Таблица 2. Структура ООП подготовки специалиста
Структура ООП подготовки специалиста
┌───┬─────────────────────────────────┬──────────┬────────────────┬───────┐
│Код│ Учебные циклы, разделы и │Трудоем- │ Перечень │Коды │
│УЦ │ проектируемые результаты их │кость │ дисциплин для │форми- │
│ООП│ освоения │(зачетные │ разработки │руемых │
│ │ │единицы) │ примерных │компе- │
│ │ │<1> │ программ, │тенций │
│ │ │ │ учебников и │ │
│ │ │ │учебных пособий │ │
├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│С.1│Гуманитарный, социальный и │ 30 - 40 │ │ │
│ │экономический цикл │ <2> │ │ │
│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│ │Базовая часть │ 25 - 35 │История │ОК-1 - │
│ │В результате изучения базовой │ <2> │Отечества │ОК-9 │
│ │части цикла обучающийся должен: │ │ │ПК-1 │
│ │ знать: │ │Философия │ПК-3 │
│ │ основные закономерности│ │ │ПК-4 │
│ │исторического процесса, этапы│ │Иностранный язык│ПК-6 │
│ │исторического развития России,│ │ │ПК-9 │
│ │место и роль России в истории│ │Экономика │ПК-11 -│
│ │человечества и в современном│ │ │ПК-14 │
│ │мире; │ │Правоведение │ПК-16 │
│ │ основные разделы и направления│ │ │ │
│ │философии, методы и приемы│ │Психология и │ │
│ │философского анализа проблем; │ │педагогика │ │
│ │ иностранный язык в объеме,│ │ │ │
│ │необходимом для получения│ │Основы │ │
│ │профессиональной информации из│ │управленческой │ │
│ │зарубежных источников, устного и│ │деятельности │ │
│ │письменного общения, лексический│ │ │ │
│ │минимум в объеме 4000 учебных│ │ │ │
│ │лексических единиц общего и│ │ │ │
│ │терминологического характера; │ │ │ │
│ │ основные экономические│ │ │ │
│ │категории и закономерности,│ │ │ │
│ │методы анализа экономических│ │ │ │
│ │явлений и процессов,│ │ │ │
│ │специфические черты│ │ │ │
│ │функционирования хозяйственной│ │ │ │
│ │системы на микро- и макроуровнях,│ │ │ │
│ │основные понятия экономической и│ │ │ │
│ │финансовой деятельности отрасли и│ │ │ │
│ │ее структурных подразделений; │ │ │ │
│ │ основы российской правовой│ │ │ │
│ │системы и законодательства,│ │ │ │
│ │правового статуса личности,│ │ │ │
│ │организации и деятельности│ │ │ │
│ │органов государственной власти в│ │ │ │
│ │Российской Федерации,│ │ │ │
│ │характеристику основных отраслей│ │ │ │
│ │российского права, правовые│ │ │ │
│ │основы обеспечения национальной│ │ │ │
│ │безопасности Российской│ │ │ │
│ │Федерации; │ │ │ │
│ │ теоретические основы│ │ │ │
│ │педагогики, формы, средства и│ │ │ │
│ │методы дидактики и педагогической│ │ │ │
│ │деятельности, теоретические│ │ │ │
│ │основы психологии личности и│ │ │ │
│ │коллектива, особенности│ │ │ │
│ │психических явлений под влиянием│ │ │ │
│ │опасности и других│ │ │ │
│ │неблагоприятных факторов, основы│ │ │ │
│ │организации, виды и средства│ │ │ │
│ │психологической подготовки│ │ │ │
│ │коллектива к действиям в│ │ │ │
│ │экстремальной обстановке; │ │ │ │
│ │ основы теории управления, │ │ │ │
│ │категории, законы и принципы│ │ │ │
│ │управления, основные методы│ │ │ │
│ │управленческой деятельности; │ │ │ │
│ │ уметь: │ │ │ │
│ │ анализировать │ │ │ │
│ │мировоззренческие, социально и│ │ │ │
│ │личностно значимые философские│ │ │ │
│ │проблемы, проводить исторический│ │ │ │
│ │анализ событий, анализировать и│ │ │ │
│ │оценивать социальную информацию,│ │ │ │
│ │планировать и осуществлять свою│ │ │ │
│ │деятельность с учетом результатов│ │ │ │
│ │этого анализа; │ │ │ │
│ │ использовать в практической│ │ │ │
│ │деятельности правовые знания,│ │ │ │
│ │анализировать и составлять│ │ │ │
│ │основные правовые акты и│ │ │ │
│ │осуществлять правовую оценку│ │ │ │
│ │информации, используемой в│ │ │ │
│ │профессиональной деятельности,│ │ │ │
│ │предпринимать необходимые меры по│ │ │ │
│ │восстановлению нарушенных прав; │ │ │ │
│ │ составлять психологическую│ │ │ │
│ │характеристику личности,│ │ │ │
│ │оценивать собственное психическое│ │ │ │
│ │состояние и морально-│ │ │ │
│ │психологическое состояние│ │ │ │
│ │коллектива в различной│ │ │ │
│ │обстановке, направить коллектив│ │ │ │
│ │на беспрекословное исполнение│ │ │ │
│ │приказаний в условиях опасности и│ │ │ │
│ │риска для жизни; │ │ │ │
│ │ ориентироваться в основных│ │ │ │
│ │проблемах экономики,│ │ │ │
│ │анализировать в общих чертах│ │ │ │
│ │основные экономические и│ │ │ │
│ │политические события в стране,│ │ │ │
│ │оценивать экономические│ │ │ │
│ │показатели деятельности│ │ │ │
│ │коллектива (экипажа, команды); │ │ │ │
│ │ оценивать эффективность│ │ │ │
│ │управленческих решений; │ │ │ │
│ │ владеть: │ │ │ │
│ │ иностранным языком в объеме,│ │ │ │
│ │необходимом для получения│ │ │ │
│ │информации по профессиональной│ │ │ │
│ │тематике, навыками устной речи; │ │ │ │
│ │ навыками письменного│ │ │ │
│ │аргументированного изложения│ │ │ │
│ │собственной точки зрения; │ │ │ │
│ │ навыками публичной речи,│ │ │ │
│ │аргументации, ведения дискуссии и│ │ │ │
│ │полемики, практического анализа│ │ │ │
│ │логики различного рода│ │ │ │
│ │рассуждений; │ │ │ │
│ │ навыками критического│ │ │ │
│ │восприятия информации; │ │ │ │
│ │ навыками поиска нормативной│ │ │ │
│ │правовой информации, необходимой│ │ │ │
│ │для профессиональной│ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │ приемами психической│ │ │ │
│ │саморегуляции; │ │ │ │
│ │ навыками анализа учебно-│ │ │ │
│ │воспитательных ситуаций,│ │ │ │
│ │постановки и решения│ │ │ │
│ │педагогических задач; │ │ │ │
│ │ навыками обоснования, выбора,│ │ │ │
│ │реализации и контроля результатов│ │ │ │
│ │управленческого решения │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │
│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │
│ │вуза) │ │ │ │
├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│С.2│Математический и │ 45 - 55 │ │ │
│ │естественнонаучный цикл │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│ │Базовая часть │ 40 - 50 │Математика │ОК-1 │
│ │В результате изучения базовой│ │ │ОК-4 │
│ │части цикла обучающийся должен:│ │Информатика │ОК-6 │
│ │ знать: │ │ │ПК-1 │
│ │ основные понятия, теоремы и│ │Физика │ПК-2 │
│ │методы линейной алгебры и│ │ │ПК-3 │
│ │аналитической геометрии, теории│ │Химия │ПК-5 │
│ │пределов, дифференциального и│ │ │ПК-7 │
│ │интегрального исчисления, теорий│ │Экология │ПК-8 │
│ │поля, рядов, дифференциальных│ │ │ПК-22 │
│ │уравнений, операционного│ │ │ПК-25 │
│ │исчисления, теории вероятностей и│ │ │ПК-27 │
│ │математической статистики, основы│ │ │ │
│ │численных методов и│ │ │ │
│ │математического моделирования; │ │ │ │
│ │ теоретические основы│ │ │ │
│ │информатики, принципы построения│ │ │ │
│ │и функционирования компьютерной│ │ │ │
│ │техники, основы алгоритмизации и│ │ │ │
│ │программирования, способы и│ │ │ │
│ │правила использования современных│ │ │ │
│ │информационных технологий,│ │ │ │
│ │основные понятия искусственного│ │ │ │
│ │интеллекта и экспертных систем,│ │ │ │
│ │современные средства│ │ │ │
│ │вычислительной техники; │ │ │ │
│ │ фундаментальные понятия, законы│ │ │ │
│ │и теории классической физики,│ │ │ │
│ │физические основы механики,│ │ │ │
│ │молекулярной физики и│ │ │ │
│ │термодинамики, электричества и│ │ │ │
│ │магнетизма, колебаний и волн,│ │ │ │
│ │оптики, квантовой, атомной и│ │ │ │
│ │ядерной физики, методы│ │ │ │
│ │теоретических и экспериментальных│ │ │ │
│ │исследований в физике, физические│ │ │ │
│ │поля; │ │ │ │
│ │ химическое строение вещества,│ │ │ │
│ │закономерности химического│ │ │ │
│ │взаимодействия, теорию строения│ │ │ │
│ │органических и неорганических│ │ │ │
│ │соединений, химические свойства│ │ │ │
│ │материалов и веществ, применяемых│ │ │ │
│ │в морских технических системах; │ │ │ │
│ │ основы экологии, организацию,│ │ │ │
│ │средства, способы и правила│ │ │ │
│ │обеспечения экологической│ │ │ │
│ │безопасности и охраны окружающей│ │ │ │
│ │среды; │ │ │ │
│ │ уметь: │ │ │ │
│ │ использовать математические│ │ │ │
│ │методы в решении прикладных│ │ │ │
│ │практических задач, выполнять│ │ │ │
│ │вероятностные расчеты и│ │ │ │
│ │статистическую обработку данных; │ │ │ │
│ │ разрабатывать компьютерные│ │ │ │
│ │программы вычислительных и│ │ │ │
│ │логических задач на языке│ │ │ │
│ │высокого уровня; │ │ │ │
│ │ применять знания физических и│ │ │ │
│ │химических законов при освоении│ │ │ │
│ │техники и решении задач│ │ │ │
│ │профессиональной деятельности; │ │ │ │
│ │ владеть: │ │ │ │
│ │ математической символикой для│ │ │ │
│ │выражения количественных и│ │ │ │
│ │качественных отношений объектов; │ │ │ │
│ │ методами построения│ │ │ │
│ │математических моделей; │ │ │ │
│ │ основными методами обработки│ │ │ │
│ │экспериментальных данных и оценки│ │ │ │
│ │полученных результатов; │ │ │ │
│ │ основными методами работы на│ │ │ │
│ │персональных компьютерах с│ │ │ │
│ │прикладными программными│ │ │ │
│ │средствами и средствами│ │ │ │
│ │современных информационных│ │ │ │
│ │технологий; │ │ │ │
│ │ компьютерными технологиями│ │ │ │
│ │сбора, хранения, обработки и│ │ │ │
│ │использования информации,│ │ │ │
│ │применяемой в сфере│ │ │ │
│ │профессиональной деятельности │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │
│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │
│ │вуза) │ │ │ │
├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│С.3│Профессиональный цикл <3> │165 - 175 │ │ │
│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│ │Базовая │100 - 110 │Безопасность │ОК-1 - │
│ │В результате изучения базовой │(включая │жизнедеятель- │ОК-4 │
│ │части цикла обучающийся должен: │трудоем- │ности │ОК-6 │
│ │ знать: │кость │ │ОК-8 │
│ │ характеристику опасностей│военной │Начертательная │ОК-9 │
│ │системы "человек - среда│(специаль-│геометрия и │ПК-1 - │
│ │обитания"; │ной) под- │инженерная │ПК-39 │
│ │ правовые и организационные│готовки) │графика │ │
│ │основы безопасности│ │ │ │
│ │жизнедеятельности; │ │Механика │ │
│ │ основы начертательной│ │ │ │
│ │геометрии, стандарты и правила│ │Материаловедение│ │
│ │выполнения схем, чертежей,│ │и технология │ │
│ │технической документации,│ │конструкционных │ │
│ │условные изображения и│ │материалов │ │
│ │обозначения различных изделий; │ │ │ │
│ │ основные законы и теоремы│ │Электротехника и│ │
│ │статики, кинематики и динамики│ │электроника │ │
│ │твердого тела, сопротивления│ │ │ │
│ │материалов, элементы теории│ │Метрология, │ │
│ │деталей машин и механизмов,│ │стандартизация и│ │
│ │основы гидравлики, гидростатики,│ │сертификация │ │
│ │кинематики и динамики жидкости,│ │ │ │
│ │элементарную теорию гироскопа и│ │Радиоэлектронные│ │
│ │ее применение в морской подводной│ │средства │ │
│ │технике; │ │кораблей │ │
│ │ материалы, применяемые в│ │ │ │
│ │морской технике, их свойства,│ │Теория, │ │
│ │определение основных│ │устройство, │ │
│ │характеристик механических│ │живучесть │ │
│ │свойств металлов и их сплавов,│ │корабля и │ │
│ │основные свойства│ │технических │ │
│ │электроматериалов и│ │систем │ │
│ │полупроводников, их применение в│ │ │ │
│ │корабельном оборудовании; │ │Информационно- │ │
│ │ теоретические основы│ │правляющие │ │
│ │электротехники, принципы│ │технологии │ │
│ │построения, конструктивного│ │ │ │
│ │исполнения и функционирования│ │Корабельное │ │
│ │электрооборудования технических│ │вооружение │ │
│ │систем; │ │ │ │
│ │ теоретические основы│ │Эксплуатация │ │
│ │электроники, элементную базу│ │технических │ │
│ │электронных устройств; │ │систем │ │
│ │ основы метрологии,│ │ │ │
│ │стандартизации и сертификации,│ │ │ │
│ │организацию метрологического│ │ │ │
│ │обеспечения и надзора; │ │ │ │
│ │ теоретические основы│ │ │ │
│ │гидроакустики, радиолокации и│ │ │ │
│ │радиосвязи, принципы построения,│ │ │ │
│ │работы и использования│ │ │ │
│ │гидроакустических, │ │ │ │
│ │радиотехнических и информационно-│ │ │ │
│ │управляющих систем; │ │ │ │
│ │ основы теории корабля, общее│ │ │ │
│ │устройство корабля и технических│ │ │ │
│ │систем, энергетических установок,│ │ │ │
│ │основные положения обеспечения│ │ │ │
│ │живучести; │ │ │ │
│ │ основы теории автоматического│ │ │ │
│ │управления и информации, методы│ │ │ │
│ │оценки качества функционирования│ │ │ │
│ │систем; │ │ │ │
│ │ характеристики, основы│ │ │ │
│ │устройства и функционирования│ │ │ │
│ │систем корабельного вооружения; │ │ │ │
│ │ теоретические основы│ │ │ │
│ │эксплуатации, жизненный цикл│ │ │ │
│ │технических систем, организацию│ │ │ │
│ │ремонта, переосвидетельствования,│ │ │ │
│ │категорирования и утилизации,│ │ │ │
│ │основы теории надежности, методы│ │ │ │
│ │расчета показателей и способы│ │ │ │
│ │обеспечения надежности│ │ │ │
│ │технических систем, методику│ │ │ │
│ │определения оптимальных планов│ │ │ │
│ │эксплуатации; │ │ │ │
│ │ инженерно-психологические │ │ │ │
│ │аспекты деятельности операторов,│ │ │ │
│ │показатели надежности человеко-│ │ │ │
│ │машинных систем, эргономические│ │ │ │
│ │требования к ним; │ │ │ │
│ │ факторы потенциальной опасности│ │ │ │
│ │корабельного вооружения, меры│ │ │ │
│ │предупреждения аварийности и│ │ │ │
│ │обеспечения безопасности, способы│ │ │ │
│ │локализации и ликвидации│ │ │ │
│ │последствий аварий; │ │ │ │
│ │ уметь: │ │ │ │
│ │ создавать оптимальное│ │ │ │
│ │(нормативное) состояние среды│ │ │ │
│ │обитания в зонах трудовой│ │ │ │
│ │деятельности и отдыха человека; │ │ │ │
│ │ осуществлять безопасную│ │ │ │
│ │эксплуатацию технических систем и│ │ │ │
│ │объектов, не причиняя вреда│ │ │ │
│ │окружающей природной среде; │ │ │ │
│ │ применять методы проведения│ │ │ │
│ │технических расчетов при│ │ │ │
│ │проектировании и конструировании│ │ │ │
│ │элементов корабельной техники и│ │ │ │
│ │вооружения; │ │ │ │
│ │ выполнять основные действия по│ │ │ │
│ │обслуживанию элементов│ │ │ │
│ │электрооборудования технических│ │ │ │
│ │систем, использовать контрольно-│ │ │ │
│ │измерительные приборы; │ │ │ │
│ │ руководить использованием│ │ │ │
│ │радиотехнических и│ │ │ │
│ │гидроакустических средств; │ │ │ │
│ │ использовать документы и│ │ │ │
│ │проводить расчеты характеристик│ │ │ │
│ │корабля и технических систем в│ │ │ │
│ │различных условиях эксплуатации; │ │ │ │
│ │ руководить борьбой за живучесть│ │ │ │
│ │корабля (отсека, помещения) и│ │ │ │
│ │технических систем; │ │ │ │
│ │ применять знания теории│ │ │ │
│ │информации и автоматического│ │ │ │
│ │управления при разработке и│ │ │ │
│ │эксплуатации технических систем; │ │ │ │
│ │ планировать и выполнять работы│ │ │ │
│ │по обслуживанию технических│ │ │ │
│ │систем на всех этапах│ │ │ │
│ │эксплуатации; │ │ │ │
│ │ определять техническое│ │ │ │
│ │состояние и оценивать│ │ │ │
│ │эксплуатационную надежность│ │ │ │
│ │технических систем; │ │ │ │
│ │ применять методики диагностики,│ │ │ │
│ │поиска и устранения│ │ │ │
│ │неисправностей; │ │ │ │
│ │ владеть: │ │ │ │
│ │ методами защиты коллектива│ │ │ │
│ │(экипажа, команды, персонала) от│ │ │ │
│ │опасных и вредных факторов│ │ │ │
│ │производственной среды и в быту; │ │ │ │
│ │ методами выбора и обоснования│ │ │ │
│ │критериев эффективности│ │ │ │
│ │функционирования технических│ │ │ │
│ │систем; │ │ │ │
│ │ навыками использования│ │ │ │
│ │технической документации по│ │ │ │
│ │устройству и живучести корабля и│ │ │ │
│ │технических систем; │ │ │ │
│ │ способами расчета показателей│ │ │ │
│ │надежности технических систем; │ │ │ │
│ │ методиками проведения│ │ │ │
│ │регламентных проверок технических│ │ │ │
│ │систем; │ │ │ │
│ │ навыками подготовки к│ │ │ │
│ │использованию технических систем│ │ │ │
│ │по их целевому назначению │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│ │Модуль "Военная (специальная)│ 13 - 14 │ │ │
│ │подготовка" <4> │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │
│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │
│ │вуза) │ │ │ │
├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│С.4│Физическая культура (Физическая│ 2 │ │ОК-13 │
│ │подготовка) │ │ │ │
│ │ знать: │ │ │ │
│ │ принципы здорового образа жизни│ │ │ │
│ │и роль физической культуры│ │ │ │
│ │(подготовки) в профессиональной│ │ │ │
│ │деятельности, профилактике│ │ │ │
│ │заболеваемости и реабилитации; │ │ │ │
│ │ уметь: │ │ │ │
│ │ применять методы физической│ │ │ │
│ │культуры для улучшения здоровья,│ │ │ │
│ │работоспособности, обеспечения│ │ │ │
│ │полноценной социальной и│ │ │ │
│ │профессиональной деятельности │ │ │ │
├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│С.5│Практика и научно-│ 12 - 24 │ │ОК-1 - │
│ │исследовательская │ │ │ОК-13 │
│ │работа (практические умения и│ │ │ПК-1 - │
│ │навыки определяются ООП вуза) │ │ │ПК-24 │
├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│С.6│Итоговая государственная│ 15 - 25 │ │ОК-1 - │
│ │аттестация │ │ │ОК-13 │
│ │ │ │ │ПК-1 - │
│ │ │ │ │ПК-24 │
├───┼─────────────────────────────────┼──────────┼────────────────┼───────┤
│ │Общая трудоемкость основной│ 300 │ │ │
│ │образовательной программы │ │ │ │
└───┴─────────────────────────────────┴──────────┴────────────────┴───────┘
--------------------------------
<1> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации. Для циклов С.1, С.2, С.3 одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам учебной работы обучающихся, включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации.
<2> Здесь и далее трудоемкость учебных циклов может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов.
<3> Высшие учебные заведения могут в учебных (рабочих учебных) планах и учебных программах конкретизировать наименование учебных дисциплин с учетом состава технических систем и типов кораблей.
<4> Содержание и организация военной или специальной подготовки определяется ООП вуза с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей