Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Динамика продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (вариант 2b)

Динамика продаж отдельных продовольственных

и непродовольственных товаров (вариант 2b)

(прирост, % к предыдущему году)

┌──────────────────────────┬──────┬─────┬──────┬──────────────────┬───────┐

│ │ 2008 │2009 │ 2010 │ Прогноз │2013 к │

│ │ │ │оценка├─────┬─────┬──────┤2009, %│

│ │ │ │ │2011 │2012 │ 2013 │ │

├──────────────────────────┼──────┴─────┴──────┴─────┴─────┴──────┴───────┤

│Продовольственные товары │ 11,5 -1,6 6,1 5,8 6,3 6,4 26,9 │

│в том числе: │ │

│Мясо (включая мясо │ │

│домашней птицы) │ 7,2 -4,1 4,9 4,6 5,2 5,7 21,3 │

│Рыба и морепродукты │ 8,8 -4,1 6,2 5,4 6,6 6,9 27,4 │

│Молочные продукты │ 6,2 5,7 8,4 8,6 9,1 9,6 40,8 │

│Свежие овощи и картофель │ 8,8 4,3 8,4 8,9 9,0 9,2 40,6 │

│Алкогольные напитки │ 5,0 -3,5 1,0 4,0 4,0 4,4 14,0 │

│Непродовольственные товары│ 15,1 -8,0 4,4 4,2 5,0 5,6 20,7 │

│Верхняя одежда │ 8,8 -5,4 1,5 1,4 2,8 3,0 8,9 │

│Телевизоры │ 18,2 -3,6 5,4 4,6 5,4 5,8 23,0 │

│Компьютеры в полной │ │

│комплектации │ 25,3 -2,9 15,0 12,0 12,7 13,6 64,8 │

│Мобильные телефоны │ 32,5 1,2 16,0 13,0 13,1 13,0 67,5 │

│Легковые автомобили │ 30,7 -28,2 7,0 6,3 7,2 7,4 30,9 │

└──────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘

Улучшение общеэкономической конъюнктуры будет способствовать ускорению обновления и расширения ассортимента реализуемых товаров в розничной торговле. Но в целом структура потребления отдельных видов товаров достаточно консервативна и в перспективе будет изменяться незначительно. В ней сохранятся приоритеты расходов на так называемые "обязательные" виды товаров, то есть товары, малоэластичные к уровню доходов.

В 2011 - 2013 гг. продолжатся изменения в ресурсном наполнении рынка, доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли будет сокращаться по мере наращивания объемов товаров отечественного производства, однако в целом склонность к приобретению импортных товаров будет оставаться на достаточно высоком уровне (40 - 42 процента). В прогнозный период ожидается снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли и продовольственных товаров, однако в целом она будет оставаться на достаточно высоком уровне - 30 - 35 процентов.

В структуре оборота розничной торговли продолжается тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, вместе с тем их доля остается достаточно высокой - более 10 процентов оборота продовольственных товаров. В ряде субъектов Российской Федерации планируется строительство новых сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, что позволит увеличить объемы реализации продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей.

В прогнозный период сохранится тенденция активного развития торговых сетей разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов), которые будут контролировать более 30% (в крупных городах - до 50%) внутреннего рынка.

В целом отрасль торговли вышла на траекторию восстановительного роста, однако быстрое восстановление утраченных позиций в среднесрочной перспективе маловероятно. Продолжение положительного тренда будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств.