Минэкономразвития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов.

Динамика основных прогнозных показателей развития транспортного комплекса, %

Динамика основных прогнозных показателей развития

транспортного комплекса, %

┌──────────────┬─────┬──────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐

│ Наименование │ 2009│ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │2013 к 2009 в│

│ │отчет│оценка│ │ │ │ % │

│ │ │ ├──────┬───────┼──────┬───────┼──────┬───────┼──────┬──────┤

│ │ │ │ 1b │ 2b │ 1b │ 2b │ 1b │ 2b │ 1b │ 2b │

├──────────────┼─────┴──────┴──────┴───────┴──────┴───────┴──────┴───────┴──────┴──────┤

│Темп роста │ │

│коммерческих │ │

│перевозок │ │

│грузов │ 82,7 98,4 101,7 102,8 102,5 103,1 102,9 104,0 105,6 108,5│

│ │ │

│Темп роста │ │

│коммерческого │ │

│грузооборота │ 89,0 106,5 102,5 103,2 102,7 103,2 103,2 104,2 115,7 118,2│

│ │ │

│Темп роста │ │

│пассажирообо- │ │

│рота транспор-│ │

│та общего │ │

│пользования │ 91,6 101,9 101,2 102,7 101,4 103,0 102,4 103,9 107,1 112,0│

└──────────────┴───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в целом по транспортному комплексу объем коммерческих перевозок в 2010 году оценивается на уровне 3,46 млрд. тонн (98,4% к уровню 2009 года), а грузооборот - 2,24 трлн. т-км (106,5% к уровню 2009 года). Пассажирооборот транспорта общего пользования оценивается на уровне 471,6 млрд. пасс-км (101,9% к уровню 2009 года).

Значительный спад перевозок грузов и пассажиров в 2009 году существенно повлиял на финансовый результат деятельности транспортных предприятий и на их возможности по инвестированию. В связи с этим в 2010 году ожидается рост инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям транспортного комплекса (без трубопроводного) 3,3% к предыдущему году до уровня в 878 млрд. рублей в сопоставимых ценах. Следует отметить, что оценка объема инвестиций в 2010 году составляет 87,1% в сопоставимых ценах уровня 2008 года, в котором инвестиции в транспорт достигли своего максимального значения за последние 5 лет.

В среднесрочной перспективе рост производства в основных грузообразующих секторах промышленности стимулирует рост объемов погрузки основной номенклатуры перевозимых грузов на 2,8 - 4,9%, в том числе кокса и нефтепродуктов - на 0,8 - 2,2%, продукции металлургии и готовых металлических изделий - на 2,3 - 6,5%, топливно-энергетических ресурсов - на 0,1 - 0,8% и продукции химического производства - на 2,5 - 4,8 процента.

Исходя из макроэкономических показателей консервативного сценария прогноза (вариант 1b) в 2011 году по транспорту предусматривается увеличение как объема коммерческих перевозок грузов, так и грузооборота (около 1,7% и 2,5% соответственно к уровню 2010 года). В 2013 году в целом по транспортному комплексу объем коммерческих перевозок грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) прогнозируется на уровне 3,7 млрд. тонн (105,6% к уровню 2009 года), коммерческий грузооборот - 2,4 млрд. т-км (115,7% к уровню 2009 года).

В условиях умеренно-оптимистичного сценария (вариант 2b), при более высоких темпах роста российской экономики и грузообразующих секторов, прогноз основных показателей деятельности транспорта более оптимистичен. Так, объем коммерческих перевозок грузов и коммерческого грузооборота в 2011 году увеличится на 2,8% и 3,2% против уровня 2010 года соответственно, в том числе выполняемый железнодорожным транспортом общего пользования на 3,2%, автомобильным - на 2,4% (грузооборот на 3,2% по каждому виду транспорта). Объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого роста тоннажа морского флота, увеличится на 3,4% против уровня 2010 года.

В таких условиях к 2013 году объем коммерческих перевозок всеми видами транспорта (без трубопроводного) достигнет уровня 3,8 млрд. тонн (108,5% к уровню 2009 г.), коммерческий грузооборот - 2,49 трлн. т-км (118,2% к уровню 2009 г.), в том числе железнодорожным транспортом общего пользования - 1,3 млрд. тонн (119,1% к уровню 2009 г.) и 2,2 трлн. т-км (118,1% к уровню 2009 г.) соответственно.