Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы.

III. Мероприятия Программы

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.

Для решения задачи "Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития" будут проведены следующие мероприятия:

достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее - инициатива "Наша новая школа");

распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей.

В результате реализации мероприятия по достижению во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров инициативы "Наша новая школа" на всей территории Российской Федерации будут модернизированы муниципальные системы дошкольного образования, внедрены новые формы дошкольного образования, включая новые формы присмотра и ухода за детьми в сочетании с различными формами дошкольного образования, а также распространены:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2014 N 262)

(см. текст в предыдущей редакции)

модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;

модели государственно-общественного управления образованием.

Предусматривается формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования.

Во всех федеральных округах будут созданы:

стажировочные площадки для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;

площадки для обучения и повышения квалификации работников системы образования в целях распространения моделей государственно-общественного управления образованием.

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования будет, в том числе, включать повышение квалификации специалистов для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования и предполагать внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации, включая развитие системы переподготовки и повышения квалификации учителей информатики общеобразовательных учреждений в соответствии с едиными требованиями.

На базе стажировочных площадок будут созданы центры справочно-методической и технической поддержки общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.

В рамках указанного мероприятия предусматриваются:

формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;

разработка примерных основных образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.

В рамках мероприятия по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей во всех субъектах Российской Федерации будут использованы различные современные модели общего и дополнительного образования, в том числе:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2014 N 262)

(см. текст в предыдущей редакции)

инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. При распространении этих моделей будет выполнен комплекс мероприятий по устранению причин и условий, способствующих проявлениям национализма и сепаратизма;

современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей;

модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности;

модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;

модели, обеспечивающие выявление и сопровождение одаренных детей в общеобразовательных организациях через систему интеллектуальных состязаний школьников (на примере проведения всероссийской олимпиады школьников), творческих соревнований, смотров, конкурсов, научной (научно-исследовательской) деятельности, физкультурно-спортивной деятельности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2014 N 262)

Во всех федеральных округах предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение указанных моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов.

В рамках указанного мероприятия планируются:

развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;

создание единой федеральной базы данных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи;

разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

Для решения задачи "Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда" будут проведены такие мероприятия, как:

разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации;

поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов;

распространение во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях;

улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования.

В результате реализации мероприятия по разработке и внедрению программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации деятельность региональных образовательных учреждений профессионального образования будет соответствовать приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации).

В рамках указанного мероприятия будут поддержаны региональные комплексные программы развития профессионального образования, предусматривающие:

достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;

обеспечение разработки региональной программы при участии объединений работодателей;

установление приоритета образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров в целях реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;

сокращение сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования путем расширения практики заочного и дистанционного обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизации программ профессионального образования и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений;

проведение комплекса мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, ознакомление учащихся образовательных учреждений с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях;

осуществление мер дополнительной поддержки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, избравших работу по профильной специальности.

В рамках указанного мероприятия предусматриваются:

разработка, апробация и введение в действие новых программ профессионального образования;

оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования.

При выполнении мероприятия по поддержке развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов планируются:

создание условий для дальнейшей занятости работников сферы профессионального образования, высвобождающихся в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации;

организация подготовки специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий, повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений профессионального образования в области использования информационно-телекоммуникационных технологий;

организация подготовки специалистов по суперкомпьютерным технологиям;

создание и поддержка сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования.

В результате реализации мероприятия по распространению во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях на всей территории России будут распространены современные проекты энергосбережения в образовательных учреждениях, обеспечивающие экономию энергетических ресурсов в натуральном и денежном выражении.

Предполагается создание сети центров обучения и консультирования работников сферы образования по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности.

В рамках мероприятия по улучшению материально-технической базы сферы профессионального образования предусматриваются реконструкция и строительство объектов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий библиотек, а также объектов социальной направленности (учебно-спортивные корпуса, физкультурно-оздоровительные комплексы, общежития (с учетом восполнения дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов) и др.).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 N 663)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для решения задачи "Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг" будут проведены следующие мероприятия:

обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование, дополнительное образование);

развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов;

создание единой информационной системы сферы образования;

создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится общественно-профессиональными объединениями (организациями работодателей, профсоюзами, саморегулируемыми и иными общественными организациями).

В рамках мероприятия по обеспечению условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования планируются:

разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создание инструментария ее реализации с обеспечением комплексного мониторинга качества общего образования;

разработка моделей оценки качества дошкольного, начального и среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного образования, технологии и методики подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества образования;

создание механизмов комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей. Для ступеней и уровней образования, завершение обучения на которых не предусматривает выдачу документа государственного образца, указанные механизмы будут носить мониторинговый характер.

В рамках мероприятия по развитию системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов планируются:

создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций;

обеспечение центров необходимыми технологиями и инструментарием;

проведение обучения персонала центров, апробация технологий и инструментария, мониторинг деятельности и аккредитация центров.

При этом основным содержанием мероприятия будет создание технологий и измерительных материалов для оценки качества образования на основе разрабатываемой профессиональным сообществом системы профессиональных стандартов.

В рамках мероприятия по созданию единой информационной системы сферы образования будет создана единая информационная система, агрегирующая данные о сфере образования начиная с уровня учащегося.

Это предполагает создание, внедрение и последующую интеграцию компонентов системы управления качеством образования в части контроля, надзора и оценки качества образования в федеральных и региональных органах управления образованием, а также в учреждениях профессионального образования.

В качестве указанных компонентов в том числе будут созданы интегрированные автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доведение, сбор, обработку и представление пользователям региональных и федеральных органов управления образованием данных, позволяющих сформировать интегральную оценку качества образования как в отдельном образовательном учреждении, так и на уровне субъекта Российской Федерации и страны в целом. При этом будет обеспечена согласованная работа разрабатываемых автоматизированных рабочих мест с уже созданными информационными системами.

Будут разработаны и реализованы механизмы обеспечения комплексного электронного мониторинга с использованием электронного паспорта общеобразовательных учреждений. Предусматриваются формирование и поддержка в актуальном состоянии банка данных электронных паспортов общеобразовательных учреждений, а также разработка и внедрение системы, обеспечивающей распределенное планирование, доведение и контроль достижения показателей реализации инициативы "Наша новая школа".

В рамках указанного мероприятия в системе общего образования будут созданы условия для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.

Предусматриваются создание и развитие информационных систем, обеспечивающих процессы управления по отдельным направлениям деятельности в сфере контроля, надзора и оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях, оказание соответствующей поддержки развитию таких информационных систем на уровне органов местного самоуправления, а также на уровне образовательных учреждений.

Планируется организация видеонаблюдения за проведением единого государственного экзамена в пунктах проведения экзамена и региональных центрах обработки информации, что позволит обеспечить более качественное соблюдение процедуры проведения единого государственного экзамена на всех этапах подготовки, планирования, проведения, обработки результатов и рассмотрения апелляций. Организация видеотрансляций и записи данных видеонаблюдения за проведением экзамена увеличит прозрачность сдачи экзамена, обеспечит доступ всех ответственных лиц и наблюдателей к записям видеонаблюдения, усилит контроль за проведением экзамена.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2014 N 262)

В рамках мероприятия по созданию условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ будет оказана на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поддержка общественно-профессиональным организациям (объединениям):

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2014 N 262)

(см. текст в предыдущей редакции)

разрабатывающим и внедряющим механизмы (методики) внешних экспертных оценок, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;

внедряющим модели создания условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки качества деятельности образовательных учреждений, предоставления их общественности.

Указанное мероприятие предусматривает создание и развитие единой базы данных о признанных общественно-профессиональных организациях, включенных в соответствующий реестр.

В ходе выполнения Программы будет осуществляться экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение мероприятий, направленных на решение ее задач. Такое сопровождение будет проводиться в рамках мероприятия по экспертно-аналитическому, научно-методическому и информационному сопровождению мероприятий.

Это мероприятие предусматривает комплексное выполнение работ, связанных с:

разработкой методических рекомендаций и нормативной правовой базы для выполнения мероприятий Программы;

мониторинговым и информационным сопровождением реализации Программы в целом и отдельных ее мероприятий;

обеспечением конкурсных процедур, необходимых для реализации Программы.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3.

Перечень строек и объектов для государственных нужд, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы, приведен в приложении N 4.