Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Условия предоставления гражданам субсидий

7. Субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям:

7.1. наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации;

7.2. наличие основания пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил;

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 7.3 признан недействующим со дня принятия Решением Верховного Суда РФ от 09.10.2015 N АКПИ15-885.

По информации, опубликованной в "Российской газете" 28.12.2015, N 294/6865, указанное решение вступило в законную силу 17 ноября 2015 года.

7.3. наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;

7.4. отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению;

7.5. превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленных исходя из соответствующего регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, над суммой, эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

8. В соответствии с пунктом 1 Правил субсидия предоставляется заявителю, являющемуся гражданином:

8.1. Российской Федерации;

8.2. иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> В настоящее время к заключенным Российской Федерацией международным договорам, допускающим предоставление иностранным гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, относятся:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.).

Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Бишкек, 13 октября 1995 г.).

Указанные договоры не следует путать с договорами (соглашениями) по вопросам двойного гражданства, к которым относятся:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.).

9. Если гражданин-заявитель соответствует условиям пункта 1 Правил (см. пункты 8.1 и 8.2 Рекомендаций), а кто-либо из членов его семьи не соответствует им, то субсидия предоставляется гражданину-заявителю с учетом только тех членов семьи, которые соответствуют указанным условиям.

10. Если гражданин-заявитель не соответствует условиям пункта 1 Правил (см. пункты 8.1 и 8.2 Рекомендаций), то ни он, ни члены его семьи, независимо от их соответствия указанным условиям, не имеют права на субсидию.

11. Лица без гражданства, в том числе имеющие вид на жительство, не имеют права на субсидию в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и утвержденными Правилами.

12. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

13. Пользователем жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде является лицо, пользующееся указанным жилым помещением в качестве:

13.1. нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма или договору найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами) или лица из состава его семьи;

13.2. ссудополучателя по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан <*> или лица из состава его семьи;

--------------------------------

<*> См. часть 1 статьи 92, часть 1 статьи 99, статью 109 Жилищного кодекса.

13.3. бывшего члена семьи указанного в пунктах 13.1 - 13.3 Рекомендаций нанимателя или ссудополучателя.

14. Не имеют права на субсидию иные категории граждан, в том числе:

14.1. ссудополучатели по договору безвозмездного пользования жилым помещением частного жилищного фонда;

14.2. отказополучатели, которым право пользования жилым помещением частного жилищного фонда предоставлено по завещательному отказу;

14.3. получатели ренты, проживающие в жилом помещении частного жилищного фонда на основании договора пожизненного содержания с иждивением;

14.4. поднаниматели жилого помещения государственного, муниципального или частного жилищного фонда, проживающие по договору поднайма;

14.5. временные жильцы в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

15. Если гражданин заявляет одно основание пользования жилым помещением, а фактически проживает по другому основанию, не дающему ему право на субсидию, то уполномоченный орган при наличии документально подтвержденных сведений отказывает в предоставлении (прекращает выплату) субсидии на основе представления гражданином заведомо недостоверных сведений.

16. В функции уполномоченных органов не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями, а только прием и проверка документов, подтверждающих эти основания.

17. В случае, если в семье есть несколько членов, соответствующих всем условиям предоставления субсидий, указанным в пунктах 1 - 6 Правил (см. раздел II Рекомендаций), заявителем на субсидию может быть любой из них.

18. Определение прав на субсидии граждан, проживающих в коммунальной квартире по самостоятельным основаниям и являющимися членами различных семей, а также расчет размера их субсидий производятся раздельно.

19. Если граждане, не относящиеся к членам одной семьи, определяемым в соответствии с пунктом 18 Правил, проживают в одном жилом помещении по разным основаниям (например, собственники, наниматели, поднаниматели и др., указанные в пунктах 3 и 5 Правил), то определение их прав на субсидии и расчет размера субсидий производятся раздельно.

20. При выяснении и оценке оснований пользования гражданами жилыми помещениями необходимо учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 674) на срок, не превышающий 5 лет (ст. 683). При этом сведения о гражданах, постоянно проживающих в жилом помещении вместе с нанимателем, должны быть указаны в договоре найма (ст. 677 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом в договоре найма размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон (ст. 682 Гражданского кодекса).

21. При оценке документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством договор найма не может быть заключен между:

21.1. супругами, поскольку доходы обоих являются их общим имуществом (ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, когда брачным договором установлено иное (ст. 42 Семейного кодекса Российской Федерации);

21.2. родителями и несовершеннолетними детьми, поскольку родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации);

21.3. опекуном, попечителем, а также их супругами и близкими родственниками и опекаемым, поскольку они не вправе совершать сделки с подопечным (ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

22. Поскольку граждане, проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; осужденные к лишению свободы; признанные безвестно отсутствующими; умершие или объявленные умершими снимаются с регистрационного учета по месту жительства <*>, а граждане, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, не могут обратиться в уполномоченные органы с заявлением о получении субсидий, в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса устанавливается особенный порядок предоставления субсидий членам их семей. В случаях, когда наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят вооруженную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуждены к лишению свободы; признаны безвестно отсутствующими; умерли или объявлены умершими; находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам семьи указанных граждан при условии, что они продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

--------------------------------

<*> См. подпункты "б", "в", "г", "д" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713.

23. Вместо граждан, указанных в пунктах 3 и 5 Правил (см. пункты 12 и 22 Рекомендаций), обращаться за субсидией могут:

23.1. уполномоченные ими лица на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации <*>;

--------------------------------

<*> Доверенность выдается в порядке, установленном в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доверенность совершается только в письменной форме. Ее составление возможно в виде особого документа, письма, телеграммы и др. Доверенность на совершение гражданами широко распространенных действий, в том числе на выполнение действий с целью получения субсидий, может быть удостоверена организацией по месту работы, учебы, лечения, воинской службы, лишения свободы или жительства гражданина. При этом соответствующий документ должен содержать данные, необходимые для признания его доверенности (дату составления, реквизиты представителя и предоставляемого, существо полномочий).

23.2. законные представители несовершеннолетних детей или недееспособных граждан (родители, усыновители, опекуны, попечители).

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 24 признан недействующим со дня принятия Решением Верховного Суда РФ от 09.10.2015 N АКПИ15-885.

По информации, опубликованной в "Российской газете" 28.12.2015, N 294/6865, указанное решение вступило в законную силу 17 ноября 2015 года.

24. Субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя. Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 во исполнение Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

25. Гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты того жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

26. При расчете субсидии недопустимо исключение из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания.

27. По месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются.

28. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

29. Граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они на момент обращения с заявлением о получении субсидии не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги:

29.1. за истекший и/или предшествующие ему прожитые месяцы - при обращении с заявлением с десятого числа по последнее число текущего месяца;

29.2. за месяц, предшествующий истекшему, и/или более ранние прожитые месяцы - при обращении с заявлением с первого до десятого числа текущего месяца.

30. Если договором управления многоквартирным домом установлен срок внесения плату за жилые помещения и коммунальные услуги, отличающийся от срока, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса, то граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги за те месяцы, срок оплаты которых в соответствии с договором управления истек на момент обращения с заявлением о получении субсидии.

31. Граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности или заключения соглашения с кредиторами о ее погашении:

31.1. с управляющей организацией - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией;

31.2. с органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива - при управлении многоквартирным домом соответствующей организацией;

31.3. с жилищно-эксплуатационными, ремонтно-строительными, специализированными, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими на основании договоров соответствующие виды деятельности, - при непосредственном управлении многоквартирным домом или при проживании в жилом доме.

Заключение указанных соглашений не входит в полномочия уполномоченных органов.

32. Если гражданин на момент предоставления субсидии не имел задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а в период предоставления субсидии в результате проведенных перерасчетов за прошлые периоды выявилась задолженность, образованная не по вине гражданина (например, вследствие счетной ошибки или применения неверных цен и тарифов), то погашение такой задолженности при предоставлении субсидий уполномоченный орган не учитывает.