IV. Подготовка проектов нормативных правовых актов

23. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на соответствующее подразделение МВД России либо на образовательную или научную организацию системы МВД России.

(в ред. Приказов МВД России от 18.12.2003 N 1004, от 10.09.2015 N 874)

(см. текст в предыдущей редакции)

В поручении на подготовку проекта нормативного акта определяются ответственный исполнитель (исполнители) и другие должностные лица, ответственные за подготовку проекта нормативного правового акта, и срок его подготовки.

Если проект нормативного правового акта поручается подготовить нескольким подразделениям МВД России, работу по его подготовке организует подразделение, которое в поручении (плане) указано первым либо которому отдельно дано соответствующее поручение.

24. Срок подготовки проекта нормативного правового акта во исполнение Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами, федерального конституционного закона, федерального закона, указа и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если иное не установлено указанными актами (поручениями).

При необходимости оперативного решения вопросов служебной деятельности срок подготовки проекта нормативного правового акта может быть сокращен по решению статс-секретаря - заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации <1>.

(абзац введен Приказом МВД России от 29.11.2017 N 898)

--------------------------------

<1> Далее - статс-секретарь - заместитель Министра.

(сноска введена Приказом МВД России от 29.11.2017 N 898)

25. При подготовке наиболее важных, сложных и значительных по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, решением Министра или первого заместителя (заместителя) Министра <1> могут создаваться рабочие группы (комиссии) <2> из числа наиболее опытных сотрудников, федеральных государственных служащих и работников <3>, которые на период подготовки проектов в составе рабочей группы могут освобождаться от выполнения своих должностных обязанностей.

(в ред. Приказа МВД России от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

------------------------------------

<1> Далее - "руководители (руководитель) Министерства".

<2> Далее - "рабочая группа".

<3> Далее - "сотрудники".

(в ред. Приказа МВД России от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Для обеспечения соответствия разрабатываемого проекта нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами в состав рабочей группы по согласованию со статс-секретарем - заместителем Министра или с начальником ДПД МВД России могут входить специалисты ДПД МВД России.

(в ред. Приказа МВД России от 29.11.2017 N 898)

(см. текст в предыдущей редакции)

------------------------------------

<1> Сноска исключена. - Приказ МВД России от 29.11.2017 N 898.

(см. текст в предыдущей редакции)

В иных случаях специалисты ДПД МВД России оказывают сотрудникам, входящим в состав рабочей группы, консультативную помощь.

(в ред. Приказа МВД России от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 26 в ред. Приказа МВД России от 08.11.2011 N 1125)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. Решение о создании рабочей группы оформляется распоряжением руководителя Министерства, к полномочиям которого отнесено решение вопросов, являющихся предметом правового регулирования разрабатываемого проекта нормативного правового акта, или распоряжением руководителя соответствующего подразделения Министерства.

При разработке проекта комплексного нормативного правового акта, затрагивающего компетенцию нескольких служб или подразделений Министерства или нескольких федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, решение о создании рабочей группы и его персональном составе принимает Министр или статс-секретарь - заместитель Министра.

28. Рабочей группой, в состав которой по согласованию могут входить представители других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, осуществляется, как правило, подготовка проектов межведомственных нормативных правовых актов.

29. К работе по подготовке проектов нормативных правовых актов могут также привлекаться (в том числе и на основе договоров с оплатой за счет средств МВД России) образовательные и научные организации, временные творческие коллективы, отдельные научные работники и другие специалисты.

(в ред. Приказа МВД России от 10.09.2015 N 874)

(см. текст в предыдущей редакции)

30. В распоряжении руководителя Министерства о создании рабочей группы отражается:

цель создания рабочей группы;

вид разрабатываемого нормативного правового акта;

наименование проекта нормативного правового акта;

руководитель рабочей группы и его заместитель (заместители);

персональный состав рабочей группы с указанием занимаемой должности, фамилии, имени и отчества, специального звания членов рабочей группы;

(в ред. Приказа МВД России от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

сроки представления проекта нормативного правового акта для обсуждения (согласования).

В решении руководителя Министерства по созданию рабочей группы могут отражаться и другие вопросы, необходимые для организации ее деятельности.

31. Решение руководства Министерства о создании рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта с привлечением специалистов других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций подлежит предварительному согласованию с руководителями данных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций.

32. Специалисты других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций включаются в состав рабочей группы на основании писем руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций.

33. Письма с предложениями о включении в состав рабочей группы специалистов других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций готовятся подразделением МВД России, являющимся головным исполнителем по разработке проекта нормативного правового акта.

34. Письма направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации за подписью соответствующего руководителя Министерства.

35. Деятельность рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта в соответствии с настоящими Правилами организует руководитель подразделения Министерства, указанного в распоряжении о создании рабочей группы в качестве головного разработчика.

36. Разработке проекта нормативного правового акта предшествует изучение информации, относящейся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта, которая содержится в:

международных договорах Российской Федерации;

законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

принятых судебных решениях;

ранее изданных ведомственных нормативных правовых актах;

решениях коллегии МВД России и оперативных совещаний при Министре и его заместителях;

докладах и выступлениях руководителей МВД России, подразделений Министерства;

инициативных предложениях начальников территориальных органов МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России;

(в ред. Приказов МВД России от 11.08.2009 N 631, от 08.11.2011 N 1125, от 10.09.2015 N 874, от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

------------------------------------

<1> - <2> Сноски исключены. - Приказ МВД России от 08.11.2011 N 1125.

(см. текст в предыдущей редакции)

<1> Сноска исключена. - Приказ МВД России от 04.07.2018 N 424.

(см. текст в предыдущей редакции)

актах инспектирования и контрольных проверок территориальных органов МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России;

(в ред. Приказов МВД России от 11.08.2009 N 631, от 08.11.2011 N 1125, от 10.09.2015 N 874)

(см. текст в предыдущей редакции)

справках о результатах выездов сотрудников в служебные командировки;

(в ред. Приказа МВД России от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

обобщениях практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов в практической деятельности органов внутренних дел;

(в ред. Приказа МВД России от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

предложениях по совершенствованию нормативных правовых актов, содержащихся в федеральной базе АИС "Мониторинг";

(абзац введен Приказом МВД России от 04.07.2012 N 676)

научной литературе и материалах периодических печатных изданий;

данных криминологических и социологических исследований;

официальных статистических данных;

иных документах и материалах, характеризующих состояние организации и деятельности органов внутренних дел.

(в ред. Приказа МВД России от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

36.1. Головной разработчик в процессе работы над проектом приказа МВД России, подлежащего направлению на государственную регистрацию в Минюст России, самостоятельно обеспечивает изучение, в том числе научной литературы и материалов периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данных социологических и иных исследований, если таковые проводились, или привлекает к изучению данных вопросов ФГКУ "ВНИИ МВД России", либо иную образовательную, научную организацию системы МВД России.

(п. 36.1 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

36.2. При направлении в ДПД МВД России предложений о разработке проекта приказа МВД России, подлежащего направлению на государственную регистрацию в Минюст России, в проект Плана Министерства внутренних дел Российской Федерации по сопровождению и разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных и межведомственных актов, а также участию в подготовке к подписанию международных правовых актов при одновременном отсутствии возможности самостоятельного изучения вопросов, предусмотренных пунктом 36.1 настоящих Правил, головным разработчиком направляется соответствующая заявка на проведение научного исследования.

(п. 36.2 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

36.3. При подготовке проекта приказа МВД России, подлежащего направлению на государственную регистрацию в Минюст России, на внеплановой основе головным разработчиком при одновременном отсутствии возможности самостоятельного изучения вопросов, предусмотренных пунктом 36.1 настоящих Правил, обеспечивается направление в течение первой половины срока, отведенного на исполнение поручения, в ФГКУ "ВНИИ МВД России", либо иную образовательную, научную организацию системы МВД России письма, в котором подлежит указанию информация о предмете и целях правового регулирования проекта приказа МВД России, общественных отношениях, на регулирование которых направлены его положения, либо направляется проект приказа МВД России. Соответствующая образовательная или научная организация системы МВД России не позднее 5 дней до истечения срока, отведенного на исполнение поручения, готовит аналитическую справку и направляет ее головному разработчику.

(п. 36.3 введен Приказом МВД России от 10.12.2020 N 860)

37. Подготовке сложного нормативного правового акта и комплексного нормативного правового акта, как правило, предшествует разработка его концепции, которая включает:

определение предмета и цели нормативного правового акта;

обоснование его основных положений;

предполагаемые последствия применения;

криминологические прогнозы;

финансово-экономическое обоснование;

оценку возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования в соответствующей сфере;

выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового нормативного правового акта;

определение заинтересованных подразделений МВД России для последующего сбора их предложений.

38. Концепция разрабатываемого проекта нормативного правового акта подлежит согласованию с ДПД МВД России, а проекта федерального закона также со статс-секретарем - заместителем Министра.

(в ред. Приказов МВД России от 11.08.2009 N 631, от 08.11.2011 N 1125, от 23.01.2018 N 34)

(см. текст в предыдущей редакции)

39. После разработки концепции проекта нормативного правового акта подразделением МВД России, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта (рабочей группой), разрабатываются план-проспект и календарный план-график подготовки проекта нормативного правового акта.

40. В плане-проспекте определяется предполагаемая структура проекта нормативного правового акта и раскрывается основное содержание его принципиальных положений.

41. В календарном плане-графике обозначаются основные этапы работы по подготовке проекта нормативного правового акта и его согласования с заинтересованными подразделениями МВД России, указываются сроки их завершения, определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица (подразделения), ответственные за результаты работы по подготовке проекта нормативного правового акта.

42. При подготовке проекта нормативного правового акта подразделением Министерства, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта (рабочей группой), устанавливается отношение предмета его правового регулирования к компетенции МВД России. При этом учитывается, что нормативным регулированием допускается решение правовых вопросов в пределах, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

42.1 - 42.3. Утратили силу. - Приказ МВД России от 25.05.2020 N 368.

(см. текст в предыдущей редакции)

43. Не допускается издание ведомственных нормативных правовых актов для объявления законодательных или иных нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся нормативными правовыми актами прямого действия.

При необходимости подготавливается нормативный правовой акт, предусматривающий меры по реализации содержащихся в законодательных или иных нормативных правовых актах Российской Федерации предписаний, касающихся деятельности органов внутренних дел. При этом к разрабатываемому ведомственному нормативному правовому акту могут прилагаться копии законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. Приказа МВД России от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

44. Проект нормативного правового акта рассматривается руководителем подразделения МВД России, являющегося головным исполнителем, и дорабатывается с учетом его замечаний и предложений.

При доработке проекта нормативного правового акта учитываются также замечания и предложения подразделений МВД России, других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, представители которых входили в состав рабочей группы.

45. Согласованный (завизированный) руководителем подразделения МВД России, являющегося головным исполнителем, проект нормативного правового акта направляется на согласование в заинтересованные подразделения Министерства, а при необходимости также в территориальные органы МВД России.

(в ред. Приказов МВД России от 08.11.2011 N 1125, от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

46. При необходимости по проекту нормативного правового акта выясняются мнения других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций.

47. В целях выяснения общественного мнения по решению руководства Министерства проект нормативного правового акта может быть опубликован в печатных средствах массовой информации либо по отдельным его положениям может быть проведен соответствующий опрос населения.

47.1. В случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти" <1>, проект нормативного правового акта подлежит обязательному предварительному обсуждению на заседаниях Общественного совета при МВД России.

(п. 47.1 введен Приказом МВД России от 26.03.2013 N 162)

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4997; N 52, ст. 7507.

(сноска введена Приказом МВД России от 26.03.2013 N 162)

48. В целях более глубокой и качественной проработки проекта нормативного правового акта вопросы, относящиеся к предмету его правового регулирования, или проект нормативного правового акта в целом решением статс-секретаря - заместителя Министра может быть вынесен для обсуждения на заседание Экспертного совета Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам нормотворческой работы <2>.

(в ред. Приказа МВД России от 26.03.2013 N 162)

(см. текст в предыдущей редакции)

------------------------------------

<2> Далее - "Экспертный совет МВД России".

Проект нормативного правового акта может быть вынесен также на обсуждение на заседаниях ученых советов, научно-практических секций Научного совета МВД России, научно-практических конференциях, "круглых столах" и семинарах.

49. К доработке проекта с учетом мнения заинтересованных подразделений МВД России, других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, территориальных органов МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России <3>, членов Экспертного совета МВД России, а также с учетом результатов социологических исследований и изучения общественного мнения могут привлекаться созданные в Министерстве, в образовательных и научных организациях системы МВД России рабочие группы, а также научно-практические секции и научно-методические советы.

(в ред. Приказов МВД России от 11.08.2009 N 631, от 08.11.2011 N 1125, от 26.03.2013 N 162, от 10.09.2015 N 874, от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

------------------------------------

<3> Далее - "территориальные органы МВД России, образовательные и научные организации системы МВД России".

(в ред. Приказов МВД России от 08.11.2011 N 1125, от 10.09.2015 N 874)

(см. текст в предыдущей редакции)

50. В целях исключения неопределенности правовых норм, регламентирующих деятельность системы МВД России, ее структурных подразделений, сотрудников, обеспечения соответствия нормативных предписаний проекта нормативного правового акта требованиям Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, положениям федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, ранее изданным ведомственным нормативным правовым актам по решению руководства Министерства осуществляется экспертиза проекта нормативного правового акта, включающая исследование правовых, научно-юридических, международно-правовых, криминологических, финансово-экономических, лингвистических и других аспектов проекта.

(в ред. Приказа МВД России от 04.07.2018 N 424)

(см. текст в предыдущей редакции)

51. Проекты нормативных правовых актов по особо важным вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел выносятся в установленном порядке на рассмотрение Коллегии МВД России или оперативного совещания при Министре (первом заместителе, заместителях Министра).

(в ред. Приказов МВД России от 04.07.2018 N 424, от 01.08.2022 N 565)

(см. текст в предыдущей редакции)