МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.М. КАЗАНЦЕВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ИЮНЯ 2011 ГОДА N 751-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЮГАЯ БОРИСА РОМАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 153, 237 И 252

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Актуальность вопроса о расширении предъявленного подсудимому обвинения и производстве связанных с этим следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу, возвращенному прокурору по ходатайству государственного обвинителя для соединения с другими делами, подтверждается как исследователями, <*> так и повторяющимися обращениями заявителей по данному вопросу в Конституционный Суд Российской Федерации.

--------------------------------

<*> Маркина Е.А., Баева Т.Н. Возвращение уголовного дела прокурору: возможно ли расширить объем обвинения, изменить его на более тяжкое? // Уголовное судопроизводство. 2006. N 1; Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М.: НОРМА, 2009; Божьев В. Сущность изменений в УПК РФ от 2 декабря 2008 года // Законность. 2009. N 5; Ибрагимов И.М. Правомерные возможности защиты прав потерпевшего // Российская юстиция. 2009. N 5; Смирнов А.В. О повороте обвинения к худшему в судебном разбирательстве и возвращении судом дела прокурору // СПС "КонсультантПлюс", 2011.

В Постановлении от 20 апреля 1999 года N 7-П Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации нормы Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, предоставлявшие суду право возвращать уголовное дело прокурору в случае не восполнимой в судебном заседании неполноты расследования, а также при наличии оснований для предъявления обвиняемому другого обвинения либо для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, содержащегося в обвинительном заключении. В мотивировочной части решения Конституционный Суд Российской Федерации указал, что возвращение уголовного дела прокурору по указанным основаниям противоречит принципам разделения властей, состязательности судопроизводства и равноправия сторон, презумпции невиновности, затрагивает право как обвиняемого, так и потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок (статьи 10, 46 (часть 1), 49, 52, 110, 118, 120 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2000 года N 9-О правовой институт возвращения уголовного дела судом прокурору для дополнительного расследования прекратил свое существование.

Реализуя данные решения Конституционного Суда Российской Федерации, федеральный законодатель отказался в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от института возвращения судом уголовного дела прокурору для дополнительного расследования. Как указал В.М. Лебедев в комментарии к статье 237 этого Кодекса, "отказ от данного института был обусловлен целями стимулирования качества расследования и обеспечения права обвиняемого быть судимым без неоправданной задержки (ч. 3 ст. 5 Конвенции о защите прав человека)". <*>

--------------------------------

<*> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 516.

В то же время в статье 237 УПК Российской Федерации был закреплен институт возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. В свою очередь прокурор мог возвратить дело следователю или дознавателю, но не для восполнения неполноты предварительного расследования, а для достижения той же цели - устранения препятствий его рассмотрения судом.

В Постановлении от 4 марта 2003 года N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации признал допустимым возвращение уголовного дела прокурору по инициативе суда для устранения существенных нарушений уголовно-процессуального закона, если это не связано с восполнением неполноты предварительного расследования. Мотивируя свое решение, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционные принципы правосудия предполагают неукоснительное следование процедуре уголовного преследования, что гарантирует соблюдение процессуальных прав участников уголовного судопроизводства. Поэтому в случае выявления допущенных органами дознания или предварительного следствия процессуальных нарушений суд, самостоятельно осуществляя правосудие (статья 120 Конституции Российской Федерации), вправе принимать в соответствии с уголовно-процессуальным законом меры по их устранению с целью восстановления нарушенных прав, что позволяет всесторонне и объективно рассмотреть дело по существу. Тем самым обеспечивается право каждого на судебную защиту его прав и свобод и право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статьи 46 и 52 Конституции Российской Федерации).

Направляя в этих случаях уголовное дело прокурору, суд не подменяет сторону обвинения, - он лишь указывает на выявленные нарушения, ущемляющие процессуальные права участников уголовного судопроизводства, требуя их восстановления.

Приведенные правовые позиции были развиты Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 8 декабря 2003 года N 18-П. В данном решении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что положения части первой статьи 237 УПК Российской Федерации не исключают - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - правомочие суда по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях существенных нарушений уголовно-процессуального закона, не устранимых в судебном производстве, если возвращение дела не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия. Конституционный Суд Российской Федерации также признал не соответствующим Конституции Российской Федерации положение части четвертой статьи 237 УПК Российской Федерации, не позволявшее осуществлять необходимые для устранения обнаруженных нарушений следственные и иные процессуальные действия.

Реализуя названное Постановление, федеральный законодатель признал утратившими силу части вторую, четвертую и пятую статьи 237 УПК Российской Федерации (Федеральный закон от 2 декабря 2008 года N 226-ФЗ).

Таким образом, по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, суд общей юрисдикции при осуществлении производства по уголовному делу может по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, когда в досудебном производстве допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, не устранимые в судебном производстве, если возвращение дела прокурору не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия; при этом устранение допущенных нарушений предполагает осуществление необходимых для этого следственных и иных процессуальных действий.

Между тем в названных решениях Конституционный Суд Российской Федерации не касался вопроса о возвращении уголовного дела прокурору для соединения с другими делами и о правовых последствиях такого возвращения в случаях, когда отсутствие такого соединения дел не является существенным нарушением уголовно-процессуального закона в смысле правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

В уголовном деле Б.Р. Югая при первом рассмотрении дела ни Пермский районный суд Пермского края, ни судебная коллегия по уголовным делам Пермского краевого суда не посчитали, что дело не может быть рассмотрено без соединения с делами соучастников подсудимого. При повторном же рассмотрении те же суды в своих решениях указали, что возвращение дела прокурору для соединения дел в одном производстве было произведено не для устранения препятствий его рассмотрения судом, а для более полного, всестороннего и объективного исследования доказательств по делу, т.е. фактически для восполнения неполноты предварительного расследования.

Соответственно, по смыслу, придаваемому сложившейся правоприменительной практикой положениям статьи 237 УПК Российской Федерации в действующей редакции, после возвращения судом уголовного дела прокурору в порядке данной статьи проведение дополнительного расследования возможно.

Такое правоприменение фактически может рассматриваться как возложение на суд обязанности по обоснованию обвинения, что не согласуется с предписаниями статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия, как того требуют статьи 10, 118 и 120 Конституции Российской Федерации, статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, и вступает в противоречие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о невозможности проведения дополнительного расследования после возвращения судом уголовного дела прокурору, изложенной в Постановлении от 8 декабря 2003 года N 18-П. Таким образом, в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспоренные положения статьи 237 "Возвращение уголовного дела прокурору" УПК Российской Федерации, находящиеся в системной связи с положениями его статей 153 "Соединение уголовных дел" и 252 "Пределы судебного разбирательства", обнаруживается неопределенность, что согласно статье 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 36, 42, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", полагаю, что жалобу гражданина Республики Таджикистан Б.Р. Югая следует принять к рассмотрению, поскольку она отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми.

Судья Конституционного Суда

Российской Федерации

С.М.КАЗАНЦЕВ