Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Образование

В российском образовании будут продолжены системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества.

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с развитием ее интеллектуального потенциала, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.

Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России осуществляется прежде всего при условии:

создания условий для повышения конкурентоспособности личности;

инновационного развития отраслей экономики;

изменения структуры экономики в пользу наукоемких производств;

формирования трудовых ресурсов, конкурентоспособных на рынке труда, особенно в условиях инновационного развития отраслей экономики;

обеспечения социальной и профессиональной мобильности и выполнении функций "социального лифта";

формирования кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии личности.

Реализация этих направлений государственной политики в образовании позволит в 2011 - 2013 гг. создать условия для повышения качества человеческого капитала и конкурентоспособности страны как одной из целей ее социально-экономического развития при условии соответствия ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

В основу развития системы образования будут положены принципы, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование", такие как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

В прогнозный период предстоит осуществить:

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;

обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; ускорить введение нормативно-подушевого механизма финансирования образовательных учреждений;

обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных образовательных учреждений к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию, расширить возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;

обновление структуры сети образовательных учреждений, в том числе создание и развитие федеральных и национальных исследовательских университетов;

развитие вариативности образовательных программ;

меры по стимулированию изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений;

внедрить в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями;

внедрить независимую систему оценки качества образования на всех уровнях и публичной доступности ее результатов;

обеспечить участие потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.