различных источников без проведения надзорно-контрольных мероприятий в соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ, руководствуясь при этом установленным статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации правом запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимые для осуществления возложенных полномочий.

Вместе с тем, при реализации указанных полномочий необходимо учитывать, что в рамках правоотношений, возникающих за пределами правоустанавливающих требований Федерального закона N 294-ФЗ при осуществлении мероприятий по контролю (надзору), предоставление упомянутой информации (сведений) не следует рассматривать как обязанность указанных лиц, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности. В этой связи в указанных случаях, в отличие от правоотношений, регулируемых Федеральным законом N 294-ФЗ, в своих обращениях уполномоченные должностные лица федеральной инспекции труда должны воздерживаться от предупреждения о возможных мерах ответственности за непредставление запрашиваемой информации.