Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2018 года (Приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 N 191).

Таблица 2. Структура ООП подготовки специалиста

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

┌───┬──────────────────────────┬─────────┬──────────────────┬─────────────┐

│Код│ Учебные циклы, разделы и │Трудоем- │Перечень дисциплин│ Коды │

│УЦ │ проектируемые │кость │ для разработки │ формируемых │

│ООП│ результаты их освоения │(зачет- │ программ │ компетенций │

│ │ │ные еди- │ (примерных), а │ │

│ │ │ницы) <*>│ также учебников и│ │

│ │ │ │ учебных пособий │ │

├───┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│С.1│Гуманитарный, │ 35 - 45 │ │ │

│ │социальный и │ │ │ │

│ │экономический цикл │ │ │ │

│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│ │Базовая часть │ 25 - 35 │ │ │

│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│ │В результате изучения │ │Иностранный язык │ОК-1 - 7 │

│ │базовой части цикла │ │(английский); │ОК-9 - 11 │

│ │обучающийся должен: │ │Отечественная │ПК-12 │

│ │знать: │ │история; │ПК-1 │

│ │- грамматические правила│ │Правоведение; │ │

│ │иностранного │ │Философия; │ │

│ │(английского) языка,│ │Экономика │ │

│ │английский язык в объеме,│ │ │ │

│ │необходимом для общей и│ │ │ │

│ │общепрофессиональной │ │ │ │

│ │коммуникации; │ │ │ │

│ │- основные закономерности│ │ │ │

│ │исторического процесса,│ │ │ │

│ │этапы исторического│ │ │ │

│ │развития России, место и│ │ │ │

│ │роль России в истории│ │ │ │

│ │человечества и в│ │ │ │

│ │современном мире; принципы│ │ │ │

│ │регулирования │ │ │ │

│ │международных отношений;│ │ │ │

│ │основные правовые системы│ │ │ │

│ │современности, особенности│ │ │ │

│ │международных и│ │ │ │

│ │национальных норм права,│ │ │ │

│ │особенности правового│ │ │ │

│ │регулирования деятельности│ │ │ │

│ │на судне; │ │ │ │

│ │- нормы права и нормативно│ │ │ │

│ │-правовые акты, основные│ │ │ │

│ │правовые системы,│ │ │ │

│ │источники российского│ │ │ │

│ │права, отрасли права,│ │ │ │

│ │правовое государство,│ │ │ │

│ │особенности федеративного│ │ │ │

│ │устройства России,│ │ │ │

│ │гражданские │ │ │ │

│ │правоотношения, трудовое│ │ │ │

│ │право, административная│ │ │ │

│ │ответственность, основы│ │ │ │

│ │правового регулирования│ │ │ │

│ │профессиональной │ │ │ │

│ │деятельности; │ │ │ │

│ │- основные разделы и│ │ │ │

│ │направления философии,│ │ │ │

│ │этапы ее исторического│ │ │ │

│ │развития; методы и приемы│ │ │ │

│ │философского анализа│ │ │ │

│ │проблем; │ │ │ │

│ │- основы экономики, методы│ │ │ │

│ │микро- и макроэкономики,│ │ │ │

│ │организации производства,│ │ │ │

│ │труда и управления,│ │ │ │

│ │тенденции развития мировой│ │ │ │

│ │экономики, проблемы│ │ │ │

│ │современной экономической│ │ │ │

│ │интеграции, основных│ │ │ │

│ │управленческих функций│ │ │ │

│ │(принятие решений,│ │ │ │

│ │организация, │ │ │ │

│ │мотивирование, контроль,│ │ │ │

│ │корректирование) и методов│ │ │ │

│ │их реализации, место и│ │ │ │

│ │роль России в этом│ │ │ │

│ │процессе, ее подходы к│ │ │ │

│ │проблеме включения страны│ │ │ │

│ │в систему│ │ │ │

│ │мирохозяйственных связей; │ │ │ │

│ │уметь: │ │ │ │

│ │- использовать русский и│ │ │ │

│ │иностранный (английский)│ │ │ │

│ │язык для коммуникации│ │ │ │

│ │общего и профессионального│ │ │ │

│ │характера и в│ │ │ │

│ │межличностном общении в│ │ │ │

│ │условиях │ │ │ │

│ │интернационального │ │ │ │

│ │экипажа; │ │ │ │

│ │- анализировать и│ │ │ │

│ │оценивать социальную│ │ │ │

│ │информацию, корректировать│ │ │ │

│ │свою деятельность с│ │ │ │

│ │учетом результатов этого│ │ │ │

│ │анализа; │ │ │ │

│ │- применять понятийный│ │ │ │

│ │аппарат правоведения,│ │ │ │

│ │законодательные и│ │ │ │

│ │нормативно-правовые акты,│ │ │ │

│ │регулирующие │ │ │ │

│ │профессиональную область│ │ │ │

│ │деятельности; │ │ │ │

│ │- применять понятийно-│ │ │ │

│ │категорийный аппарат,│ │ │ │

│ │основные законы│ │ │ │

│ │гуманитарных и социальных│ │ │ │

│ │наук в профессиональной│ │ │ │

│ │деятельности, использовать│ │ │ │

│ │полученные знания для│ │ │ │

│ │развития и│ │ │ │

│ │совершенствования своего│ │ │ │

│ │интеллектуального уровня; │ │ │ │

│ │- принимать ответственные│ │ │ │

│ │решения на основе│ │ │ │

│ │критической оценки│ │ │ │

│ │социально-экономической │ │ │ │

│ │ситуации, опираясь на│ │ │ │

│ │оперативную информацию и│ │ │ │

│ │использование │ │ │ │

│ │экономических моделей;│ │ │ │

│ │анализировать, оценивать и│ │ │ │

│ │прогнозировать │ │ │ │

│ │экономические эффекты и│ │ │ │

│ │последствия реализуемой│ │ │ │

│ │модели; │ │ │ │

│ │владеть: │ │ │ │

│ │- иностранным языком в│ │ │ │

│ │объеме, необходимом для│ │ │ │

│ │возможности получения│ │ │ │

│ │информации из зарубежных│ │ │ │

│ │источников и для│ │ │ │

│ │осуществления │ │ │ │

│ │профессиональной │ │ │ │

│ │коммуникации; │ │ │ │

│ │- методами научного│ │ │ │

│ │познания, способностью│ │ │ │

│ │анализировать полученную│ │ │ │

│ │информацию; │ │ │ │

│ │- основами│ │ │ │

│ │предпринимательской │ │ │ │

│ │деятельности и│ │ │ │

│ │особенностями │ │ │ │

│ │предпринимательства в│ │ │ │

│ │профессиональной сфере,│ │ │ │

│ │приемами экономического│ │ │ │

│ │анализа и планирования │ │ │ │

│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│ │Вариативная часть │ │ │ │

│ │(знания, умения, навыки │ │ │ │

│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │

├───┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│С.2│Математический и │ 40 - 50 │ │ │

│ │естественнонаучный │ │ │ │

│ │цикл │ │ │ │

│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│ │Базовая часть │ 28 - 38 │ │ │

│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│ │В результате изучения│ │Математика │ОК-1 - 4 │

│ │базовой части цикла│ │Информатика │ОК-12 │

│ │обучающийся должен: │ │Физика │ПК-1 - 4 │

│ │знать: │ │Химия │ПК-16 │

│ │- фундаментальные разделы│ │Экология │ПК-22 - 24 │

│ │математики в объеме,│ │ │ПК-26 │

│ │необходимом для владения│ │ │ПК-27 │

│ │математическими методами│ │ │ПК-28 - 31 │

│ │обработки информации,│ │ │ │

│ │статистики; основные│ │ │ │

│ │понятия и методы│ │ │ │

│ │математического анализа,│ │ │ │

│ │линейной алгебры, теории│ │ │ │

│ │дифференциальных │ │ │ │

│ │уравнений; основные│ │ │ │

│ │понятия и методы векторной│ │ │ │

│ │алгебры, сферической│ │ │ │

│ │тригонометрии; теории│ │ │ │

│ │вероятностей; │ │ │ │

│ │- технические и│ │ │ │

│ │программные средства│ │ │ │

│ │реализации информационных│ │ │ │

│ │процессов, компьютерную│ │ │ │

│ │графику, структуру│ │ │ │

│ │локальных и глобальных│ │ │ │

│ │компьютерных сетей; методы│ │ │ │

│ │защиты информации; │ │ │ │

│ │- фундаментальные разделы│ │ │ │

│ │физики, законы Ньютона и│ │ │ │

│ │законы сохранения,│ │ │ │

│ │элементы общей теории│ │ │ │

│ │относительности, движение│ │ │ │

│ │тела по заданной│ │ │ │

│ │траектории (понятие│ │ │ │

│ │скорости, линейного и│ │ │ │

│ │углового ускорения,│ │ │ │

│ │количества движения),│ │ │ │

│ │элементы механики│ │ │ │

│ │жидкостей, законы│ │ │ │

│ │термодинамики, │ │ │ │

│ │статистические │ │ │ │

│ │распределения, процессы│ │ │ │

│ │переноса в газах,│ │ │ │

│ │уравнения состояния│ │ │ │

│ │реального газа, законы│ │ │ │

│ │электростатики, понятие│ │ │ │

│ │постоянного и переменного│ │ │ │

│ │тока и электрической цепи,│ │ │ │

│ │природу магнитного поля и│ │ │ │

│ │поведение веществ в│ │ │ │

│ │магнитном поле, законы│ │ │ │

│ │электромагнитной │ │ │ │

│ │индукции, уравнения│ │ │ │

│ │Максвелла, волновые │ │ │ │

│ │процессы, геометрическую и│ │ │ │

│ │волновую оптику, физику│ │ │ │

│ │контактных явлений,│ │ │ │

│ │строение ядра,│ │ │ │

│ │гравитационное поле Земли;│ │ │ │

│ │- периодический закон и│ │ │ │

│ │его использование в│ │ │ │

│ │предсказании свойств│ │ │ │

│ │элементов и соединений,│ │ │ │

│ │химические свойства│ │ │ │

│ │элементов ряда групп, виды│ │ │ │

│ │химической связи в│ │ │ │

│ │различных типах│ │ │ │

│ │соединений, методы│ │ │ │

│ │описаний химических│ │ │ │

│ │равновесий в растворах│ │ │ │

│ │электролитов, строение и│ │ │ │

│ │свойства комплексных│ │ │ │

│ │соединений, свойства│ │ │ │

│ │важнейших классов│ │ │ │

│ │органических соединений,│ │ │ │

│ │основные процессы,│ │ │ │

│ │протекающие в│ │ │ │

│ │электрохимических │ │ │ │

│ │системах, процессы│ │ │ │

│ │коррозии и методы борьбы с│ │ │ │

│ │коррозией, свойства│ │ │ │

│ │дисперсных систем,│ │ │ │

│ │химические свойства│ │ │ │

│ │грузов, перевозимых│ │ │ │

│ │судами; │ │ │ │

│ │- факторы, определяющие│ │ │ │

│ │устойчивость биосферы,│ │ │ │

│ │характеристики возрастания│ │ │ │

│ │антропогенного воздействия│ │ │ │

│ │на природу, принципы│ │ │ │

│ │рационального │ │ │ │

│ │природопользования, методы│ │ │ │

│ │снижения хозяйственного│ │ │ │

│ │воздействия на биосферу,│ │ │ │

│ │организационные и правовые│ │ │ │

│ │средства охраны окружающей│ │ │ │

│ │среды, способы достижения│ │ │ │

│ │устойчивого развития; │ │ │ │

│ │уметь: │ │ │ │

│ │- применять математические│ │ │ │

│ │методы при решении типовых│ │ │ │

│ │профессиональных задач на│ │ │ │

│ │определение оптимальных│ │ │ │

│ │соотношений параметров│ │ │ │

│ │различных систем; │ │ │ │

│ │- работать в качестве│ │ │ │

│ │пользователя персонального│ │ │ │

│ │компьютера, использовать│ │ │ │

│ │внешние носители│ │ │ │

│ │информации для обмена│ │ │ │

│ │данными между машинами,│ │ │ │

│ │создавать резервные копии,│ │ │ │

│ │архивы данных и программ,│ │ │ │

│ │использовать программные│ │ │ │

│ │продукты для решения│ │ │ │

│ │профессиональных задач,│ │ │ │

│ │работать с программными│ │ │ │

│ │средствами общего│ │ │ │

│ │назначения, использовать│ │ │ │

│ │ресурсы сети Интернет для│ │ │ │

│ │решения профессиональных│ │ │ │

│ │задач; │ │ │ │

│ │- решать типовые задачи по│ │ │ │

│ │основным разделам курса│ │ │ │

│ │физики на основе методов│ │ │ │

│ │математического анализа,│ │ │ │

│ │использовать физические│ │ │ │

│ │законы при анализе и│ │ │ │

│ │решении проблем│ │ │ │

│ │профессиональной │ │ │ │

│ │деятельности, определять│ │ │ │

│ │основные физические и│ │ │ │

│ │химические характеристики│ │ │ │

│ │органических веществ; │ │ │ │

│ │- осуществлять в общем│ │ │ │

│ │виде оценку антропогенного│ │ │ │

│ │воздействия на окружающую│ │ │ │

│ │среду с учетом специфики│ │ │ │

│ │природно-климатических │ │ │ │

│ │условий; │ │ │ │

│ │- грамотно реализовать│ │ │ │

│ │нормативно-правовые акты│ │ │ │

│ │при работе с экологической│ │ │ │

│ │документацией; │ │ │ │

│ │владеть: │ │ │ │

│ │- основными приемами│ │ │ │

│ │обработки │ │ │ │

│ │экспериментальных данных,│ │ │ │

│ │методами построения│ │ │ │

│ │математической модели│ │ │ │

│ │типовых профессиональных│ │ │ │

│ │задач и содержательной│ │ │ │

│ │интерпретации полученных│ │ │ │

│ │результатов; │ │ │ │

│ │- базовыми знаниями в│ │ │ │

│ │области информатики и│ │ │ │

│ │современных информационных│ │ │ │

│ │технологий; навыками│ │ │ │

│ │работы в компьютерных│ │ │ │

│ │сетях, методами поиска,│ │ │ │

│ │анализа и обработки│ │ │ │

│ │данных, техническими и│ │ │ │

│ │программными средствами│ │ │ │

│ │защиты информации при│ │ │ │

│ │работе с компьютерными│ │ │ │

│ │системами в соответствии│ │ │ │

│ │с приемами антивирусной│ │ │ │

│ │защиты; │ │ │ │

│ │- методами проведения│ │ │ │

│ │физических измерений и│ │ │ │

│ │корректной оценки│ │ │ │

│ │погрешностей; │ │ │ │

│ │- методами экономической│ │ │ │

│ │оценки ущерба от│ │ │ │

│ │деятельности предприятия,│ │ │ │

│ │методами выбора│ │ │ │

│ │рационального способа│ │ │ │

│ │снижения воздействия на│ │ │ │

│ │окружающую среду │ │ │ │

│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │

│ │умения, навыки│ │ │ │

│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │

├───┼──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│С.3│Профессиональный цикл │110 - 120│ │ │

│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│ │Базовая │ 77 - 87 │ │ │

│ │(общепрофессиональная) │ │ │ │

│ │часть │ │ │ │

│ ├──────────────────────────┼─────────┼──────────────────┼─────────────┤

│ │В результате изучения │ │Введение в │ОК-1 │

│ │базовой части цикла│ │специальность │ОК-2 │

│ │обучающийся должен: │ │Безопасность │ОК-5 │

│ │знать: │ │жизнедеятельности │ОК-12 │

│ │- основные тенденции и│ │Начертательная │ПК-6 - 13 │

│ │направления развития│ │геометрия и │ПК-15 │

│ │морской техники и│ │инженерная │ПК-16 │

│ │технологии │ │графика │ПК-18 │

│ │соответствующего │ │Механика │ПК-19 │

│ │транспортного │ │Материаловедение и│ПК-21 │

│ │оборудования, их│ │технология │ПК-25 - 27 │

│ │взаимосвязь со смежными│ │конструкционных │ПК-28 - 34 │

│ │отраслями; │ │материалов │ │

│ │- теоретические и│ │Общая │ │

│ │практические основы│ │электротехника и │ │

│ │физиологии труда и│ │электроника │ │

│ │обеспечения безопасности│ │Метрология, │ │

│ │жизнедеятельности на│ │стандартизация и │ │

│ │водном транспорте в│ │сертификация на │ │

│ │системе "человек-среда│ │водном │ │

│ │обитания", правовые,│ │транспорте │ │

│ │нормативно-технические и│ │Теория и │ │

│ │организационные основы│ │устройство судна │ │

│ │безопасности │ │Навигация и лоция │ │

│ │жизнедеятельности; │ │Безопасность │ │

│ │- основы физиологии│ │судоходства │ │

│ │человека и рациональных│ │Технические │ │

│ │условий деятельности,│ │средства │ │

│ │анатомо-физических │ │судовождения │ │

│ │последствий воздействия на│ │Маневрирование и │ │

│ │человека травмирующих,│ │управление судном │ │

│ │вредных и поражающих│ │Предотвращение │ │

│ │факторов, идентификации│ │столкновений судов│ │

│ │травмирующих, вредных и│ │Гидрометеорологи- │ │

│ │поражающих факторов в│ │ческое обеспечение│ │

│ │чрезвычайных ситуациях; │ │судовождения │ │

│ │- методы решения задач с│ │Радиосвязь и │ │

│ │формализованными │ │телекоммуникации │ │

│ │геометрическими образами,│ │Энергетические │ │

│ │современные средства│ │установки и │ │

│ │инженерной графики,│ │электрооборудова- │ │

│ │правила разработки,│ │ние судов │ │

│ │оформления конструкторской│ │ │ │

│ │и технологической│ │ │ │

│ │документации, способы│ │ │ │

│ │графического представления│ │ │ │

│ │пространственных образов; │ │ │ │

│ │- основные понятия, законы│ │ │ │

│ │и модели механики,│ │ │ │

│ │кинематики и│ │ │ │

│ │гидромеханики, │ │ │ │

│ │классификацию механизмов,│ │ │ │

│ │узлов и деталей, критерии│ │ │ │

│ │работоспособности и│ │ │ │

│ │влияющие на них факторы,│ │ │ │

│ │динамику преобразования│ │ │ │

│ │энергии в механическую│ │ │ │

│ │работу, анализ│ │ │ │

│ │функциональных │ │ │ │

│ │возможностей механизмов и│ │ │ │

│ │области их применения;│ │ │ │

│ │общие законы статики и│ │ │ │

│ │динамики жидкостей и│ │ │ │

│ │газов; │ │ │ │

│ │- современные способы│ │ │ │

│ │получения материалов и│ │ │ │

│ │изделий из них с заданным│ │ │ │

│ │уровнем эксплуатационных│ │ │ │

│ │свойств, строение и│ │ │ │

│ │свойства материалов,│ │ │ │

│ │влияние условий│ │ │ │

│ │эксплуатации на структуру│ │ │ │

│ │и свойства современных│ │ │ │

│ │металлических и│ │ │ │

│ │неметаллических │ │ │ │

│ │материалов, методы│ │ │ │

│ │обработки поверхностей; │ │ │ │

│ │- основные разделы│ │ │ │

│ │электротехники и│ │ │ │

│ │электроники, роль этих│ │ │ │

│ │дисциплин в развитии│ │ │ │

│ │современной навигационной│ │ │ │

│ │техники и методов│ │ │ │

│ │судовождения, │ │ │ │

│ │электрические измерения и│ │ │ │

│ │приборы, микропроцессорные│ │ │ │

│ │средства измерения; │ │ │ │

│ │- принципы построения│ │ │ │

│ │международных и│ │ │ │

│ │отечественных стандартов,│ │ │ │

│ │область ответственности│ │ │ │

│ │различных организаций,│ │ │ │

│ │имеющих отношение к│ │ │ │

│ │метрологии, стандартизации│ │ │ │

│ │и сертификации, в том│ │ │ │

│ │числе на водном│ │ │ │

│ │транспорте, принципы│ │ │ │

│ │построения международных и│ │ │ │

│ │отечественных стандартов,│ │ │ │

│ │правила пользования│ │ │ │

│ │стандартами и другой│ │ │ │

│ │нормативной документацией│ │ │ │

│ │в области водного│ │ │ │

│ │транспорта, основные│ │ │ │

│ │понятия и определения│ │ │ │

│ │метрологии, виды│ │ │ │

│ │погрешностей, погрешности│ │ │ │

│ │определения навигационных│ │ │ │

│ │параметров, требования│ │ │ │

│ │Международной организации│ │ │ │

│ │по стандартизации (ISO),│ │ │ │

│ │Международной Морской│ │ │ │

│ │организации (ИМО),│ │ │ │

│ │Международного союза│ │ │ │

│ │электросвязи (МСЭ),│ │ │ │

│ │Российского морского│ │ │ │

│ │регистра судоходства│ │ │ │

│ │(РМРС), Российского│ │ │ │

│ │речного регистра (РРР) и│ │ │ │

│ │других организаций,│ │ │ │

│ │задающих стандарты в│ │ │ │

│ │судоходстве, порядок│ │ │ │

│ │проведения │ │ │ │

│ │освидетельствования и│ │ │ │

│ │сертификации системы│ │ │ │

│ │управления безопасности│ │ │ │

│ │компаний и судов; │ │ │ │

│ │- классификацию судов,│ │ │ │

│ │судовые устройства и│ │ │ │

│ │системы, основные│ │ │ │

│ │конструктивные элементы│ │ │ │

│ │судна, геометрию корпуса и│ │ │ │

│ │плавучесть судна,│ │ │ │

│ │изменение технического│ │ │ │

│ │состояния корпуса во│ │ │ │

│ │времени и его контроль,│ │ │ │

│ │основы прочности корпуса,│ │ │ │

│ │судовые устройства и│ │ │ │

│ │системы жизнеобеспечения и│ │ │ │

│ │живучести судна,│ │ │ │

│ │требования к остойчивости│ │ │ │

│ │судна, теорию устройства│ │ │ │

│ │судна для расчета│ │ │ │

│ │остойчивости, крена,│ │ │ │

│ │дифферента, осадки,│ │ │ │

│ │маневренные, инерционные и│ │ │ │

│ │эксплуатационные качества,│ │ │ │

│ │ходкость судна, судовые│ │ │ │

│ │движители, характеристики│ │ │ │

│ │гребных винтов; │ │ │ │

│ │- основные понятия│ │ │ │

│ │навигации; определение│ │ │ │

│ │направлений в море и на│ │ │ │

│ │внутренних водных путях,│ │ │ │

│ │основные картографические│ │ │ │

│ │проекции и принципы│ │ │ │

│ │создания и использования│ │ │ │

│ │навигационных карт,│ │ │ │

│ │включая электронные│ │ │ │

│ │картографические │ │ │ │

│ │навигационные системы,│ │ │ │

│ │теоретические основы│ │ │ │

│ │счисления и определения│ │ │ │

│ │местоположения судна с│ │ │ │

│ │использованием наземных и│ │ │ │

│ │береговых ориентиров,│ │ │ │

│ │радионавигационных систем│ │ │ │

│ │и глобальных навигационных│ │ │ │

│ │спутниковых систем с│ │ │ │

│ │оценкой его точности;│ │ │ │

│ │планирование и│ │ │ │

│ │осуществление перехода,│ │ │ │

│ │лоции судоходных путей,│ │ │ │

│ │средства навигационного│ │ │ │

│ │оборудования, │ │ │ │

│ │навигационные опасности,│ │ │ │

│ │приливы и течения; │ │ │ │

│ │- основы│ │ │ │

│ │водонепроницаемости и│ │ │ │

│ │основные действия, которые│ │ │ │

│ │должны предприниматься в│ │ │ │

│ │случае частичной потери│ │ │ │

│ │плавучести, основы│ │ │ │

│ │противопожарной │ │ │ │

│ │безопасности, принципы│ │ │ │

│ │организации учений по│ │ │ │

│ │борьбе с пожаром, техника│ │ │ │

│ │выживания на воде;│ │ │ │

│ │устройство и правила│ │ │ │

│ │эксплуатации спасательных│ │ │ │

│ │шлюпок, спасательных│ │ │ │

│ │плотов и дежурных шлюпок,│ │ │ │

│ │приспособлений и устройств│ │ │ │

│ │для их спуска на воду и их│ │ │ │

│ │оборудование, включая│ │ │ │

│ │радиооборудование │ │ │ │

│ │спасательных средств,│ │ │ │

│ │спутниковые аварийные│ │ │ │

│ │радиобуи (АРБ),│ │ │ │

│ │транспондеры, гидрокостюмы│ │ │ │

│ │и теплозащитные средства,│ │ │ │

│ │принципы организации│ │ │ │

│ │учений по оставлению судна│ │ │ │

│ │и умению обращаться со│ │ │ │

│ │спасательными шлюпками,│ │ │ │

│ │способы оказания│ │ │ │

│ │неотложной первой│ │ │ │

│ │медицинской помощи при│ │ │ │

│ │несчастном случае или│ │ │ │

│ │заболевании на судах,│ │ │ │

│ │содержание Руководства по│ │ │ │

│ │оказанию первой│ │ │ │

│ │медицинской помощи при│ │ │ │

│ │несчастных случаях и│ │ │ │

│ │способы получения│ │ │ │

│ │медицинских советов по│ │ │ │

│ │радио, меры│ │ │ │

│ │предосторожности для│ │ │ │

│ │защиты и безопасности│ │ │ │

│ │пассажиров в чрезвычайных│ │ │ │

│ │ситуациях, первичные│ │ │ │

│ │действия после│ │ │ │

│ │столкновения или посадки│ │ │ │

│ │на мель, процедуры,│ │ │ │

│ │которым нужно следовать│ │ │ │

│ │при спасении людей,│ │ │ │

│ │терпящих бедствие в море,│ │ │ │

│ │оказании помощи судну,│ │ │ │

│ │терпящему бедствие, а│ │ │ │

│ │также в случаях аварий,│ │ │ │

│ │возникающих в порту,│ │ │ │

│ │правила визуальной│ │ │ │

│ │сигнализации, содержание│ │ │ │

│ │международных и│ │ │ │

│ │национальных нормативных│ │ │ │

│ │документов по│ │ │ │

│ │расследованию аварийных│ │ │ │

│ │случаев на водном│ │ │ │

│ │транспорте; │ │ │ │

│ │- физические и│ │ │ │

│ │теоретические основы,│ │ │ │

│ │принципы действия и│ │ │ │

│ │устройства навигационных│ │ │ │

│ │эхолотов, лагов, магнитных│ │ │ │

│ │и гироскопических│ │ │ │

│ │компасов; системы│ │ │ │

│ │управления рулевым│ │ │ │

│ │приводом, эксплуатационные│ │ │ │

│ │процедуры и переход с│ │ │ │

│ │ручного на автоматическое│ │ │ │

│ │управление и обратно,│ │ │ │

│ │фундаментальные основы│ │ │ │

│ │радиолокатора (РЛС),│ │ │ │

│ │автоматических │ │ │ │

│ │идентификационных систем│ │ │ │

│ │(АИС), средств│ │ │ │

│ │автоматизированной │ │ │ │

│ │радиолокационной прокладки│ │ │ │

│ │(САРП), интегрированных│ │ │ │

│ │навигационных систем, иные│ │ │ │

│ │электронные и технические│ │ │ │

│ │средства судовождения, их│ │ │ │

│ │тенденции развития и сферы│ │ │ │

│ │применения, характерные│ │ │ │

│ │ограничения; │ │ │ │

│ │- основы маневрирования│ │ │ │

│ │и управления судном при│ │ │ │

│ │различных погодных│ │ │ │

│ │условиях, влияние│ │ │ │

│ │водоизмещения, осадки,│ │ │ │

│ │дифферента, скорости и│ │ │ │

│ │запаса воды под килем на│ │ │ │

│ │диаметр циркуляции и│ │ │ │

│ │тормозной путь; │ │ │ │

│ │- увеличение осадки от│ │ │ │

│ │скорости судна, мелководья│ │ │ │

│ │и подобных эффектов,│ │ │ │

│ │влияние ветра и течения на│ │ │ │

│ │управление судном,│ │ │ │

│ │факторы, влияющие на судно│ │ │ │

│ │при плавании в шторм,│ │ │ │

│ │обледенении судов, при│ │ │ │

│ │изменении режима работы│ │ │ │

│ │движителей, надлежащие│ │ │ │

│ │процедуры постановки и│ │ │ │

│ │съемки судна с якоря и│ │ │ │

│ │бочек, швартовых операций,│ │ │ │

│ │плавания во льдах, в│ │ │ │

│ │группе судов, буксировка│ │ │ │

│ │судов, снятие судна с│ │ │ │

│ │мели, маневры и процедуры│ │ │ │

│ │при спасании человека за│ │ │ │

│ │бортом; │ │ │ │

│ │- содержание, применение и│ │ │ │

│ │цели Международных правил│ │ │ │

│ │предупреждения │ │ │ │

│ │столкновений судов в море│ │ │ │

│ │(МППСС-72); взаимные│ │ │ │

│ │обязанности судов в│ │ │ │

│ │различных ситуациях,│ │ │ │

│ │сигналы маневроуказания и│ │ │ │

│ │предупреждения, технику│ │ │ │

│ │ведения радиолокационной│ │ │ │

│ │прокладки и концепции│ │ │ │

│ │относительного и истинного│ │ │ │

│ │движения; способы│ │ │ │

│ │расхождения с судами с│ │ │ │

│ │помощью радиолокатора и│ │ │ │

│ │средств автоматической│ │ │ │

│ │радиолокационной │ │ │ │

│ │прокладки, основные│ │ │ │

│ │принципы несения ходовой│ │ │ │

│ │навигационной вахты,│ │ │ │

│ │эффективные процедуры│ │ │ │

│ │работы вахты на ходовом│ │ │ │

│ │мостике, правила│ │ │ │

│ │использования │ │ │ │

│ │установленных путей│ │ │ │

│ │движения судов в│ │ │ │

│ │соответствии с Общими │ │ │ │

│ │положениями об│ │ │ │

│ │установлении путей│ │ │ │

│ │движения судов; │ │ │ │

│ │- основы│ │ │ │

│ │гидрометеорологического │ │ │ │

│ │обеспечения судовождения,│ │ │ │

│ │гидрометеорологические │ │ │ │

│ │наблюдения на судах,│ │ │ │

│ │характеристики различных│ │ │ │

│ │систем погоды, влияние│ │ │ │

│ │гидрометеоусловий на│ │ │ │

│ │плавание судна, порядок│ │ │ │

│ │передачи метеосообщений и│ │ │ │

│ │системы записи информации;│ │ │ │

│ │- основы обеспечения│ │ │ │

│ │радиосвязи на водном│ │ │ │

│ │транспорте, организации│ │ │ │

│ │подвижной радиослужбы,│ │ │ │

│ │порядок предоставления│ │ │ │

│ │телекоммуникационных услуг│ │ │ │

│ │судам, технические судовые│ │ │ │

│ │устройства радиосвязи; │ │ │ │

│ │- принципы работы и основы│ │ │ │

│ │технической эксплуатации│ │ │ │

│ │судовых энергетических│ │ │ │

│ │установок, виды│ │ │ │

│ │электрического │ │ │ │

│ │оборудования судов, основы│ │ │ │

│ │технической эксплуатации│ │ │ │

│ │судового │ │ │ │

│ │электрооборудования; │ │ │ │

│ │организацию машинной│ │ │ │

│ │вахты; │ │ │ │

│ │уметь: │ │ │ │

│ │- излагать,│ │ │ │

│ │систематизировать и│ │ │ │

│ │критически анализировать│ │ │ │

│ │общепрофессиональную │ │ │ │

│ │информацию; │ │ │ │

│ │- применять методы│ │ │ │

│ │начертательной геометрии│ │ │ │

│ │для решения навигационных│ │ │ │

│ │задач, создавать и читать│ │ │ │

│ │чертежи деталей,│ │ │ │

│ │механизмов и устройств; │ │ │ │

│ │- анализировать условия│ │ │ │

│ │работы деталей машин и│ │ │ │

│ │механизмов, оценивать их│ │ │ │

│ │работоспособность; │ │ │ │

│ │- учитывать погрешности│ │ │ │

│ │при проведении судовых│ │ │ │

│ │измерений, исключать│ │ │ │

│ │грубые погрешности в серии│ │ │ │

│ │измерений, пользоваться│ │ │ │

│ │стандартами и другой│ │ │ │

│ │нормативной документацией,│ │ │ │

│ │анализировать структуру и│ │ │ │

│ │свойства материалов; │ │ │ │

│ │- производить измерения│ │ │ │

│ │электрических величин,│ │ │ │

│ │включать │ │ │ │

│ │электротехнические │ │ │ │

│ │приборы, аппараты, машины,│ │ │ │

│ │управлять ими и│ │ │ │

│ │контролировать их│ │ │ │

│ │эффективную и безопасную│ │ │ │

│ │работу; │ │ │ │

│ │- разрабатывать,│ │ │ │

│ │осуществлять и│ │ │ │

│ │контролировать выполнение│ │ │ │

│ │требований по охране труда│ │ │ │

│ │и технике безопасности в│ │ │ │

│ │конкретной сфере│ │ │ │

│ │деятельности; │ │ │ │

│ │- выполнять обязанности│ │ │ │

│ │вахтенного помощника│ │ │ │

│ │капитана на ходовой│ │ │ │

│ │навигационной и стояночной│ │ │ │

│ │палубной вахте, вести│ │ │ │

│ │судовой журнал;│ │ │ │

│ │участвовать в процедурах│ │ │ │

│ │постановки на якорь или│ │ │ │

│ │швартовные бочки,│ │ │ │

│ │швартовки судна к причалу,│ │ │ │

│ │к судну на якоре или на│ │ │ │

│ │ходу; │ │ │ │

│ │- вести счисление и│ │ │ │

│ │определять местоположение│ │ │ │

│ │судна с использованием│ │ │ │

│ │береговых ориентиров,│ │ │ │

│ │радионавигационных и│ │ │ │

│ │глобальных навигационных│ │ │ │

│ │спутниковых систем; │ │ │ │

│ │- использовать│ │ │ │

│ │навигационные карты,│ │ │ │

│ │навигационные пособия и│ │ │ │

│ │устройства их отображения;│ │ │ │

│ │- осуществлять корректуру│ │ │ │

│ │навигационных карт и│ │ │ │

│ │пособий; │ │ │ │

│ │- работать с навигационным│ │ │ │

│ │оборудованием и правильно│ │ │ │

│ │применять полученную│ │ │ │

│ │информацию, определять и│ │ │ │

│ │учитывать поправки│ │ │ │

│ │технических средств│ │ │ │

│ │судовождения; │ │ │ │

│ │- управлять курсом судна в│ │ │ │

│ │ручном, следящем и│ │ │ │

│ │автоматических режимах,│ │ │ │

│ │переходить с ручного на│ │ │ │

│ │автоматическое управление│ │ │ │

│ │и обратно, настраивать│ │ │ │

│ │органы управления│ │ │ │

│ │автоматических систем для│ │ │ │

│ │работы в оптимальном│ │ │ │

│ │режиме; │ │ │ │

│ │- использовать и│ │ │ │

│ │истолковывать информацию,│ │ │ │

│ │получаемую от судовых│ │ │ │

│ │метеорологических │ │ │ │

│ │приборов, применять│ │ │ │

│ │имеющуюся │ │ │ │

│ │метеорологическую │ │ │ │

│ │информацию, производить│ │ │ │

│ │судовые │ │ │ │

│ │гидрометеонаблюдения и│ │ │ │

│ │составлять │ │ │ │

│ │соответствующие отчеты; │ │ │ │

│ │- вести надлежащее│ │ │ │

│ │визуальное и слуховое│ │ │ │

│ │наблюдение, а также│ │ │ │

│ │использовать применительно│ │ │ │

│ │к преобладающим условиям и│ │ │ │

│ │обстоятельствам плавания│ │ │ │

│ │все имеющиеся технические│ │ │ │

│ │средства для анализа│ │ │ │

│ │ситуаций, которые могут│ │ │ │

│ │привести к столкновению; │ │ │ │

│ │- определять и выполнять│ │ │ │

│ │действия по предупреждению│ │ │ │

│ │ситуаций чрезмерного│ │ │ │

│ │сближения в соответствии с│ │ │ │

│ │МППСС-72; │ │ │ │

│ │- практически использовать│ │ │ │

│ │радиолокационную станцию,│ │ │ │

│ │автоматическую │ │ │ │

│ │идентификационную систему,│ │ │ │

│ │средства │ │ │ │

│ │автоматизированной │ │ │ │

│ │радиолокационной │ │ │ │

│ │прокладки, интегрированные│ │ │ │

│ │навигационные системы,│ │ │ │

│ │расшифровывать, толковать│ │ │ │

│ │и анализировать получаемую│ │ │ │

│ │с их помощью информацию,│ │ │ │

│ │использовать технику│ │ │ │

│ │радиолокационной прокладки│ │ │ │

│ │и концепции относительного│ │ │ │

│ │и истинного движений,│ │ │ │

│ │параллельную индексацию; │ │ │ │

│ │- эксплуатировать системы│ │ │ │

│ │дистанционного управления│ │ │ │

│ │двигательной установкой,│ │ │ │

│ │судовыми системами; │ │ │ │

│ │- эксплуатировать судовые│ │ │ │

│ │палубные устройства в│ │ │ │

│ │соответствии с правилами│ │ │ │

│ │технической эксплуатации,│ │ │ │

│ │выполнять палубные работы│ │ │ │

│ │и швартовные операции; │ │ │ │

│ │- осуществлять│ │ │ │

│ │первоначальную оценку│ │ │ │

│ │повреждений судна и│ │ │ │

│ │бороться за плавучесть; │ │ │ │

│ │- применять средства│ │ │ │

│ │звуковой и световой│ │ │ │

│ │сигнализации, передавать и│ │ │ │

│ │принимать световые сигналы│ │ │ │

│ │с помощью азбуки Морзе,│ │ │ │

│ │опознавать навигационные и│ │ │ │

│ │сигнальные огни, знаки и│ │ │ │

│ │сигналы, использовать│ │ │ │

│ │Международный свод│ │ │ │

│ │сигналов; │ │ │ │

│ │- использовать судовые│ │ │ │

│ │средства радиосвязи и│ │ │ │

│ │телекоммуникаций; │ │ │ │

│ │- определять критические│ │ │ │

│ │для безопасности судна│ │ │ │

│ │элементы конструкции; │ │ │ │

│ │- применять информацию об│ │ │ │

│ │остойчивости, посадке и│ │ │ │

│ │напряжениях, диаграммы и│ │ │ │

│ │компьютерные программы для│ │ │ │

│ │расчета остойчивости судна│ │ │ │

│ │в неповрежденном состоянии│ │ │ │

│ │и при частичной потере│ │ │ │

│ │плавучести; │ │ │ │

│ │- использовать переносные│ │ │ │

│ │и стационарные средства│ │ │ │

│ │тушения пожаров и│ │ │ │

│ │противопожарное │ │ │ │

│ │оборудование, │ │ │ │

│ │организовывать учения по│ │ │ │

│ │борьбе с пожаром; │ │ │ │

│ │- предъявлять необходимую│ │ │ │

│ │документацию и│ │ │ │

│ │оборудование при проверке│ │ │ │

│ │судна инспектирующими│ │ │ │

│ │органами; │ │ │ │

│ │- обеспечить безопасность│ │ │ │

│ │членов экипажа судна и│ │ │ │

│ │пассажиров при нормальных│ │ │ │

│ │условиях эксплуатации и в│ │ │ │

│ │аварийных ситуациях; │ │ │ │

│ │- обращаться со│ │ │ │

│ │спасательными шлюпками,│ │ │ │

│ │спасательными плотами и│ │ │ │

│ │дежурными шлюпками,│ │ │ │

│ │приспособлениями и│ │ │ │

│ │устройствами для их спуска│ │ │ │

│ │на воду и их│ │ │ │

│ │оборудованием, включая│ │ │ │

│ │радиооборудование │ │ │ │

│ │спасательных средств,│ │ │ │

│ │спутниковые АРБ,│ │ │ │

│ │транспондеры, гидрокостюмы│ │ │ │

│ │и теплозащитные средства;│ │ │ │

│ │организовывать учения по│ │ │ │

│ │оставлению судна и умению│ │ │ │

│ │обращаться со│ │ │ │

│ │спасательными шлюпками; │ │ │ │

│ │- оказывать первую│ │ │ │

│ │медицинскую помощь при│ │ │ │

│ │несчастном случае или│ │ │ │

│ │заболевании на судах,│ │ │ │

│ │практически применить│ │ │ │

│ │руководства по медицинской│ │ │ │

│ │помощи и советы,│ │ │ │

│ │направляемые по радио; │ │ │ │

│ │- действовать при передаче│ │ │ │

│ │или получении сигнала│ │ │ │

│ │бедствия, срочности или│ │ │ │

│ │безопасности, производить│ │ │ │

│ │необходимые расчеты при│ │ │ │

│ │организации поиска и│ │ │ │

│ │спасания; │ │ │ │

│ │- определять│ │ │ │

│ │работоспособность │ │ │ │

│ │установленного, │ │ │ │

│ │эксплуатируемого и│ │ │ │

│ │ремонтируемого │ │ │ │

│ │навигационного и палубного│ │ │ │

│ │транспортного │ │ │ │

│ │оборудования, осуществлять│ │ │ │

│ │наблюдение за его│ │ │ │

│ │безопасной эксплуатацией; │ │ │ │

│ │- организовать работу│ │ │ │

│ │коллектива исполнителей с│ │ │ │

│ │разнородным национальным,│ │ │ │

│ │религиозным и социально-│ │ │ │

│ │культурным составом,│ │ │ │

│ │осуществлять распределение│ │ │ │

│ │полномочий и│ │ │ │

│ │ответственности на основе│ │ │ │

│ │их делегирования; │ │ │ │

│ │- организовать работу│ │ │ │

│ │коллектива в сложных и│ │ │ │

│ │критических условиях,│ │ │ │

│ │осуществлять выбор,│ │ │ │

│ │обоснование, принятие и│ │ │ │

│ │реализацию управленческих│ │ │ │

│ │решений в рамках│ │ │ │

│ │приемлемого риска,│ │ │ │

│ │оценивать условия и│ │ │ │

│ │последствия принимаемых│ │ │ │

│ │организационно- │ │ │ │

│ │управленческих решений; │ │ │ │

│ │- выполнять│ │ │ │

│ │административные │ │ │ │

│ │обязанности, вести учет и│ │ │ │

│ │осуществлять │ │ │ │

│ │документооборот; │ │ │ │

│ │- выполнять стандарты│ │ │ │

│ │управления безопасной│ │ │ │

│ │эксплуатации судов; │ │ │ │

│ │- осуществлять обучение и│ │ │ │

│ │аттестацию обслуживающего│ │ │ │

│ │персонала и инженеров;│ │ │ │

│ │владеть: │ │ │ │

│ │- методами теоретического│ │ │ │

│ │и экспериментального│ │ │ │

│ │исследования; │ │ │ │

│ │- методами использования│ │ │ │

│ │технического контроля и│ │ │ │

│ │испытания оборудования и│ │ │ │

│ │материалов; │ │ │ │

│ │- методами расчета│ │ │ │

│ │кинематических и│ │ │ │

│ │динамических параметров│ │ │ │

│ │движения механизмов,│ │ │ │

│ │расчета на прочность и│ │ │ │

│ │жесткость, расчета несущей│ │ │ │

│ │способности типовых│ │ │ │

│ │элементов, методами│ │ │ │

│ │исследования процессов│ │ │ │

│ │изменения состояния│ │ │ │

│ │рабочих тел; │ │ │ │

│ │- методами и средствами│ │ │ │

│ │измерений физических│ │ │ │

│ │величин, используемых в│ │ │ │

│ │управлении судном,│ │ │ │

│ │средствах навигации,│ │ │ │

│ │методами стандартизации и│ │ │ │

│ │сертификации в области│ │ │ │

│ │морского транспорта; │ │ │ │

│ │- приемами снижения│ │ │ │

│ │травмоопасности и вредного│ │ │ │

│ │воздействия технических│ │ │ │

│ │систем, навыками│ │ │ │

│ │соблюдения техники│ │ │ │

│ │безопасности и охраны│ │ │ │

│ │труда при выполнении│ │ │ │

│ │судовых работ и операций; │ │ │ │

│ │- методикой│ │ │ │

│ │предварительной проработки│ │ │ │

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.