Административные процедуры, связанные с выдачей разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Административные процедуры, связанные

с выдачей разрешения на строительство или разрешения

на ввод объекта в эксплуатацию

Административные процедуры, связанные с выдачей разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее - административные процедуры) уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, включают в себя исполнение ими государственных и муниципальных функций (далее - уполномоченные органы) по выдаче или отказу в выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию (далее - функции).

В настоящем Разделе представлены основные разделы и положения, рекомендуемые для включения в разрабатываемые уполномоченными органами административные регламенты, регулирующие исполнение функций (далее - административный регламент).

При разработке административного регламента в него рекомендуется включать следующие положения:

о бланках документов и образцах их заполнения;

о перечнях документов, представляемых застройщиком для исполнения функции, а также требования, предъявляемые к этим документам;

о времени приема застройщика специалистами;

об основаниях для отказа в выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;

о порядке информирования о ходе исполнения функции;

о порядке получения консультаций;

о порядке обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих функцию.

Административные регламенты опубликовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также размещаются в сети Интернет на официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функции (далее - уполномоченный орган), и организаций, участвующих в исполнении функции (предоставлении государственной услуги), в федеральной государственной информационной системе "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Тексты административных регламентов размещаются также в местах исполнения государственной функции.

В разрабатываемый административный регламент рекомендуется включение информации по вопросам исполнения функции. В частности, предполагается включение следующих положений:

консультации (справки) застройщикам по вопросам исполнения функции предоставляются специалистами, ее исполняющими, по телефону и на личном приеме;

в ответе по телефону и на иные устные обращения специалист уполномоченного органа информирует застройщиков о своих фамилии, имени, отчестве, должности, о существе поставленных вопросов или сообщает номер телефона компетентного специалиста, его фамилию, имя, отчество, должность;

информация о сроке завершения оформления документов и возможности их получения застройщикам сообщается при приеме документов;

информация об отказе в выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется застройщикам при личном обращении или направляется застройщикам заказным письмом, а также при необходимости дублируется по телефонной, факсимильной связи или электронной почте;

застройщик имеет право на получение сведений о ходе исполнения функции по телефону, электронной почте или на личном приеме;

график приема по вопросам выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию утверждается руководителем уполномоченного органа.

При разработке административного регламента следует учитывать положения части 7 статьи 51 и части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми для принятия решения о выдаче разрешений на строительство или разрешений на ввод объектов в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченный орган заявление, подписанное уполномоченным лицом застройщика, о выдаче разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, установлен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

К заявлению о выдаче разрешения на строительство может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Продление срока действия выданного разрешения на строительство осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрен частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Рекомендуется указать в административном регламенте, что документы представляются в уполномоченный орган в двух экземплярах (подлинник и копия) лично застройщиком или почтовым отправлением с описью вложения.

При этом Заявление, как правило, заполняется от руки, машинописным способом или с применением компьютера и заверяется печатью застройщика.

В административном регламенте целесообразно отразить, что уполномоченный орган не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их личного представления обязан выдать расписку с отметкой об их получении.

В соответствии с частью 11 статьи 51 и частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию принимается уполномоченным органом в течение десяти дней с даты представления документов.

Датой представления документов следует считать дату их регистрации в уполномоченном органе.

Рекомендуется в административном регламенте указать, что специалист уполномоченного органа, уполномоченный осуществлять административные процедуры и действия (далее - уполномоченный специалист), после принятия решения о выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения на строительство и отказе на ввод объекта в эксплуатацию должен проинформировать застройщика о принятом решении в срок исполнения функции, установленный административным регламентом.

При разработке административного регламента целесообразно указать, что выдача на руки застройщику разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство и уведомления об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется в день обращения застройщика, но не позднее пяти рабочих дней со дня готовности указанных документов.

Также рекомендуется указать, что уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство или об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно быть направлено застройщику не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство или решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются:

1) непредставление документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

2) несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 23.06.2016 N 198-ФЗ расширен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются:

1) отсутствие документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации (данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства);

5) невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Отказ в выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по иным, не предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, основаниям не допускается.

В случае направления застройщиком заявления о выдаче разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в чью компетенцию не входит рассмотрение такого заявления, следует указать в административном регламенте процедуру возврата предоставленных документов. Целесообразно установить срок для возврата заявления и прилагаемых к нему документов в указанном случае не более пяти рабочих дней со дня их поступления в уполномоченный орган.

Также в административный регламент рекомендуется включить положение о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство и отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по указанным основаниям не является препятствием для повторной подачи документов. Повторная подача заявления о выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и вынесение по этому заявлению решения при условии устранения причин, повлекших вынесение решения об отказе, осуществляется в порядке, предусмотренном административным регламентом.

В разделе административного регламента, регулирующем административные процедуры по выдаче разрешений на строительство или разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, полагается целесообразным отразить следующие административные процедуры:

1) прием документов, представленных застройщиком для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

2) рассмотрение представленных документов;

3) принятие решения о выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в их выдаче;

4) выдача на руки застройщику разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также направление уведомления об отказе в выдаче застройщику разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

5) учет выданных разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

В административном регламенте также рекомендуется включить раздел, содержащий порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения функции.