Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

V. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССОВ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ВЫВОДА

ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ЛИКВИДАЦИИ И РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ

ИНФРАСТРУКТУРЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

180. Проектировщики и строители объектов инфраструктуры морского транспорта обязаны обеспечить выполнение требований, предусмотренных пунктами 181 - 182 настоящего технического регламента.

181. При проектировании и строительстве необходимо:

а) учитывать сейсмические, экологические и ледовые условия района и места возведения сооружения;

б) проводить на всех стадиях проектирования и строительства объектов инфраструктуры морского транспорта систематический мониторинг навигационно-гидрографической и гидрометеорологической обстановки в районах сооружений;

в) выбирать при проектировании сооружений приемлемые для окружающей среды материалы с учетом их последующей утилизации и захоронения.

182. В случаях, не предусмотренных настоящим техническим регламентом, объекты инфраструктуры морского транспорта должны отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и водным законодательством Российской Федерации.

183. Эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 184 - 198 настоящего технического регламента.

184. Обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться на основе выполнения следующих требований:

а) разработка и ведение паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта;

б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения;

в) ведение технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта;

г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий;

д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта;

е) наличие квалифицированного персонала, обслуживающего объект инфраструктуры морского транспорта;

ж) разрешительный характер эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта.

185. Техническую эксплуатацию объекта инфраструктуры морского транспорта осуществляет его владелец.

186. Техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.

187. Каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.

188. Объект инфраструктуры морского транспорта должен эксплуатироваться при соблюдении установленных для него норм эксплуатационных нагрузок, которые указаны в техническом паспорте сооружения. Увеличение нагрузок на объект инфраструктуры морского транспорта сверх установленных норм запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на причале на видном месте.

189. Объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объекта в период его эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектом такого объекта. Величины предельных смещений и деформаций при отсутствии их в проекте устанавливаются аккредитованным испытательным центром и отражаются в техническом паспорте сооружения.

190. Границы каждого объекта инфраструктуры морского транспорта должны быть обозначены. Следует сохранять и возобновлять разметку, которая используется при проведении обследования такого объекта аккредитованным испытательным центром.

191. Для обеспечения безопасной швартовки судна и сохранности причала необходимо выполнять следующие требования:

а) швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам;

б) фактический запас свободной длины причала при швартовке судна должен обеспечивать безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу;

в) швартовка судна за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки, запрещается;

г) не допускается швартовка к причалу судна с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, указанного в техническом паспорте сооружения.

192. Причал должен быть оборудован по кордону колесоотбойным брусом, который необходимо содержать в исправном состоянии.

193. Через трубопроводы и другие коммуникации, выступающие над поверхностью земли, устанавливаются переходные мостики для безопасного прохода людей.

194. На поверхности головы каждой швартовной тумбы наносятся цифровые обозначения, читаемые со стороны берега сверху (порядковый номер швартовной тумбы), а ниже, под горизонтальной чертой, - расстояния в метрах до ближайших швартовных тумб слева и справа, разделенные между собой вертикальной чертой. Телефонные и электрические колонки должны быть пронумерованы в пределах одного причала.

195. Режим эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта должен соответствовать его назначению, проектным характеристикам и (или) фактическому техническому состоянию. При возникновении существенных изменений в техническом состоянии объекта инфраструктуры морского транспорта в целях обеспечения безопасной эксплуатации режим эксплуатации должен быть изменен. Изменение режима эксплуатации осуществляет аккредитованный испытательный центр после проведения обследования объекта инфраструктуры морского транспорта. Сведения об изменении режима эксплуатации помещаются в технический паспорт сооружения.

196. Для обеспечения безопасной эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта эксплуатирующая организация разрабатывает справочник допускаемых нагрузок. В справочнике допускаемых нагрузок для фактически перегружаемой номенклатуры грузов приводятся схемы загрузки и таблицы с высотой складирования различных грузов. В справочнике допустимых нагрузок отражается основная номенклатура грузов. При появлении дополнительной номенклатуры грузов до корректировки справочника допускаемых нагрузок высота складирования грузов отражается в рабочих технологических документах. Эксплуатация объекта с превышением допускаемых нагрузок запрещается.

197. Эксплуатационный персонал, обслуживающий объект инфраструктуры морского транспорта, должен иметь соответствующее выполняемым работам образование и соблюдать требования настоящего технического регламента.

198. Объекты инфраструктуры морского транспорта, на которых осуществляется перегрузка опасных грузов, в том числе нефтепродуктов, должны быть оснащены техническими средствами мониторинга и документирования швартовных и грузовых операций.

199. Организация, эксплуатирующая наливной причал, должна обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 200 - 211 настоящего технического регламента.

200. В связи с технической эксплуатацией наливного причала, на котором осуществляется слив и налив наливных продуктов, необходимо обеспечить его исправное техническое состояние, безопасную перегрузку наливных продуктов, выполнение требований противопожарных и санитарных норм, техники безопасности и требований промышленной безопасности, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водного законодательства Российской Федерации.

201. При сливе и наливе наливных продуктов необходимо применять специализированные сливно-наливные устройства, оборудованные устройствами предупреждения аварийных разливов наливных продуктов и обеспечения пожарной безопасности. Кроме сливно-наливных устройств наливной причал должен быть оборудован в соответствии с разработанными проектировщиком технологическими схемами, обеспечивающими безопасность перегрузки наливных продуктов.

202. Количество специализированных сливно-наливных устройств и их взаимное расположение и специализация должны соответствовать ассортименту наливных продуктов.

203. Присоединительные устройства оборудуются предохранительными устройствами, исключающими их самопроизвольное отсоединение от судна в процессе слива (налива) при выходе судна из зоны обслуживания наливного устройства.

204. Налив грузового судна и плавбункеровщика у наливного причала производится силами и средствами наливного терминала и причала.

205. Нефтеналивное судно должно сливать нефтепродукты своими средствами.

206. Наливной причал оборудуется боновыми заграждениями и устройствами для сбора возможных проливов нефтепродуктов с поверхности водоемов.

207. На наливном причале должны находиться специальные приспособления для надежного заземления трубопроводов и судна.

208. Наливной причал оборудуется системами и устройствами противопожарной защиты.

209. Технологическая площадка наливного причала должна иметь твердое покрытие и ограждение по контуру высотой не менее 0,4 метра, а также специальное устройство для отвода нефтесодержащих стоков.

210. Не допускается налив нефтепродуктов в судно на неспециализированном наливном причале, не имеющем технологических схем, обеспечивающих безопасность перегрузки наливных грузов и устройств противопожарной и противоаварийной защиты.

211. Наливной причал должен отвечать требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.

212. Эксплуатирующая организация рейдового перегрузочного комплекса должна обеспечить выполнение требований безопасности его эксплуатации, предусмотренных пунктами 212 - 215 настоящего технического регламента.

213. Режим эксплуатации рейдового перегрузочного комплекса представляет собой совокупность условий, ограничений и требований, которые обеспечивают рациональное и безопасное использование сооружения и должны соблюдаться всеми лицами, связанными с эксплуатацией гидротехнических сооружений, включая экипажи ошвартованных на рейдовом перегрузочном комплексе судов и плавсредств.

214. Для обеспечения нормального режима эксплуатации рейдового перегрузочного комплекса эксплуатирующей организации необходимо:

а) ввести (обозначить на картах) границы рейдового перегрузочного комплекса с учетом операционной акватории и зон безопасности и правила плавания в районе этого комплекса;

б) не допускать превышения установленных в проекте рейдового перегрузочного комплекса значений допускаемых нагрузок и внешних воздействий;

в) соблюдать правила подхода, швартовки и стоянки судов и плавучих средств на рейдовом перегрузочном комплексе;

г) поддерживать в исправном состоянии элементы, устройства и оборудование рейдового перегрузочного комплекса;

д) соблюдать правила пожарной безопасности;

е) обеспечивать экологическую безопасность в районе рейдового перегрузочного комплекса;

ж) проводить мероприятия по предотвращению повреждений и обеспечению живучести (исправности) рейдового оборудования;

з) поддерживать проектные глубины на акватории рейдового перегрузочного комплекса и подходах к нему.

215. Эксплуатацию рейдового перегрузочного комплекса необходимо выполнять с соблюдением следующих требований:

а) необходимо выполнение установленных ограничений по водоизмещению ошвартованного судна и гидрометеорологическим условиям (скорость ветра и течения, интенсивность волнения);

б) необходимо постоянное наблюдение со стороны вахтенной службы судна за его положением и дрейфом относительно берега и навигационных опасностей, а также осуществление ежедневных осмотров надводной части бочки и швартова;

в) в случае обнаружения превышения скорости ветра и высот волн по отношению к допускаемой скорости ветра и высоты волны, а также при обнаружении сноса судна судно должно покинуть рейдовую стоянку.

216. При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ на рейдовом перегрузочном комплексе с использованием судна-накопителя к судну-накопителю применяются требования, предъявляемые к судну, перевозящему соответствующий груз.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 216(1) применяется: к объектам, по которым проектная документация представлена (повторно представлена) на экологическую экспертизу до 17.10.2019, - с 01.01.2020; к функционирующим объектам - с 01.01.2021 (Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 N 1288).

216(1). Проектировщики, строители и эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля, обязаны обеспечить выполнение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательства Российской Федерации об охране атмосферного воздуха и настоящего технического регламента, а также применение технологий, технических способов и методов, предусмотренных информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям, направленным на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля, в части подходов и методов, применяемых при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля.

(п. 216(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 N 1288)

217. Эксплуатирующие организации и организации, производящие ликвидацию объектов инфраструктуры морского транспорта, должны обеспечить выполнение требований безопасности, предусмотренных пунктами 218 - 221 настоящего технического регламента.

218. В случае когда дальнейшее использование объекта инфраструктуры морского транспорта невозможно или нецелесообразно, собственник объекта принимает решение о выводе его из эксплуатации или утилизации. Утилизация должна осуществляться следующими способами:

а) уничтожение, в том числе путем полной утилизации;

б) частичная утилизация.

219. Обеспечение безопасности объекта инфраструктуры морского транспорта, который выведен из эксплуатации или подлежит утилизации, должно осуществляться собственником такого объекта или эксплуатирующей организацией. В этот период необходимо осуществлять постоянный контроль безопасного состояния выведенного из эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта.

220. При временном выводе объекта инфраструктуры морского транспорта из эксплуатации собственником такого объекта должны быть предусмотрены меры, необходимые для исключения или сведения к минимуму риска его аварии. С этой целью необходимо предусмотреть и обеспечить выполнение следующих требований, обеспечивающих недопущение причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц и окружающей среде:

а) необходимо запретить швартовку судна у сооружения, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, проезд автотранспортных средств и крановой техники, а также проход людей;

б) огородить забором аварийный участок или сооружение в целом на полосе определенной ширины и вывесить информационные таблички;

в) необходимо осуществить организацию и обеспечение систематических и инструментальных наблюдений за деформациями объекта;

г) разработать проект реконструкции объекта инфраструктуры морского транспорта, составить календарный график выполнения ремонтных работ, а также выполнить работы по реконструкции.

221. В случаях, не предусмотренных настоящим техническим регламентом, объекты инфраструктуры морского транспорта должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности и в области охраны окружающей среды.

222. Организации, производящие ремонт объектов инфраструктуры морского транспорта, должны обеспечить выполнение требований безопасности, предусмотренных пунктами 223 - 231 настоящего технического регламента.

223. Для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик объекта инфраструктуры морского транспорта, подвергшегося физическому износу в процессе его технической эксплуатации, следует планировать и реализовывать ремонтные работы (текущий и капитальный ремонт). К капитальному ремонту относятся работы, в процессе которых производится восстановление, замена или защита основных конструкций, обеспечивающих прочность, устойчивость и долговечность сооружения в целом или его частей. В зависимости от объема и состава работ капитальный ремонт может быть выборочным или комплексным.

224. Планирование ремонтных работ следует осуществлять на основе материалов технического надзора, осуществляемого эксплуатирующей организацией и аккредитованным испытательным центром. На основании периодических осмотров определяется перечень текущих ремонтных работ и эксплуатирующей организацией составляется годовой план текущего ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. План капитального ремонта такого объекта составляется после проведения обследования сооружения аккредитованным испытательным центром. В этот план включаются работы, указанные в извещении о необходимости выполнения ремонтных работ, а также капитальные работы, отмеченные в актах периодического осмотра. Материалы обследования и заключение о техническом состоянии сооружения должны быть в качестве исходных данных включены в состав технического задания на разработку проекта ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. Планирование и осуществление ремонтных работ осуществляется организацией, на которую это возложено договором, а при отсутствии договора - собственником портового сооружения.

225. Капитальный ремонт объекта инфраструктуры морского транспорта не допускается выполнять без проекта ремонта этого объекта и проекта производства ремонтных работ этого объекта, которые должны учитывать следующие особенности:

а) производство работ в условиях, действующих на ремонтном предприятии;

б) возможность производства работ без вывода ремонтируемого объекта инфраструктуры морского транспорта из эксплуатации;

в) снижение несущей способности сооружения в целом и отдельных конструкций в связи с износом и повреждениями;

г) повышенная опасность, связанная с возможной разборкой конструкций;

д) повышенная опасность подводно-технических работ в стесненных условиях при ремонте объекта инфраструктуры морского транспорта;

е) повышенная опасность загрязнения окружающей среды при очистке или разборке существующих конструкций, загрязненных в процессе эксплуатации, и при ремонтном дноуглублении.

226. В проекте ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта в случае разрушения или повреждения знаков опорной и наблюдательной сети инструментальных наблюдений за техническим состоянием сооружения должно предусматриваться их восстановление.

227. Капитальный ремонт должен выполняться специализированной организацией, имеющей (если это необходимо) соответствующие разрешения, обладающей необходимой квалификацией, структурой, персоналом, оборудованием и опытом работы в этой области.

228. Приемку законченных ремонтных работ осуществляет комиссия, назначаемая заказчиком. Комиссия осуществляет проверку соответствия выполненных работ проекту ремонтных работ объекта инфраструктуры морского транспорта, а также наличия и полноты исполнительной документации, актов на скрытые работы и промежуточной приемки ответственных конструкций, результатов испытаний и проверок, предусмотренных этим проектом, и по результатам этой проверки принимает решение о выполнении ремонтных работ.

229. Сведения о выполненных ремонтных работах объекта инфраструктуры морского транспорта должны быть занесены в технический паспорт сооружения этого объекта.

230. После приемки работ, связанных с реконструкцией объекта инфраструктуры морского транспорта, или работ, позволяющих значительно изменить режим эксплуатации этого объекта, производится внеочередное обследование сооружения аккредитованным испытательным центром и эксплуатирующая организация на основе проведенного обследования разрабатывает декларацию соответствия.

231. Ремонтные работы объекта инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить восстановление технических и эксплуатационных характеристик, необходимую долговечность конструкции и безопасную эксплуатацию этого объекта. При расчетном физическом износе объекта инфраструктуры морского транспорта более 30 процентов необходимо провести его капитальный ремонт или реконструкцию.

232. В случаях, не предусмотренных настоящим техническим регламентом, объекты инфраструктуры морского транспорта должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности.