Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Порядок рассмотрения в учреждениях и органах ФСИН России обращений граждан

V. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ ФСИН РОССИИ

ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

146. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Российская газета, 2006, N 95), Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109), Регламентом ФСИН России, утвержденным Приказом ФСИН России от 19.05.2006 N 245, и Инструкцией во ФСИН России рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан (далее - обращения) по вопросам компетенции учреждений и органов ФСИН России, поступающие в письменной форме, в форме электронного сообщения или устного обращения к должностному лицу учреждения или органа ФСИН России во время личного приема граждан.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование учреждения или органа ФСИН России, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица учреждения или органа ФСИН России, либо должность соответствующего лица учреждения или органа ФСИН России, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

147. Ответственность за организацию рассмотрения обращений граждан и соблюдение установленных сроков их исполнения возлагается на руководителей структурных подразделений.

148. Для получения объективной информации о состоянии работы с обращениями граждан, обнаружения и фиксации недостатков руководителем учреждения или органа ФСИН России организуется контроль за своевременным и полным рассмотрением и разрешением поступающих предложений, заявлений и жалоб.

149. Функцией контроля наделяется специально создаваемая в учреждении или органе ФСИН России комиссия по работе с письменными и устными обращениями граждан, предназначенная для подготовки управленческих решений, направляемых на совершенствование этой работы, устранение причин и условий, порождающих жалобы.

Ее задачи, состав и порядок работы определяются в приказе за подписью руководителя учреждения или органа ФСИН России.

150. Предметом контроля являются сроки и полнота рассмотрения поставленных в обращении вопросов, объективность и тщательность проверки изложенных в нем сведений, обоснованность и законность принятых по обращению решений; своевременность его разрешения и направления ответа заявителю.

151. Учреждения или органы ФСИН России обязаны регулярно анализировать состояние работы по рассмотрению обращений, осуществлять подготовку соответствующих тематических обзоров и служебных записок с конкретными предложениями по совершенствованию форм и методов работы по обращениям граждан. Подразделения делопроизводства готовят полугодовую и годовую статистическую отчетность "Статистические данные о работе с обращениями граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных" согласно приложению N 39. Сроки представления статистической отчетности для канцелярий - в подразделения делопроизводства территориальных органов ФСИН России один раз в полугодие к 5 января и 5 июля, следующего за отчетным периодом; подразделения делопроизводства территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России - в УФСИН России по федеральным округам к 10 января и 10 июля, следующего за отчетным периодом, УФСИН России по федеральным округам - в аппарат директора ФСИН России к 15 января и 15 июля, следующего за отчетным периодом.

152. Государственные служащие, работники центрального аппарата ФСИН России, находясь в служебных командировках в учреждениях и органах ФСИН России, помимо выполнения основного задания обязаны знакомиться с состоянием работы по письменным и устным обращениям граждан и оказывать практическую помощь по ее организации и проведению.

153. Обращения граждан поступают в виде предложений, заявлений и жалоб:

обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Регистрация, учет и контроль обращений граждан ведутся отдельно.

154. Порядок подачи предложений, заявлений и жалоб осужденными и лицами, содержащимися под стражей в учреждениях ФСИН России, направления их адресатам и объявления заявителям ответов о результатах рассмотрения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060), Административным регламентом исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденным Приказом Минюста России от 26.12.2006 N 383, зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2007, регистрационный номер 8761 (Российская газета, 2007, N 14).

155. Обращение подлежит обязательной регистрации в подразделении делопроизводства в течение трех дней с момента поступления в учреждения и органы ФСИН России.

Конверты, в которых поступили письма, сохраняются в течение всего периода их разрешения, после чего уничтожаются.

156. При карточной системе учета на обращение, поступившее впервые, оформляется алфавитная учетная карточка, на которой указывается регистрационный номер, фамилия, имя, отчество заявителя; почтовый адрес для ответа; краткое содержание обращения; дата поступления в учреждение или орган ФСИН России; наименование организации, в которую обращение направлено для рассмотрения (приложение N 47).

Регистрационный номер состоит из цифр порядкового номера и буквы фамилии заявителя. Например: 1235-Е.

При журнальной системе учет регистрации обращений граждан производится по журналу (приложение N 48), при этом регистрационный номер состоит из первой буквы фамилии заявителя и порядкового номера по учету. Например: Р-11, К-56, Ю-63 и т.д.

При автоматизированной системе учета заводится регистрационная карточка обращения (приложение N 49), на которой выводится регистрационный номер обращения, фамилия, имя, отчество заявителя и его адрес; указываются категория заявителя, тематика обращения по классификатору, краткое содержание, дата поступления, наименование структурного подразделения или наименование другого учреждения, органа или организации, куда обращение направлено для рассмотрения, срок исполнения обращения.

157. Порядковый регистрационный номер, дата поступления и количество листов приложения проставляются на свободном от текста месте, на первом листе письма, а на поступившем из других учреждений, органов и организаций - на сопроводительном документе или поручении.

Вся переписка по письмам ведется за номером, присвоенным при регистрации. Ответы на обращения граждан, кроме запросов организаций и учреждений, направляются за присвоенными им входящими номерами.

158. Зарегистрированные обращения в зависимости от содержания в тот же день докладываются руководителю учреждения или органа ФСИН России (заместителю руководителя), который определяет исполнителя, порядок и сроки разрешения.

Зарегистрированные обращения, не требующие доклада руководству, направляются, в зависимости от содержания, в соответствующие структурные подразделения и нижестоящие учреждения или органы ФСИН России, на руководителей которых возлагается ответственность за соблюдение сроков и качество рассмотрения.

159. Обращения передаются исполнителю или в другие структурные подразделения только через подразделение делопроизводства.

Структурные подразделения обязаны своевременно информировать подразделение делопроизводства о результатах рассмотрения обращений, в том числе поступивших с личного приема, о чем делается отметка в алфавитной либо регистрационной карточке, которые по исполнению обращений возвращаются в подразделение делопроизводства.

160. Обращения по вопросам, не входящим в сферу деятельности учреждения или органа ФСИН России, в течение семи дней со дня регистрации направляются в компетентные организации с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) учреждения и органа ФСИН России, а в центральном аппарате ФСИН России - за подписью руководителя аппарата директора ФСИН России, с письменным уведомлением заявителя о переадресации обращения.

161. Копии обращений, в которых содержатся вопросы, относящиеся к компетенции учреждений и органов ФСИН России, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в течение семи дней со дня регистрации направляются в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

162. Учреждение или орган ФСИН России может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностных лиц сведения о результатах рассмотрения направленного им обращения.

163. Запрещается пересылать обращение в учреждение или орган ФСИН России, а также должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

164. Обращения, поступившие в структурные подразделения, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации в подразделении делопроизводства.

В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен на основании мотивированного рапорта исполнителя не более чем на 30 дней руководителем учреждения или органа ФСИН России (заместителем руководителя); либо руководителями структурных подразделений, давшими соответствующее поручение (для центрального аппарата ФСИН России), по согласованию с подразделением делопроизводства. О продлении срока рассмотрения обращения письменно уведомляется заявитель. Копия мотивированного рапорта с резолюцией о продлении срока рассмотрения обращения и уведомления заявителя направляется исполнителем в подразделение делопроизводства.

Срок рассмотрения обращений исчисляется со дня регистрации в подразделении делопроизводства учреждения или органа ФСИН России по день направления заявителям ответа на их обращения.

165. Решения о командировках государственных служащих, работников для проверки сведений, указанных в обращениях, принимаются руководителем учреждения или органа ФСИН или лицом, его замещающим.

166. Обращения граждан, рассмотрение которых входит в компетенцию территориальных органов и учреждений, подведомственных ФСИН России, если не требуется вмешательства руководства центрального аппарата ФСИН России, независимо от того, кому из должностных лиц ФСИН России эти обращения адресованы, направляются в 7-дневный срок для разрешения по существу в учреждения и/или органы ФСИН России.

Поручения направляются за подписью руководителя или его заместителей по направлениям деятельности.

Ответы на обращения граждан, взятые на контроль, независимо от того, где они рассматривались, даются должностными лицами учреждений и органов ФСИН России.

167. Поручения по обращениям граждан вместе с производством передаются исполнителям не позднее следующего дня с момента вынесения резолюции.

Рассмотрение обращения, порученное руководителем учреждения или органа ФСИН России, его заместителем нескольким структурным подразделениям, координирует структурное подразделение, указанное в резолюции первым. Ответ на такое обращение должен быть согласован со всеми структурными подразделениями, участвующими в рассмотрении. Структурные подразделения, участвующие в рассмотрении обращения, обязаны в течение 15-ти дней предоставить структурному подразделению, ответственному за исполнение обращения, документы и материалы, необходимые для ответа, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющую государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления. В случае возникновения разногласий окончательное решение принимает лицо, давшее поручение.

168. Обращения, поступившие во ФСИН России с сопроводительными письмами на имя директора ФСИН России, подписанными должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, депутатами Государственной Думы или членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, руководителями государственных органов, работниками средств массовой информации, при регистрации в аппарате директора ФСИН России ставятся на "Особый контроль" при необходимости письменного информирования указанных государственных органов и учреждений о результатах рассмотрения. Ответы на такие обращения подписывает директор ФСИН России. С подписью директора ФСИН России также направляются ответы на обращения с жалобами на действия (бездействие) руководителей учреждений и органов ФСИН России и их структурных подразделений.

При журнальной или карточной системе учета на обращение, взятое на контроль, оформляется контрольная карточка (приложение N 50), при автоматизированной системе учета - (приложение N 51), один экземпляр которой направляется исполнителю вместе с обращением (производством) и возвращается в подразделение делопроизводства с копиями ответов.

169. Если при проверке обращения выявлены нарушения законных прав и интересов граждан, недостатки в деятельности учреждений и органов ФСИН России, злоупотребления должностными лицами служебным положением, то по результатам проверки обращения составляется мотивированное заключение. В случае, когда рассмотрение обращения поручено нескольким структурным подразделениям, мотивированное заключение составляется комиссионно, если же поручение дается одному структурному подразделению, то мотивированное заключение составляется единолично государственным служащим, работником, которому поручено рассмотрение обращения. Мотивированное заключение должно содержать объективный анализ собранных материалов, также в заключении должно быть указано, какие конкретно приняты меры по устранению недостатков в отношении виновных.

Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, заявителю дан ответ в письменной или устной форме.

Приказом Минюста РФ от 15.03.2010 N 59 из пункта 170 исключены слова "либо по телефону".

170. В случае устного ответа составляется справка, которая приобщается к материалам проверки обращения. В карточках учета (журнале) делается отметка о доведении заявителю результатов рассмотрения в личной беседе либо по телефону.

171. Повторные письма регистрируются так же, как и первичные, о чем делается пометка в учетах. На обращении, на свободном от текста месте, проставляется штамп "Повторно".

Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу и в которых автором обжалуются решения по предыдущему письму:

если заявитель не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному обращению;

если со времени подачи первого обращения истек установленный законом срок рассмотрения и ответ заявителем не получен.

Не считаются повторными обращения одного и того же автора, но по разным вопросам, а также многократные по одному и тому же вопросу, по которому автору даны исчерпывающие ответы соответствующими компетентными органами.

172. Ответы на обращения оформляются на бланках учреждения или органа ФСИН России, подписывают их руководители или их заместители; начальники структурных подразделений (для центрального аппарата ФСИН России) и регистрируют в соответствии с п. 65 (г) Инструкции (для центрального аппарата ФСИН России) и с п. 156 Инструкции для учреждений и органов ФСИН России.

Ответы на обращения, поступившие по информационным системам общего пользования, направляются по почтовому адресу, указанному в обращении.

173. На обращения, в которых не указаны фамилия заявителя и обратный почтовый адрес, ответы не направляются (обращения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии пересылаются с сопроводительным письмом в компетентный государственный правоохранительный орган).

174. Возвращаются заявителю без рассмотрения обращения, в которых обжалуются судебные решения, с письменным разъяснением соответствующего процессуального порядка.

175. Не рассматриваются по существу обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц учреждений и органов ФСИН России и членов их семей, а также обращения, текст которых не поддается прочтению. Авторам таких обращений направляются сообщения о недопустимости злоупотребления правом обращений.

176. Не направляется ответ по существу поставленного в обращении вопроса, если в нем могут быть разглашены сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Автору дается соответствующее письменное разъяснение.

177. Руководитель учреждения или органа ФСИН России, его заместитель, а также руководитель структурного подразделения (для центрального аппарата ФСИН России) на основании служебной записки (рапорта) исполнителя вправе принять решение о прекращении переписки с гражданином по вопросу, на который ему многократно (три и более раз) направлялись письменные ответы по существу, при условиях, что очередное и ранее направляемые обращения направлялись в учреждение или орган ФСИН России или одному и тому же должностному лицу учреждения или органа ФСИН России и в очередном сообщении не приводятся новые доводы или обстоятельства. Об указанном решении уведомляется автор обращения.

178. После окончания проверки и фактического исполнения письмо вместе с материалами возвращается в секретариат (канцелярию) с пометкой должностного лица, принявшего решение об окончании рассмотрения обращения - "В дело N __".

179. Документы и переписка по обращениям граждан во всех учреждениях и органах ФСИН России учитываются и хранятся в подразделении делопроизводства отдельно от других документов.

Во ФСИН России данная категория документов формируется и хранится в структурных подразделениях, у ответственных за ведение делопроизводства.

В аппарате директора ФСИН России хранятся только сопроводительные письма к обращениям, пересылаемым по принадлежности в другие учреждения или организации.

Запрещается формирование и хранение дел у исполнителя.

180. Документы подшиваются в отдельное номенклатурное дело в хронологическом и алфавитном порядке. Повторные письма и документы, касающиеся проверки по ним, подшиваются, как правило, к первичным документам.

При поступлении множественных повторных обращений от одного и того же гражданина допускается формирование отдельных номенклатурных дел (производств) на заявителя, в которые подшиваются все документы, относящиеся к рассмотрению данных обращений в хронологическом порядке.

Приказом Минюста РФ от 15.03.2010 N 59 пункт 181 признан утратившим силу.

181. Дубликаты обращений, поступившие в течение месяца со дня дачи заявителю исчерпывающего ответа, повторному рассмотрению не подлежат и списываются в дело с согласия руководителя учреждения и органа ФСИН России, его заместителя, руководителя структурного подразделения. В случае, если они поступили из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, от депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, из федеральных органов власти, местной администрации и не взяты ими на контроль, заявителю направляется повторный ответ.

182. Все дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под одним и тем же номером, что и первоначально поступившие обращения. При этом в журнале или алфавитной карточке после проставления присвоенного номера отмечаются даты поступления обращений. При автоматизированной системе учета обращений в позиции "Регистрационный номер" автоматически проставляется кратность и повторность обращения.

183. Прием граждан проводится во всех учреждениях и органах ФСИН России в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Инструкцией.

184. Личный прием граждан в приемной учреждения или органа ФСИН России проводит подразделение делопроизводства. В случае возникновения конфликтной ситуации посетителя может принять руководитель подразделения делопроизводства или его заместитель.

185. В центральном аппарате ФСИН России прием обращений граждан, ведение их учета и подготовку необходимой информации осуществляет государственный служащий, работник аппарата директора ФСИН России (начальник приемной ФСИН России).

186. Прием граждан проводится по утвержденному графику руководителями и другими должностными лицами учреждения или органа ФСИН России, правомочными принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В учреждениях и органах ФСИН России прием проводится в рабочие дни с учетом их служебного распорядка.

Руководители структурных подразделений, их заместители, наиболее опытные специалисты осуществляют прием граждан в приемной учреждения или органа ФСИН России в соответствии с назначенным временем.

187. В учреждениях и органах ФСИН России должны обеспечиваться необходимые условия для осуществления приема граждан. Для этих целей используются специальные комнаты (приемная и комната ожидания), которые оборудуются необходимым инвентарем и обеспечиваются соответствующими пособиями. Доступ в приемную должен быть свободным, без оформления пропусков.

В учреждениях и органах ФСИН России, не имеющих приемных, граждане в необходимых случаях принимаются в рабочее время в служебных кабинетах.

188. В учреждениях и органах ФСИН России запись на прием осуществляет секретарь руководителя учреждения или органа ФСИН России или другой сотрудник по его поручению. Предложения, жалобы и заявления граждан в письменной форме по вопросам, касающимся деятельности учреждений и органов ФСИН России или сотрудников, регистрируются также в подразделении делопроизводства. Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возможности рассматриваются в ходе приема.

189. В учреждениях и органах ФСИН России ведется журнальный (приложение N 52), карточный (приложение N 53) или автоматизированный учет посетителей с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результатов их рассмотрения.

190. Прием граждан осуществляется в порядке очередности. Иногородние посетители могут приниматься в день их обращения.

Сообщения, заявления граждан о чрезвычайных происшествиях, подготавливаемых или совершенных преступлениях немедленно передаются в соответствующие структурные подразделения или иные органы исполнительной власти.

191. Прием граждан начинается с предложения посетителю сообщить свою фамилию, имя, отчество, место жительства, работы и изложить сущность вопроса, с которым он обращается. Если с этим вопросом гражданин уже обращался в данное учреждение или орган ФСИН России, перед началом беседы изучаются имеющиеся материалы предыдущего обращения.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

192. Государственный служащий, работник, осуществляющие прием, для обеспечения квалифицированного решения поставленных посетителем вопросов могут привлекать к их рассмотрению должностных лиц соответствующих структурных подразделений или получать у них необходимую консультацию.

193. После рассмотрения просьбы посетителя государственный служащий, работник приемной, руководствуясь нормативными правовыми актами, в пределах своей компетенции, вправе принять одно из следующих решений:

удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения;

отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;

принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема;

проинформировать о времени приема руководством учреждения или органа ФСИН России;

если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно в письменной форме изложить свою просьбу, оказать ему в этом необходимую помощь.

194. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.

195. Ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан ему устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина (в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки).

В остальных случаях в установленные Инструкцией сроки гражданину дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

196. При наличии в обращении вопросов, решение которых не входит в компетенцию учреждения или органа ФСИН России, гражданину дается устное разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

197. В том случае, когда прием граждан руководителями структурных подразделений ведется в служебных кабинетах или специально отведенном помещении, обращения граждан с визой руководителей структурных подразделений, осуществляющих прием, обязательно передаются для регистрации в подразделение делопроизводства (в центральном аппарате ФСИН России - через приемную ФСИН России).

Все авторы обращений извещаются в письменной или устной форме о том, куда направлены их заявления для рассмотрения.