Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 31 августа 1994 г. N 1064

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ

СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

В результате сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю и обрести вторую родину во многих странах мира.

Демократические преобразования в нашей стране последних лет создали условия для отношений взаимопонимания и сотрудничества с соотечественниками за рубежом.

Новая Россия открыла возможность соотечественникам - жертвам исторических потрясений и репрессий и их потомкам при желании восстановить российское гражданство и вернуться на историческую родину.

Россия благодарна правительствам и народам стран, давшим россиянам приют и возможность сохранить родной язык и национально-культурную самобытность.

Миллионы наших соотечественников за пределами Российской Федерации на пространстве бывшего СССР в условиях незавершенности процесса становления новых независимых государств и формирования межгосударственных отношений еще определяются в выборе своей дальнейшей судьбы. Наши соотечественники за рубежом столкнулись со сложной экономической, культурной и психологической ситуацией и, безусловно, нуждаются в помощи и поддержке России.

По своему правовому положению выходцы из России относятся к трем различным категориям: граждане России, граждане государства проживания (меньшинства) и лица без гражданства (апатриды) - граждане, имеющие и не имеющие вид на жительство в стране фактического проживания.

Учитывая их различный юридический статус, стратегической линией политики России по отношению к соотечественникам за рубежом является содействие их добровольной интеграции в политическую, социальную и экономическую жизнь новых независимых государств, адаптации к местной культуре при сохранении собственной культурной самобытности.

Такая политика направлена на предотвращение массового исхода наших соотечественников из этих государств, который может крайне болезненно сказаться на судьбе миллионов россиян, давно осевших за пределами своей исторической родины.

В случае возникновения в каких-либо регионах бывшего СССР конфликтных ситуаций, угрожающих жизни и благополучию наших соотечественников, российское государство должно быть готово к такому развитию событий. Более того, Россия должна обеспечить прием на своей территории также тех, кто не смог или не имел возможности адаптироваться к новой ситуации и решил вернуться на свою историческую родину.

Российская Федерация исходит из того, что россияне вправе оставаться в тех государствах, где они родились или проживают в течение многих лет, что эти страны несут ответственность за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав этих лиц. Однако все новые независимые государства, включая Россию, испытывают сегодня серьезные экономические и финансовые трудности, находятся в стадии становления своей государственности, когда непросто учитывать специфические запросы проживающих на их территории выходцев из других государств. В этой связи Российская Федерация готова помочь правительствам новых независимых государств удовлетворить потребности проживающих там россиян в обеспечении их законных прав.

Помощь России соотечественникам должна оказываться на основе соответствующих двусторонних соглашений, путем принятия мер, согласованных с органами государственной власти соответствующей страны. При этом как содержание договоров, так и сами меры по поддержке соотечественников за рубежом должны учитывать специфику ситуации в каждой стране.

Те трудности и тяготы, которые переживают наши соотечественники, оказавшиеся за рубежом, не могут быть безразличны для России. Правительство Российской Федерации намерено всеми способами, признанными международным правом, не допускать ущемления прав своих соотечественников за рубежом. Решение вопросов финансового, экономического, социального, военно-политического сотрудничества России с конкретными государствами будет ставиться в зависимость от реальной позиции их руководства в области соблюдения прав и интересов россиян на их территории. Однако любые вынужденно жесткие меры должны приниматься после серьезного анализа ситуации с учетом интересов тех людей, которых они призваны защищать.

Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом определяют круг мер, которые необходимо осуществить для оказания им эффективной помощи, и головные министерства, ответственные за их реализацию. Эти меры носят позитивный характер и призваны помочь правительствам новых независимых государств, с одной стороны, и нашим соотечественникам, с другой стороны, быстрее и эффективнее решить проблемы переходного периода.