ОСОБОЕ МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ Г.А. ГАДЖИЕВА ПО ДЕЛУ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ

К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА А.А. ШИЛОВА НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 20

И ПОДПУНКТА 2 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 220 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 40 Федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гласит, что обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом,

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

В том случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

Статья 40 Закона о КС дает право Секретариату КС рассматривать обращения в КС в предварительном порядке, что означает, что Секретариат не наделен самостоятельным правом решать: приемлема или не приемлема жалоба или запрос.

Секретариат КС выступает лишь в качестве предварительного фильтра, предназначенного для выявления соответствия поступающих в суд обращений требованиям ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Если поступившие в КС обращения не являются запросами, ходатайствами или жалобами либо формально являются таковыми, но по существу не являются в силу четырех оснований, перечисленных в пунктах 1 - 4 части второй статьи 40 Закона о КС, Секретариат уведомляет заявителя о дефектах обращений.

Первое из таких оснований - явная неподведомственность обращения Конституционному Суду Российской Федерации. Это такое обращение, в котором ставятся вопросы, решение которых явно относится к компетенции других органов. Например, пересмотр или отмена приговора или решения суда по гражданскому делу, истребование документов, отмена решений должностных лиц, наказание должностных лиц, проведение расследования, обеспечение исполнения судебных решений, дача разъяснений по законам и судебным решениям и многое другое.

Жалоба гражданина А.А. Шилова не может быть квалифицирована как "явно неподведомственная", в ней ставится вопрос, который относится к компетенции КС РФ, а именно: в своей жалобе в Конституционный Суд РФ гражданин А.А. Шилов оспаривает конституционность положений

пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса РФ, согласно которому взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ, согласно которому имущественный налоговый вычет, предусмотренный данным подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 20 данного Кодекса.

В соответствии с частью второй статьи 74 Закона о КС, КС РФ принимает решение по делу с учетом сложившейся правоприменительной практики.

В соответствии с частью второй статьи 36 Закона о КС основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ правовые нормы. В этой норме указывается на то, что в момент поступления в КС РФ жалобы вопрос о конституционности правовой нормы не является предрешенным. Презумпция конституционности нормы опровергается не при обращении в КС РФ, а лишь при вынесении им решения.

В статье 20 Налогового кодекса говорится о том, что взаимозависимыми признаются лица, если они находятся в отношениях родства.

В силу пункта 1 статьи 11 НК термины семейного законодательства должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Семейный кодекс не дает определения того, что такое родство, а использует термин "родственник", содержание которого не раскрывается. Дается только для различных целей перечисление близких родственников, но и такой перечень в большинстве случаев завершается словами "и другие родственники".

Полагаю, что не любая степень родства должна автоматически влечь признание лиц взаимозависимыми. Этот факт надо устанавливать судом. Дело не в родственных отношениях, а в их намерении совершить фактическую сделку. В литературе уже отмечалось, что по отдаленным степеням родства надо исходить из оценки возможности влияния состава делового родственного отношения на экономические результаты деятельности этих лиц.

Сам по себе факт взаимозависимости еще не означает, что налоговые органы и суд должны отказывать в предоставлении вычета - такова принципиальная позиция арбитражных судов. В постановлениях Президиума ВАС в отношении понятий "взаимозависимость" содержатся следующие правовые позиции - налоговый орган не должен ограничиваться формальным указанием на факт взаимозависимости: требуется, чтобы налоговый орган доказал влияние взаимозависимости на необоснованность полученной наличной выгоды.

Таким образом, с учетом вышеизложенного я прихожу к выводу, что жалоба гражданина А.А. Шилова не является явно неподведомственной Конституционному Суду Российской Федерации и подлежит его рассмотрению в процедуре, предусмотренной в статье 41 Закона о Конституционном Суде РФ.