Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 2. Структура ООП подготовки специалиста

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

┌───┬─────────────────────────────────┬──────────┬────────────────┬───────┐

│Код│ Учебные циклы, разделы и │Трудоем- │ Перечень │Коды │

│УЦ │ проектируемые результаты их │кость │ дисциплин для │форми- │

│ООП│ освоения │(зачетные │ разработки │руемых │

│ │ │единицы) │ примерных │компе- │

│ │ │<1> │ программ, │тенций │

│ │ │ │ учебников и │ │

│ │ │ │учебных пособий │ │

├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│С.1│Гуманитарный, социальный и │ 30 - 40 │ │ │

│ │экономический цикл │ <2> │ │ │

│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│ │Базовая часть │ 25 - 35 │История │ОК-1 - │

│ │В результате изучения базовой │ <2> │Отечества │ОК-9 │

│ │части цикла обучающийся должен: │ │ │ПК-1 │

│ │ знать: │ │Философия │ПК-3 │

│ │ основные закономерности│ │ │ПК-4 │

│ │исторического процесса, этапы│ │Иностранный язык│ПК-6 │

│ │исторического развития России,│ │ │ПК-9 │

│ │место и роль России в истории│ │Экономика │ПК-11 -│

│ │человечества и в современном│ │ │ПК-14 │

│ │мире; │ │Правоведение │ПК-16 │

│ │ основные разделы и направления│ │ │ │

│ │философии, методы и приемы│ │Психология и │ │

│ │философского анализа проблем; │ │педагогика │ │

│ │ иностранный язык в объеме,│ │ │ │

│ │необходимом для получения│ │Основы │ │

│ │профессиональной информации из│ │управленческой │ │

│ │зарубежных источников, устного и│ │деятельности │ │

│ │письменного общения, лексический│ │ │ │

│ │минимум в объеме 4000 учебных│ │ │ │

│ │лексических единиц общего и│ │ │ │

│ │терминологического характера; │ │ │ │

│ │ основные экономические│ │ │ │

│ │категории и закономерности,│ │ │ │

│ │методы анализа экономических│ │ │ │

│ │явлений и процессов,│ │ │ │

│ │специфические черты│ │ │ │

│ │функционирования хозяйственной│ │ │ │

│ │системы на микро- и макроуровнях,│ │ │ │

│ │основные понятия экономической и│ │ │ │

│ │финансовой деятельности отрасли и│ │ │ │

│ │ее структурных подразделений; │ │ │ │

│ │ основы российской правовой│ │ │ │

│ │системы и законодательства,│ │ │ │

│ │правового статуса личности,│ │ │ │

│ │организации и деятельности│ │ │ │

│ │органов государственной власти в│ │ │ │

│ │Российской Федерации,│ │ │ │

│ │характеристику основных отраслей│ │ │ │

│ │российского права, правовые│ │ │ │

│ │основы обеспечения национальной│ │ │ │

│ │безопасности Российской│ │ │ │

│ │Федерации; │ │ │ │

│ │ теоретические основы│ │ │ │

│ │педагогики, формы, средства и│ │ │ │

│ │методы дидактики и педагогической│ │ │ │

│ │деятельности, теоретические│ │ │ │

│ │основы психологии личности и│ │ │ │

│ │коллектива, особенности│ │ │ │

│ │психических явлений под влиянием│ │ │ │

│ │опасности и других│ │ │ │

│ │неблагоприятных факторов, основы│ │ │ │

│ │организации, виды и средства│ │ │ │

│ │психологической подготовки│ │ │ │

│ │коллектива к действиям в│ │ │ │

│ │экстремальной обстановке; │ │ │ │

│ │ основы теории управления, │ │ │ │

│ │категории, законы и принципы│ │ │ │

│ │управления, основные методы│ │ │ │

│ │управленческой деятельности; │ │ │ │

│ │ уметь: │ │ │ │

│ │ анализировать │ │ │ │

│ │мировоззренческие, социально и│ │ │ │

│ │личностно значимые философские│ │ │ │

│ │проблемы, проводить исторический│ │ │ │

│ │анализ событий, анализировать и│ │ │ │

│ │оценивать социальную информацию,│ │ │ │

│ │планировать и осуществлять свою│ │ │ │

│ │деятельность с учетом результатов│ │ │ │

│ │этого анализа; │ │ │ │

│ │ использовать в практической│ │ │ │

│ │деятельности правовые знания,│ │ │ │

│ │анализировать и составлять│ │ │ │

│ │основные правовые акты и│ │ │ │

│ │осуществлять правовую оценку│ │ │ │

│ │информации, используемой в│ │ │ │

│ │профессиональной деятельности,│ │ │ │

│ │предпринимать необходимые меры по│ │ │ │

│ │восстановлению нарушенных прав; │ │ │ │

│ │ составлять психологическую│ │ │ │

│ │характеристику личности,│ │ │ │

│ │оценивать собственное психическое│ │ │ │

│ │состояние и морально-│ │ │ │

│ │психологическое состояние│ │ │ │

│ │коллектива в различной│ │ │ │

│ │обстановке, направить коллектив│ │ │ │

│ │на беспрекословное исполнение│ │ │ │

│ │приказаний в условиях опасности и│ │ │ │

│ │риска для жизни; │ │ │ │

│ │ ориентироваться в основных│ │ │ │

│ │проблемах экономики,│ │ │ │

│ │анализировать в общих чертах│ │ │ │

│ │основные экономические и│ │ │ │

│ │политические события в стране,│ │ │ │

│ │оценивать экономические│ │ │ │

│ │показатели деятельности│ │ │ │

│ │коллектива (экипажа, команды); │ │ │ │

│ │ оценивать эффективность│ │ │ │

│ │управленческих решений; │ │ │ │

│ │ владеть: │ │ │ │

│ │ иностранным языком в объеме,│ │ │ │

│ │необходимом для получения│ │ │ │

│ │информации по профессиональной│ │ │ │

│ │тематике, навыками устной речи; │ │ │ │

│ │ навыками письменного│ │ │ │

│ │аргументированного изложения│ │ │ │

│ │собственной точки зрения; │ │ │ │

│ │ навыками публичной речи,│ │ │ │

│ │аргументации, ведения дискуссии и│ │ │ │

│ │полемики, практического анализа│ │ │ │

│ │логики различного рода│ │ │ │

│ │рассуждений; │ │ │ │

│ │ навыками критического│ │ │ │

│ │восприятия информации; │ │ │ │

│ │ навыками поиска нормативной│ │ │ │

│ │правовой информации, необходимой│ │ │ │

│ │для профессиональной│ │ │ │

│ │деятельности; │ │ │ │

│ │ приемами психической│ │ │ │

│ │саморегуляции; │ │ │ │

│ │ навыками анализа учебно-│ │ │ │

│ │воспитательных ситуаций,│ │ │ │

│ │постановки и решения│ │ │ │

│ │педагогических задач; │ │ │ │

│ │ навыками обоснования, выбора,│ │ │ │

│ │реализации и контроля результатов│ │ │ │

│ │управленческого решения │ │ │ │

│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │

│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │

│ │вуза) │ │ │ │

├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│С.2│Математический и │ 45 - 55 │ │ │

│ │естественнонаучный цикл │ │ │ │

│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│ │Базовая часть │ 40 - 50 │Математика │ОК-1 │

│ │В результате изучения базовой│ │ │ОК-4 │

│ │части цикла обучающийся должен:│ │Информатика │ОК-6 │

│ │ знать: │ │ │ПК-1 │

│ │ основные понятия, теоремы и│ │Физика │ПК-2 │

│ │методы линейной алгебры и│ │ │ПК-3 │

│ │аналитической геометрии, теории│ │Химия │ПК-5 │

│ │пределов, дифференциального и│ │ │ПК-7 │

│ │интегрального исчисления, теорий│ │Экология │ПК-8 │

│ │поля, рядов, дифференциальных│ │ │ПК-22 │

│ │уравнений, операционного│ │ │ПК-25 │

│ │исчисления, теории вероятностей и│ │ │ПК-27 │

│ │математической статистики, основы│ │ │ │

│ │численных методов и│ │ │ │

│ │математического моделирования; │ │ │ │

│ │ теоретические основы│ │ │ │

│ │информатики, принципы построения│ │ │ │

│ │и функционирования компьютерной│ │ │ │

│ │техники, основы алгоритмизации и│ │ │ │

│ │программирования, способы и│ │ │ │

│ │правила использования современных│ │ │ │

│ │информационных технологий,│ │ │ │

│ │основные понятия искусственного│ │ │ │

│ │интеллекта и экспертных систем,│ │ │ │

│ │современные средства│ │ │ │

│ │вычислительной техники; │ │ │ │

│ │ фундаментальные понятия, законы│ │ │ │

│ │и теории классической физики,│ │ │ │

│ │физические основы механики,│ │ │ │

│ │молекулярной физики и│ │ │ │

│ │термодинамики, электричества и│ │ │ │

│ │магнетизма, колебаний и волн,│ │ │ │

│ │оптики, квантовой, атомной и│ │ │ │

│ │ядерной физики, методы│ │ │ │

│ │теоретических и экспериментальных│ │ │ │

│ │исследований в физике, физические│ │ │ │

│ │поля; │ │ │ │

│ │ химическое строение вещества,│ │ │ │

│ │закономерности химического│ │ │ │

│ │взаимодействия, теорию строения│ │ │ │

│ │органических и неорганических│ │ │ │

│ │соединений, химические свойства│ │ │ │

│ │материалов и веществ, применяемых│ │ │ │

│ │в морских технических системах; │ │ │ │

│ │ основы экологии, организацию,│ │ │ │

│ │средства, способы и правила│ │ │ │

│ │обеспечения экологической│ │ │ │

│ │безопасности и охраны окружающей│ │ │ │

│ │среды; │ │ │ │

│ │ уметь: │ │ │ │

│ │ использовать математические│ │ │ │

│ │методы в решении прикладных│ │ │ │

│ │практических задач, выполнять│ │ │ │

│ │вероятностные расчеты и│ │ │ │

│ │статистическую обработку данных; │ │ │ │

│ │ разрабатывать компьютерные│ │ │ │

│ │программы вычислительных и│ │ │ │

│ │логических задач на языке│ │ │ │

│ │высокого уровня; │ │ │ │

│ │ применять знания физических и│ │ │ │

│ │химических законов при освоении│ │ │ │

│ │техники и решении задач│ │ │ │

│ │профессиональной деятельности; │ │ │ │

│ │ владеть: │ │ │ │

│ │ математической символикой для│ │ │ │

│ │выражения количественных и│ │ │ │

│ │качественных отношений объектов; │ │ │ │

│ │ методами построения│ │ │ │

│ │математических моделей; │ │ │ │

│ │ основными методами обработки│ │ │ │

│ │экспериментальных данных и оценки│ │ │ │

│ │полученных результатов; │ │ │ │

│ │ основными методами работы на│ │ │ │

│ │персональных компьютерах с│ │ │ │

│ │прикладными программными│ │ │ │

│ │средствами и средствами│ │ │ │

│ │современных информационных│ │ │ │

│ │технологий; │ │ │ │

│ │ компьютерными технологиями│ │ │ │

│ │сбора, хранения, обработки и│ │ │ │

│ │использования информации,│ │ │ │

│ │применяемой в сфере│ │ │ │

│ │профессиональной деятельности │ │ │ │

│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │

│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │

│ │вуза) │ │ │ │

├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│С.3│Профессиональный цикл <3> │165 - 175 │ │ │

│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│ │Базовая │100 - 110 │Безопасность │ОК-1 - │

│ │В результате изучения базовой │(включая │жизнедеятель- │ОК-4 │

│ │части цикла обучающийся должен: │трудоем- │ности │ОК-6 │

│ │ знать: │кость │ │ОК-8 │

│ │ характеристику опасностей│военной │Начертательная │ОК-9 │

│ │системы "человек - среда│(специаль-│геометрия и │ПК-1 - │

│ │обитания"; │ной) под- │инженерная │ПК-39 │

│ │ правовые и организационные│готовки) │графика │ │

│ │основы безопасности│ │ │ │

│ │жизнедеятельности; │ │Механика │ │

│ │ основы начертательной│ │ │ │

│ │геометрии, стандарты и правила│ │Материаловедение│ │

│ │выполнения схем, чертежей,│ │и технология │ │

│ │технической документации,│ │конструкционных │ │

│ │условные изображения и│ │материалов │ │

│ │обозначения различных изделий; │ │ │ │

│ │ основные законы и теоремы│ │Электротехника и│ │

│ │статики, кинематики и динамики│ │электроника │ │

│ │твердого тела, сопротивления│ │ │ │

│ │материалов, элементы теории│ │Метрология, │ │

│ │деталей машин и механизмов,│ │стандартизация и│ │

│ │основы гидравлики, гидростатики,│ │сертификация │ │

│ │кинематики и динамики жидкости,│ │ │ │

│ │элементарную теорию гироскопа и│ │Радиоэлектронные│ │

│ │ее применение в морской подводной│ │средства │ │

│ │технике; │ │кораблей │ │

│ │ материалы, применяемые в│ │ │ │

│ │морской технике, их свойства,│ │Теория, │ │

│ │определение основных│ │устройство, │ │

│ │характеристик механических│ │живучесть │ │

│ │свойств металлов и их сплавов,│ │корабля и │ │

│ │основные свойства│ │технических │ │

│ │электроматериалов и│ │систем │ │

│ │полупроводников, их применение в│ │ │ │

│ │корабельном оборудовании; │ │Информационно- │ │

│ │ теоретические основы│ │правляющие │ │

│ │электротехники, принципы│ │технологии │ │

│ │построения, конструктивного│ │ │ │

│ │исполнения и функционирования│ │Корабельное │ │

│ │электрооборудования технических│ │вооружение │ │

│ │систем; │ │ │ │

│ │ теоретические основы│ │Эксплуатация │ │

│ │электроники, элементную базу│ │технических │ │

│ │электронных устройств; │ │систем │ │

│ │ основы метрологии,│ │ │ │

│ │стандартизации и сертификации,│ │ │ │

│ │организацию метрологического│ │ │ │

│ │обеспечения и надзора; │ │ │ │

│ │ теоретические основы│ │ │ │

│ │гидроакустики, радиолокации и│ │ │ │

│ │радиосвязи, принципы построения,│ │ │ │

│ │работы и использования│ │ │ │

│ │гидроакустических, │ │ │ │

│ │радиотехнических и информационно-│ │ │ │

│ │управляющих систем; │ │ │ │

│ │ основы теории корабля, общее│ │ │ │

│ │устройство корабля и технических│ │ │ │

│ │систем, энергетических установок,│ │ │ │

│ │основные положения обеспечения│ │ │ │

│ │живучести; │ │ │ │

│ │ основы теории автоматического│ │ │ │

│ │управления и информации, методы│ │ │ │

│ │оценки качества функционирования│ │ │ │

│ │систем; │ │ │ │

│ │ характеристики, основы│ │ │ │

│ │устройства и функционирования│ │ │ │

│ │систем корабельного вооружения; │ │ │ │

│ │ теоретические основы│ │ │ │

│ │эксплуатации, жизненный цикл│ │ │ │

│ │технических систем, организацию│ │ │ │

│ │ремонта, переосвидетельствования,│ │ │ │

│ │категорирования и утилизации,│ │ │ │

│ │основы теории надежности, методы│ │ │ │

│ │расчета показателей и способы│ │ │ │

│ │обеспечения надежности│ │ │ │

│ │технических систем, методику│ │ │ │

│ │определения оптимальных планов│ │ │ │

│ │эксплуатации; │ │ │ │

│ │ инженерно-психологические │ │ │ │

│ │аспекты деятельности операторов,│ │ │ │

│ │показатели надежности человеко-│ │ │ │

│ │машинных систем, эргономические│ │ │ │

│ │требования к ним; │ │ │ │

│ │ факторы потенциальной опасности│ │ │ │

│ │корабельного вооружения, меры│ │ │ │

│ │предупреждения аварийности и│ │ │ │

│ │обеспечения безопасности, способы│ │ │ │

│ │локализации и ликвидации│ │ │ │

│ │последствий аварий; │ │ │ │

│ │ уметь: │ │ │ │

│ │ создавать оптимальное│ │ │ │

│ │(нормативное) состояние среды│ │ │ │

│ │обитания в зонах трудовой│ │ │ │

│ │деятельности и отдыха человека; │ │ │ │

│ │ осуществлять безопасную│ │ │ │

│ │эксплуатацию технических систем и│ │ │ │

│ │объектов, не причиняя вреда│ │ │ │

│ │окружающей природной среде; │ │ │ │

│ │ применять методы проведения│ │ │ │

│ │технических расчетов при│ │ │ │

│ │проектировании и конструировании│ │ │ │

│ │элементов корабельной техники и│ │ │ │

│ │вооружения; │ │ │ │

│ │ выполнять основные действия по│ │ │ │

│ │обслуживанию элементов│ │ │ │

│ │электрооборудования технических│ │ │ │

│ │систем, использовать контрольно-│ │ │ │

│ │измерительные приборы; │ │ │ │

│ │ руководить использованием│ │ │ │

│ │радиотехнических и│ │ │ │

│ │гидроакустических средств; │ │ │ │

│ │ использовать документы и│ │ │ │

│ │проводить расчеты характеристик│ │ │ │

│ │корабля и технических систем в│ │ │ │

│ │различных условиях эксплуатации; │ │ │ │

│ │ руководить борьбой за живучесть│ │ │ │

│ │корабля (отсека, помещения) и│ │ │ │

│ │технических систем; │ │ │ │

│ │ применять знания теории│ │ │ │

│ │информации и автоматического│ │ │ │

│ │управления при разработке и│ │ │ │

│ │эксплуатации технических систем; │ │ │ │

│ │ планировать и выполнять работы│ │ │ │

│ │по обслуживанию технических│ │ │ │

│ │систем на всех этапах│ │ │ │

│ │эксплуатации; │ │ │ │

│ │ определять техническое│ │ │ │

│ │состояние и оценивать│ │ │ │

│ │эксплуатационную надежность│ │ │ │

│ │технических систем; │ │ │ │

│ │ применять методики диагностики,│ │ │ │

│ │поиска и устранения│ │ │ │

│ │неисправностей; │ │ │ │

│ │ владеть: │ │ │ │

│ │ методами защиты коллектива│ │ │ │

│ │(экипажа, команды, персонала) от│ │ │ │

│ │опасных и вредных факторов│ │ │ │

│ │производственной среды и в быту; │ │ │ │

│ │ методами выбора и обоснования│ │ │ │

│ │критериев эффективности│ │ │ │

│ │функционирования технических│ │ │ │

│ │систем; │ │ │ │

│ │ навыками использования│ │ │ │

│ │технической документации по│ │ │ │

│ │устройству и живучести корабля и│ │ │ │

│ │технических систем; │ │ │ │

│ │ способами расчета показателей│ │ │ │

│ │надежности технических систем; │ │ │ │

│ │ методиками проведения│ │ │ │

│ │регламентных проверок технических│ │ │ │

│ │систем; │ │ │ │

│ │ навыками подготовки к│ │ │ │

│ │использованию технических систем│ │ │ │

│ │по их целевому назначению │ │ │ │

│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│ │Модуль "Военная (специальная)│ 13 - 14 │ │ │

│ │подготовка" <4> │ │ │ │

│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │

│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │

│ │вуза) │ │ │ │

├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│С.4│Физическая культура (Физическая│ 2 │ │ОК-13 │

│ │подготовка) │ │ │ │

│ │ знать: │ │ │ │

│ │ принципы здорового образа жизни│ │ │ │

│ │и роль физической культуры│ │ │ │

│ │(подготовки) в профессиональной│ │ │ │

│ │деятельности, профилактике│ │ │ │

│ │заболеваемости и реабилитации; │ │ │ │

│ │ уметь: │ │ │ │

│ │ применять методы физической│ │ │ │

│ │культуры для улучшения здоровья,│ │ │ │

│ │работоспособности, обеспечения│ │ │ │

│ │полноценной социальной и│ │ │ │

│ │профессиональной деятельности │ │ │ │

├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│С.5│Практика и научно-│ 12 - 24 │ │ОК-1 - │

│ │исследовательская │ │ │ОК-13 │

│ │работа (практические умения и│ │ │ПК-1 - │

│ │навыки определяются ООП вуза) │ │ │ПК-24 │

├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│С.6│Итоговая государственная│ 15 - 25 │ │ОК-1 - │

│ │аттестация │ │ │ОК-13 │

│ │ │ │ │ПК-1 - │

│ │ │ │ │ПК-24 │

├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤

│ │Общая трудоемкость основной│ 300 │ │ │

│ │образовательной программы │ │ │ │

└───┴─────────────────────────────────┴──────────┴────────────────┴───────┘

--------------------------------

<1> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации. Для циклов С.1, С.2, С.3 одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам учебной работы обучающихся, включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации.

<2> Здесь и далее трудоемкость учебных циклов может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов.

<3> Высшие учебные заведения могут в учебных (рабочих учебных) планах и учебных программах конкретизировать наименование учебных дисциплин с учетом состава технических систем и типов кораблей.

<4> Содержание и организация военной или специальной подготовки определяется ООП вуза с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.