Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Динамика инвестиций в основной капитал

00000007.png

В 2011 году, согласно инвестиционному плану, ОАО "Газпром" предполагает увеличить объем инвестиций в добычу газа в 1,8 раза, в строительство газопроводов - в 2,4 раза, по инвестиционным планам нефтяных компаний ожидается рост инвестиций в добычу нефти в 1,1 раза, в строительство нефтепроводов - в 1,2 раза, по инвестиционным планам компаний энергетики предполагается рост инвестиций в 1,1 раза. В 2012 и 2013 году рост инвестиций ТЭКа замедлится, в номинальном выражении сократятся инвестиции в добычу газа, нефтепереработку, строительство нефтепроводов. По мере восстановления инвестиционной активности в экономике в структуре инвестиций энергетического комплекса будет сокращаться доля компаний с государственным участием. Однако существенный прирост инвестиций ожидается в развитии атомной энергетики за счет расходов федерального бюджета на развитие госкорпорации "Росатом". В целом в энергетике опережающими темпами будут расти инвестиции сетевых компаний. Развитие энергетической инфраструктуры обеспечит конкурентоспособность экономики в долгосрочной перспективе.

Согласно индексу открытости национальных экономик для международной торговли за 2010 год, Россия оказалась на 48 месте по доступности и качеству транспортной инфраструктуры, при этом по качеству железнодорожной инфраструктуры Россия заняла 33 место, по качеству водных портов - 82 место, воздушных портов - 87 место, а по качеству автодорожной инфраструктуры оказалась почти в конце списка - на 111 месте. Развитие транспортной инфраструктуры является капиталоемким процессом, и в 2011 году предполагается рост расходов федерального бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры в 1,26 раза к уровню 2009 года, включая расходы через механизм ФЦП, непрограммной части ФАИП, взносов в уставный капитал транспортных компаний, расходы через Инвестиционный фонд и Дорожный фонд. В 2012 и 2013 году предполагается увеличение расходов федерального бюджета на развитие транспорта в номинальном выражении. Однако к 2013 году уровень расходов федерального бюджета на развитие транспортного комплекса может составить около 90% от запланированного уровня на этот год в докризисный период. Если сокращение расходов федерального бюджета не будет компенсироваться ростом расходов региональных бюджетов и внебюджетных источников, то это приведет к ухудшению состояния транспортной инфраструктуры, а в долгосрочной перспективе потребует значительного увеличения расходов на строительство и ремонтно-эксплуатационные нужды.

Несмотря на наблюдаемое оживление производства обрабатывающей промышленности, недостаток собственных финансовых средств предприятий может стать причиной того, что рост инвестиций в среднесрочной перспективе во многом будет обусловлен именно программами господдержки отечественного производства. Реализация инвестпланов авто- и авиапроизводителей в варианте 2b предполагает рост инвестиций в транспортное машиностроение в 2011 году более чем в 2 раза. Финансирование высокотехнологичного комплекса будет являться приоритетной статьей бюджетных расходов. К 2013 году в структуре инвестиционных расходов федерального бюджета доля высокотехнологичного комплекса может увеличиться почти до 30 процентов. При этом рост расходов на ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 - 2015 годы" ожидается более чем в 3,5 раза к уровню 2010 года, ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы" - почти в 3 раза, ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" - более чем в 1,7 раза, космического комплекса ("Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы", "Глобальная навигационная система", "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы") - в 1,4 раза.

Неблагоприятная климатическая ситуация может привести к сокращению инвестиций в основной капитал АПК в 2010 - 2011 годах. Оживление инвестиционной активности ожидается с 2012 года. При этом в 2011 - 2013 гг. предполагается поддержание инвестиционных расходов федерального бюджета на сельское хозяйство (по ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года", ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", ФЦП "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах", непрограммной части ФАИП и Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы на уровне 120 - 137 млрд. рублей в год в зависимости от варианта развития.

С 2011 года предполагается сокращение финансирования проектов в рамках ФЦП развития регионов, что обусловлено завершением реализации подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" к 2012 году, а также снижением бюджетных ассигнований (почти в 2 раза) на реализацию ФЦП "Юг России". На завершение региональных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, предполагается направить около 10% от общего объема Инвестиционного фонда.

К приоритетам инвестиционных расходов федерального бюджета относятся строительство олимпийских объектов, проведение саммита АТЭС, универсиады в г. Казани.

Рост инвестиций в развитие человеческого капитала в 2012 - 2013 гг. превысит темпы роста инвестиций в среднем по экономике, при этом помимо увеличения объема бюджетных расходов предполагается, что отрасли образования и здравоохранения будут в большей степени привлекать частный капитал.

В 2009 году в источниках финансирования инвестиций резко сократилась доля собственных средств компаний (до 36,3% с 40% в 2008 году). При этом предполагается, что восстановление экономики, а также достижение прогнозируемого "комфортного" уровня цен на нефть выше 75 долларов США за баррель и ускорение роста прибыли до 15% к концу прогнозного периода позволят компаниям наращивать инвестиции за счет собственных средств, их доля к 2012 году может восстановиться до докризисного уровня. Инвестиции за счет кредитов в среднесрочной перспективе будут расти двузначными темпами, их доля в источниках финансирования инвестиций к 2013 году превысит 20 процентов. В прогнозный период продолжится тенденция сокращения доли государственных капитальных вложений в структуре инвестиций. В целом предполагается использование государственных средств как катализатора для привлечения частного капитала, особенно в инновационный сектор. Среди мер государственной поддержки, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата, можно выделить налоговые льготы, снижение административных барьеров и меры по защите конкуренции.