I. Нормативы численности рабочих на ремонт и межремонтное обслуживание технологического оборудования

I. НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ НА РЕМОНТ И МЕЖРЕМОНТНОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Нормативы численности рабочих, занятых ремонтом и межремонтным обслуживанием технологического оборудования, установлены на основе норм затрат труда, предусмотренных положением о системе планово-предупредительного ремонта, а также фактически достигнутых прогрессивных норм на городских молочных и молочно-консервных заводах.

Планово-предупредительный ремонт основного технологического оборудования предусматривает выполнение следующих работ по техническому уходу и ремонту: межремонтное обслуживание, профилактический осмотр, текущий, средний и капитальный ремонт.

В работы по межремонтному обслуживанию входят: очистка, промывка, протирка машин (агрегатов); проверка работы привода, состояния пускателей, заземления, передач, ограждений; проверка состояния машины, механизмов управления, систем смазки, охлаждения, подогревания; проверка наличия и состояния доступных для осмотра крепежных деталей, шпоночных соединений, уплотнений, крышек, упорных колец, стопорных винтов; наладка оборудования, устранение мелких дефектов и неполадок в работе машины, выявленных в течение рабочей смены или при приеме и сдаче смены.

Профилактический осмотр проводится для определения состояния оборудования, устранения мелких неисправностей, выявления объема работ, подлежащих выполнению при очередном плановом ремонте. Осмотры проводятся по утвержденному графику, в основном в нерабочие смены и дни, только для непрерывно-действующего оборудования планируются остановки.

При проведении осмотра предусматривается: проверка технического состояния изнашивающихся деталей и узлов при минимальном количестве разборочно-сборочных работ; замена деталей, которые не могут проработать до очередного планового ремонта; ремонт систем смазки, охлаждения, подогревания; проверка состояния привода, крепежных деталей, зубчатых передач, подшипников, сальниковых уплотнений, пускателей, защитных и предохранительных устройств; уточнение объема и сроков очередного планового ремонта: проверка качества межремонтного обслуживания.

Результаты осмотра, в соответствии с объемом выполненных работ, фиксируются в журнале планового осмотра оборудования. Если во время осмотра были проделаны какие-либо ремонтные работы их заносят в соответствующий раздел дела машины.

Текущий ремонт - наименьший по объему и осуществляют его при минимальном количестве разборочно-сборочных работ. В состав работ по текущему ремонту входят: частичная разборка машины, подетальная разборка наиболее изношенных и загрязненных узлов, промывка и чистка их, осмотр и чистка остальных узлов; проверка зазоров между валами и втулками, замена изношенных втулок, регулировка или замена изношенных подшипников, замена износившихся зубчатых колес, зачистка заусенцев на зубьях колес, зачистка задиров, царапин и забоин на трущихся поверхностях; замена изношенных деталей; ремонт системы смазки, охлаждения и подогревания, замена старой смазки; ремонт пускателей и регуляторов, оградительных и защитных устройств, частичный ремонт аппаратуры, выявление деталей, требующих замены при ближайшем среднем или капитальном ремонте.

Объем работ проведенного текущего ремонта заносят в дело машины, а соответствующие выводы и наблюдения, сделанные по ходу выполнения ремонтных работ, - в дефектную ведомость машины.

Средний ремонт производят, как правило, на месте установки оборудования силами ремонтного персонала. В состав работ по среднему ремонту входят: разборка машины, обеспечивающая доступ к деталям и узлам, требующим ремонта, восстановления или замены; промывка и протирка деталей разобранных узлов, промывка и очистка неразобранных узлов; тщательная проверка всех деталей и узлов машины, уточнение предварительно составленной дефектной ведомости; ремонт отдельных узлов и деталей, замена новыми; заливка и шабровка подшипников, смена изношенных валов и осей, проточка шеек валов, замена червячных пар, установочных и регулирующих винтов; производство ремонтных работ, указанных в содержании текущего ремонта; частичное возобновление изоляции обмуровки, окраска и шпаклевка наружных поверхностей машин; сборка и регулировка машины; проверка соответствия мощности и производительности техническим условиям; испытание машины под производственной нагрузкой. Данные о проведении среднего ремонта заносятся в дело машины.

При капитальном ремонте полностью разбирают машины, при необходимости, со снятием с фундамента. Капитальный ремонт может производиться как непосредственно на месте установки машины, так в ремонтно-механическом цехе (заводе) в сроки, предусмотренные графиком ремонта.

Капитальный ремонт включает: полную подетальную разборку всех узлов машины; замену всех износившихся узлов и деталей или ремонт с доведением до размеров, установленных техническими условиями; полную замену всех крепежных деталей, регулирующих и установочных винтов; ремонт фундаментов, опор, каркасов, ремонт защитных и оградительных устройств, изоляции, обмуровки, согласно техническим требованиям для нового оборудования; шпаклевку и окраску по техническим условиям; ремонт трубопроводов, арматуры, воздуховодов; выверку станины, центровку и балансировку узлов и деталей машины; испытание на холостом ходу и под производственной нагрузкой.

После капитального ремонта в деле машины фиксируются данные о всех выполненных ремонтных работах, испытании эксплуатационных качеств, техническом состоянии, производительности, а также о проведенной модернизации.

Нормативы численности рабочих на ремонт и дежурное обслуживание технологического оборудования предусматривают выполнение ремонтных работ в закрытом теплом помещении при наличии простейших грузоподъемных устройств.

Рациональная организация планово-предупредительного ремонта требует: организационной и технической подготовки ремонтных работ; обязательного планирования всех видов ремонтных работ; применения прогрессивной технологии ремонта; своевременной подготовки технической документации; необходимых сменных и запасных деталей, инструментов, приспособлений и механизмов, ремонтных материалов, широкой механизации слесарно-сборочных и такелажных работ; максимального расширения фронта ремонтных работ, увеличения количества смен работы ремонтных бригад, в первую очередь при ремонте машин (агрегатов), работающих в поточных и автоматических линиях; применения прогрессивных форм ремонта - централизованного и узлового метода ремонта.

В норматив численности рабочих по ремонту и межремонтному обслуживанию технологического оборудования включены: слесари-ремонтники и станочники различных профессий (токари, фрезеровщики и др.), наладчики машин и оборудования.