Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Подготовка к проведению наблюдения

2.1. На первом этапе подготовки к наблюдению производятся следующие работы:

а) формируется перечень рынков, подлежащих обследованию. Формирование выборочной совокупности осуществляется на основе данных административного источника - реестра рынков. По каждому рынку по коду ОКПО из Статрегистра выгружается: коды территории по ОКАТО, муниципального района (городского округа) по ОКТМО.

При этом необходимо учесть:

- представительство (при наличии) всех типов рынков, приведенных в разделе 1.3;

- представительство рынков, находящихся в городской и сельской местности;

б) из полученных пообъектных данных по форме N 3-рынок отбираются (по коду ОКПО) бланки по рынкам, включенным в выборочную совокупность. На основе данных 2 раздела указанной формы проверяется представительство товаров (товарных групп), за которыми ведется наблюдение. Если их представительство не обеспечивается в полном объеме, то по возможности рынок необходимо заменить на аналогичный по типу и местонахождению (в городской или сельской местности).

2.2. На втором этапе подготовки к наблюдению производятся следующие работы:

а) на отобранных рынках производится систематизация торговых зон, т.е. определяется схема размещения на рынке и число торговых мест, на которых осуществляется торговля однородными товарами.

С этой целью осуществляется предварительный выход на отобранные рынки работников территориального органа Росстата для распределения числа торговых мест в соответствии с укрупненной торговой номенклатурой, приведенной на бланке ф. N 3-рынок, по группировкам формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков). Например, в форме N 3-рынок по специализированному продовольственному рынку по строке "масло животное, сыры, маргариновая продукция" (строка 18) указано 30 торговых мест. При выходе на рынок уточняется распределение торговых мест между следующими группами, перечисленными в форме N Б-1п: "масло животное" (N строки 48) - 15 мест, "сыры (включая брынзу)" (N строки 49) - 10 мест, "продукция маргариновая" (N строки 75) - 5 мест.

При затруднении отнесения торгового места к определенной товарной группе необходимо выяснить у продавца (при невозможности контакта определить визуально), объемы продажи какого товара преобладают. Если преобладает, например, продажа сыров, то данное торговое место относится к товарной группе "сыры жирные".

Если на одном торговом месте производится продажа нескольких товаров одновременно и объемы продажи примерно одинаковые (что в основном характерно для рынков, расположенных в сельской местности), то в этом случае учитывается не количество торговых мест, а количество продавцов с одинаковым товаром. В нашем примере распределение торговых мест между группами, перечисленными в форме N Б-1п, будет следующим: "масло животное" - 30 мест, "сыры жирные (включая брынзу)" - 30 мест, "продукция маргариновая" - 30 мест. Такой подход позволит наиболее полно учесть объемы продажи товаров на обследуемых рынках;

б) данные о числе торговых мест по товарным группам формы N Б-1 заносятся в специальную таблицу (импортируемую таблицу Ирт-01 из Экономического описания электронной обработки данных), которая заполняется по каждому из типов обследуемых рынков. Указанные данные при необходимости (создание новых торговых мест или ликвидация ранее действующих торговых мест при реконструкции рынка и т.п.) уточняются ежеквартально после получения данных по ф. N 3-рынок;

в) в соответствии с заданным объемом выборки в каждой товарной группе путем простого механического отбора устанавливаются подлежащие обследованию торговые места. Число отобранных товаров может быть одинаковым или разным, в зависимости от их представительности на данном рынке. Если на рынке торговые места по продаже каких-либо изделий в разрезе группировок формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков) представлены ограниченным числом торговых мест (до 5), то в обязательном порядке обследуется 1 торговое место.

Количество отобранных для обследования торговых мест (объем выборки) должно составлять не менее 5% торговых мест от общего числа торговых мест на рынках в субъекте Российской Федерации.

В приведенном выше примере при 5% отборе объем выборки по укрупненной группировке "масло животное, сыры, маргариновая продукция" (строка 18 ф. N 3-рынок) составляет 2 торговых места, но в разрезе группировок формы N Б-1 в обследование будет включено 1 место по продаже масла животного, 1 место по продаже сыров жирных (включая брынзу), 1 место по продаже продукции маргариновой.

Один бланк ф. N Б-1 (по соответствующему типу рынков) рассчитан на обследование 4 торговых мест (по рынкам строительных материалов - 6 торговых мест) по каждой товарной группе. Если в выборку попало больше торговых мест, чем общее количество торговых мест во всех высланных в Ваш адрес бланках ф. N Б-1, то необходимо размножить недостающее количество страниц бланка (по соответствующему типу рынка);

г) производится закрепление торговых мест за интервьюерами (работниками территориального органа Росстата, работниками несписочного состава) с учетом дневной нагрузки на 1 интервьюера. Например, на одном вещевом рынке для обследования отобрано 35 мест. Исходя из реальных условий в течение одного дня могут быть опрошены 20 продавцов. Тогда наблюдение может быть проведено одним человеком в течение двух дней или двумя - в течение одного дня. Если на пяти рынках для обследования в регионе отобраны 200 торговых мест, варианты могут быть следующими: один человек на 10 дней, два человека на 5 дней и т.д.

Наблюдение предполагает опросы одних и тех же отобранных торговых мест дважды во втором месяце отчетного квартала: в течение одного буднего и одного выходного дня. Однако под одним будним днем могут подразумеваться все будние дни, выпадающие на период наблюдения, а под выходным - соответственно все выходные дни. Например, 200 торговых мест могут последовательно опрашиваться в течение 20 будних дней, выпавших на период обследования (например, второй месяц II квартала) и, второй раз, 8-и выходных дней, выпавших на этот период. С учетом этого устанавливается численность привлекаемых работников.

В тех случаях, когда в будний день товар был в продаже, а в выходной (в течение всех 8-ми выходных дней) - продажа на отобранном торговом месте не осуществлялась, допускается регистрация объемов продажи указанного товара на торговом месте, не попавшем в выборку.