Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Культура

Прогноз развития сферы культуры и массовых коммуникаций предполагает создание условий для интенсивного развития отрасли культуры и средств массовой информации Российской Федерации, учет и мониторинг состояния и использования, а также обеспечение сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, федеральных библиотечных и музейных фондов, фонда телерадиопрограмм, фильмофондов, фондов фотоматериалов и печатных изданий, архивных фондов, а также других движимых культурных ценностей, обладающих культурной и исторической значимостью.

Целью государственной политики в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций на 2011 - 2013 гг. является развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы целостности и устойчивого, динамичного развития России путем развития культурного потенциала регионов России, обеспечивающего повышение конкурентоспособности, развития творчества, инноваций и социального благополучия в обществе, формирования ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Вместе с тем для дальнейшей реализации цели повышения доступности и качества услуг в данной сфере определены следующие направления деятельности:

- разработка стандартов качества услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций, обеспечивающих конституционные гарантии граждан Российской Федерации;

- создание условий для улучшения доступа граждан России к культурным благам и услугам, образованию в сфере культуры и искусства (художественному образованию), в том числе малообеспеченных групп населения России и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

- модернизация и обеспечение инновационного развития сети музеев и библиотек за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление и повсеместного внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий, реализацию механизмов поддержки;

- обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов;

- развитие механизмов поддержки стимулирования творчества музыкальных, театральных и других творческих коллективов, в том числе традиционной народной культуры;

- разработка мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для работы в отрасли, что позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, ускорить внедрение инновационных методов работы;

- модернизация системы профессиональной подготовки и переподготовки творческих кадров, специалистов в области управления и организации сферы культуры, искусства и массовых коммуникаций, укрепление кадрового потенциала отрасли, развитие непрерывного образования в сфере культуры;

- формирование системы общественного теле-, радиовещания и цифрового телевидения на федеральном уровне и в регионах страны.

Важнейшей задачей государственной культурной политики Российской Федерации является не только сохранение существующего культурного потенциала, но и адаптация традиционных направлений культуры к современным условиям, стимулирование возникновения новых направлений развития культуры и массовых коммуникаций. Должны быть созданы стимулы для роста культурного и духовного потенциала нации, создающего условия для формирования человеческого капитала.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в прогнозный период в области укрепления материально-технической базы учреждений культуры, искусства и кинематографии будет обеспечение сохранности историко-культурного наследия и включение его в гражданский оборот. Продолжится решение вопросов восстановления и реставрации памятников истории и культуры, сохранения национальных традиций народов России.

Будет продолжено строительство и реконструкция ведущих театров России: Государственный академический Большой театр России, Государственный академический Мариинский театр, Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александрийский театр). Продолжится реконструкция и реставрация Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Продолжится работа по обеспечению сохранности культурного достояния Российской Федерации, музейных и библиотечных фондов, по пополнению государственной части Музейного фонда.

Продолжится работа по формированию эффективного многоканального механизма финансирования путем создания условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов, в том числе российских и зарубежных инвесторов, а также развития меценатства и спонсорства, в т.ч. формированию целевых капиталов некоммерческих организаций культуры и искусств, реализации профильных программ благотворительных фондов, поскольку принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределяют широкую диверсификацию источников финансирования культуры и средств массовых коммуникаций.

В целях обеспечения динамичного развития сферы культуры предусматривается развитие механизмов партнерства государства, бизнеса и организаций культуры, включая развитие механизмов государственно-частного партнерства, в т.ч. распространение концессионных соглашений в сфере культуры.

В процессе совершенствования системы государственной поддержки сферы культуры особенно заметную роль играет институт грантов Президента Российской Федерации. В период 2011 - 2013 гг. будет продолжена работа по осуществлению государственной поддержки сферы культуры путем выделения грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих музыкальных коллективов и организаций, ведущих театральных коллективов и высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку в области театрального искусства.

Будет реализован комплекс мер по развитию библиотечной системы. Продолжится деятельность, направленная на развитие публичных центров правовой, деловой и социально-значимой информации, сформированных на базе региональных и муниципальных библиотек. Будут созданы условия для модернизации материально-технической базы библиотек, включая муниципальные библиотеки, за счет строительства современных зданий и внедрения новейших информационных технологий. Предстоит обеспечить комплектование библиотечных фондов муниципальных библиотек, а также библиотек г. г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Продолжится развитие Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина как национального информационного портала, работа по созданию национальной электронной библиотеки, а также формированию Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, генерального электронного каталога Российской национальной библиотеки.

Кроме того, продолжится работа по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года в части сохранения и повышения доступности объектов культурного наследия и развития библиотечного дела, которая будет направлена:

в части сохранения и повышения доступности объектов культурного наследия - на обеспечение сохранности и доступности объектов культурного наследия и музейных фондов, увеличение количества сведений о музейных предметах в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации до 1,2 млн., увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых занесена в электронную базу данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации до 45%, доведение доли отреставрированных недвижимых объектов культурного наследия в общем количестве объектов до 25 процентов;

в части развития библиотечного дела - на формирование нового качества библиотек, укрепление роли библиотек в формировании духовно развитой личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации, поддержку социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии этнокультурного многообразия, равной доступности информации. Комплекс мероприятий также позволит сохранить накопленный российскими библиотеками потенциал и ускорить процессы развития библиотек на новом современном уровне, будет способствовать развитию новых информационных технологий и вхождению России в мировое информационное пространство, на качественно новом уровне предоставлять библиотечные услуги населению в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Обеспеченность населения Российской Федерации общедоступными библиотеками и учреждениями культурно-досугового типа в 2013 году останется на уровне 2011 года и составит соответственно 33 и 34 единицы на 100 тысяч населения.

В области кинематографии одним из основных стратегических направлений государственной политики в сфере кинематографии является реализация мер, направленных на увеличение доли внебюджетных средств в финансировании развития отрасли, в том числе в расходах на кинопроизводство, создание экономических условий для будущего снижения объемов и удельного веса ассигнований из государственного бюджета.

В сфере кинопроката и кинообслуживания населения важным является создание общероссийской сети кинопроката и кинопоказа, в рамках которой предполагается создание новых кинотеатров, реконструкция и переоборудование существующих кинозалов, строительство легковозводимых кинотеатров в небольших городах, введение в эксплуатацию кино- и видеоустановок в сельской местности.

Государственная финансовая поддержка в кинопроизводстве в прогнозный период будет ориентирована на поддержание производства кинопродукции в объемах, возможных в условиях кризисных явлений в мировой и отечественной экономики, на создание разнообразных и содержательных тематических и жанровых программ российского кино, на появление фильмов, представляющих общественную ценность для массовой зрительской аудитории.

Приоритетными для кинематографии останутся задачи создания игровых фильмов, осмысливающих проблемы современной жизни россиян; картин о военном и историческом прошлом страны; произведений для детей и подростков; экранизаций литературной классики; работ ярких жанровых форм; дебютов творческой молодежи.

Государственная политика в прогнозный период в сфере массовых коммуникаций будет направлена на дальнейшее формирование единого информационного пространства на территории Российской Федерации, достижение максимального охвата населения страны социально значимым пакетом телерадиопрограмм федерального и регионального уровней, развитие вещания в страны ближнего и дальнего зарубежья, а также на международный телерадиообмен с целью объективного представления России за рубежом и ее интеграции в мировое информационное пространство.

Основные направления развития технологической базы ФГУП "РТРС", ФГУП "ТТЦ" в 2011 - 2013 гг. будут определяться с учетом основных тенденций перехода на интенсивное внедрение цифрового оборудования в производство, развития сетевых технологий и интерактивных систем телевидения и радио, интеграции систем телерадиовещания с системами передачи данных, расширения услуг радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи. Для эффективного функционирования и развития сети телерадиовещания прогнозируется привлечение значительных инвестиционных ресурсов.

В области архивного дела ожидается определенный рост объемов работ по улучшению физического состояния архивных документов, включая реставрацию, а также работ по созданию страхового фонда на документы Архивного фонда Российской Федерации. Все большее распространение получит практика оцифровывания архивных документов, что даст возможность получать электронные изображения документов с корректировкой их качества.

В 2011 году архивные учреждения Российской Федерации продолжат осуществлять свою уставную деятельность по хранению документов Архивного фонда Российской Федерации, приему документов на постоянное (вечное) хранение от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц; удовлетворению потребности государства, общества и граждан в архивной информации.

При этом сохранится устойчивый спрос юридических и физических лиц на архивные услуги, в первую очередь по вопросам пенсионного обеспечения и подтверждения фактов, необходимых для получения компенсаций и льгот, а также получения биографических и генеалогических сведений.

Расширение финансово-экономических возможностей государства и местного самоуправления по обеспечению и развитию архивного дела предполагает в среднесрочной перспективе в целом стабильное функционирование российских архивов как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Значимую роль в этом будет играть продолжение постепенного перехода к бюджетированию, ориентированному на результаты, в т.ч. реализация федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" и ведомственных целевых программ.

Продолжится модернизация основных систем жизнеобеспечения и охраны архивных учреждений, переоснащение лабораторий высокотехнологичным оборудованием (специализированное реставрационное оборудование, съемочные аппараты, проявочные и копировальные машины) для улучшения физического состояния архивных документов. При этом основное внимание будет уделено реализации мероприятий, направленных на усиление противопожарной защищенности архивов - замене электрооборудования, установке современной охранно-пожарной сигнализации и систем пожаротушения. Особое внимание будет уделено антитеррористической защищенности архивных объектов, в том числе Северо-Кавказского региона.

Важным шагом на пути совершенствования автоматизированной системы государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации и создания автоматизированного научно-справочного аппарата станет завершение разработки новой современной версии программного комплекса "Архивный фонд", что позволит приступить к ее экспериментальному внедрению, охватив ими архивные фонды государственных и муниципальных музеев, библиотек, организаций РАН.

За счет внедрения компьютерных технологий будет обеспечен переход всех государственных и части (примерно 40% от общего числа) муниципальных архивов на автоматизированную систему централизованного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. В этот же период создание научно-справочного аппарата к архивным документам в электронной форме, прежде всего каталогов, станет преобладающим по отношению к традиционной. Предполагается активизация представления научно-справочного аппарата в режиме удаленного доступа, интенсивное использование современных средств телекоммуникаций, создание новых интернет-сайтов органов управления архивным делом и государственных архивов субъектов Российской Федерации. Будет расширен открытый доступ к документам федеральных и региональных архивов.