Письмом ФНС России от 01.04.2016 N ГД-4-14/5658@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2016).

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Поскольку в нарушение пункта 1.17 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, представленные в регистрирующий орган документы были изготовлены с использованием двухсторонней печати, суды апелляционной и кассационной инстанций признали правомерным отказ в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А41-5816/15 В.О.В. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.10.2014 об отказе в государственной регистрации общества.

Решением Арбитражного суда Московской области от 6 апреля 2015 года требование удовлетворено.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда 30 июня 2015 года решение Арбитражного суда Московской области от 06.04.2015 было отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционного суда, В.О.В. обратилась с кассационной жалобой, в которой просила отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение Арбитражного суда Московской области от 06.04.2015.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Судами установлено, что В.О.В. (заявителем) совместно с С.Е.Е. 17.10.2014 принято решение о создании общества, о формировании уставного капитала общества и распределении долей, утверждении Устава, заключения учредительного договора, избрание генерального директора и действий по государственной регистрации.

Решение учредителей было оформлено протоколом от 17.10.2014 N 1, который содержал две страницы печатного текста, был распечатан на принтере на одном листе с использованием двухсторонней печати и подписан учредителями. Таким же образом и в том же объеме текста был распечатан и подписан договор об учреждении общества.

Представителем учредителей по нотариально удостоверенной доверенности Ф.И.А. были представлены в МФЦ документы для государственной регистрации юридического лица, в том числе решение о создании общества и договор о его учреждении.

Решением от 30.10.2014 инспекцией отказано в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления определенных статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документов (далее - Закон о регистрации).

Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из пункта 1.1 статьи 9 Закона о регистрации следует, что ФНС России уполномочена как на утверждение форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и на установление требований к оформлению иных документов, представляемых в регистрирующий орган.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.39).

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.05.2012, регистрационный номер 24139, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44, 29.10.2012, информация размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://www.nalog.ru.

Таким образом, Требования изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением установленного порядка принятия нормативного правового акта и его опубликования.

В силу пункта 1.17 Требований (Приложение N 20) двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством не допускается.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Решении от 14.01.2015 N АКПИ14-1297, предусмотренные пунктом 1.17 Требований положения о недопустимости представления в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом с двусторонней печатью, обусловлены необходимостью ускорения технологического процесса государственной регистрации и не могут рассматриваться как нарушающие права лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

При изложенных обстоятельствах представление в рассматриваемом случае соответствующих перечню документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождало от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению конкретных документов при государственной регистрации. При этом нарушение требований к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, поэтому в данном случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

1.2. С учетом того, что в заявлении о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя были неполно указаны сведения о коде ОКВЭД, представление которых в регистрирующий орган при государственной регистрации является обязательным, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

По делу N А53-12231/2015 А.А.В. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, А.А.В. обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда отменить.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следовало из материалов дела и установлено судом первой инстанции, А.А.В. 30.01.2015 обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Решением Инспекции N 977А А.А.В. отказано в государственной регистрации индивидуального предпринимателя на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в связи с непредставлением определенных статьей 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Основанием для данного вывода послужило указание в заявлении кодов ОКВЭД менее четырех цифровых знаков, в связи с чем Инспекция посчитала указанное заявление о государственной регистрации непредставленным в регистрирующий орган.

Согласно пункту 1 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется, в числе прочего, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации) и документ об уплате государственной пошлины.

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В заявлении по форме N Р21001 отражаются сведения о кодах по ОКВЭД, которые затем включаются в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (подпункт "о" пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).

Согласно пункту 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) поля показателя, значением которого является код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, используются три поля, разделенные знаком "." ("точка"). Заполнение показателя осуществляется слева направо в соответствии с цифровым значением кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). При этом указывается не менее четырех цифровых знаков кода.

Статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень оснований для отказа в государственной регистрации.

В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 указанного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

При этом решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи (пункт 2 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ).

Судом первой инстанции установлено, что А.А.В. в заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р21001 в пункте 2 Листа А на странице 003 при заполнении кодов дополнительных видов деятельности указал коды ОКВЭД (52.1, 52.2, 70.1, 70.2, 70.3, 74.8, 93.0), которые содержат менее четырех цифровых знаков. Из 20 дополнительных видов деятельности, указанных А.А.В. в заявлении, 7 содержат менее четырех цифровых знаков.

Поскольку в заявлении о регистрации А.А.В. в качестве индивидуального предпринимателя неполно указаны сведения о коде ОКВЭД, представление которых в регистрирующий орган при регистрации является обязательным, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что решение регистрирующего органа от 05.02.2015 N 977А об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя принято в соответствии с положениями Федерального закона N 129-ФЗ и правомерно отказал А.А.В. в удовлетворении заявленных требований.

Неполное указание наименования кодов деятельности по ОКВЭД не может быть устранено Инспекцией по собственной инициативе, поскольку такие полномочия регистрирующему органу не предоставлены. Выявленный недостаток в поданных на регистрацию документах может быть устранен заявителем, после чего он вправе повторно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией юридического лица.

Довод апелляционной жалобы о том, что регистрирующий орган должен был зарегистрировать виды экономической деятельности, которые указаны в заявлении А.А.В. в четырехзначном формате, без регистрации кодов, которые указаны в трехзначном формате, судебной коллегией не принимается.

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя рассматривается регистрирующим органом в совокупности. Нарушение порядка заполнения установленных форм по существу приравнивается к непредставлению необходимых документов и влечет отказ в государственной регистрации на основании статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с чем регистрирующим органом было принято оспариваемое заявителем решение об отказе в государственной регистрации.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

1.3. Если заявителем при государственной регистрации юридического лица выступает физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица.

По делу N А45-11584/2015 М.А.А. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции от 24.04.2015 N 16683А, N 16684А, N 16685А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и обязании осуществить государственную регистрацию.

Решением от 16.07.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.09.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, М.А.А. просил отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.04.2015 в регистрирующий орган поступили заявления о внесении записей в ЕГРЮЛ об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Общества; о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества; о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) Общества.

По результатам рассмотрения данных заявлений инспекцией 24.04.2015 вынесены решения N N 16683А, 16684А, 16685А об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления документов, необходимых для государственной регистрации, а также подписания неуполномоченным лицом заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Порядок внесения изменений сведений в ЕГРЮЛ регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Подпункты "в", "л", "п" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, включают сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица; о кодах его деятельности по ОКВЭД.

В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждена форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц". Форма указанного заявления предусматривает необходимость заполнения сведений о заявителе (лист Р).

Согласно подпункту "а" пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Согласно отметке на представленных для государственной регистрации изменений в сведения об Обществе заявлениях по форме N Р14001 (лист Р страницы 1, 2) заявителем является физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа М.А.А.

По общему правилу подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).

При свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи (статья 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1, пункт 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 15.03.2000 N 91, пункт 1 Письма Федеральной нотариальной палаты от 08.07.2008 N 1008/06-06 "О применении нотариусами форм удостоверительных надписей").

Вместе с тем свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении не требуется в случае направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункты 1, 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).

Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" предусмотрено создание и выдача квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.

При этом по смыслу вышеназванных норм если заявителем при государственной регистрации юридического лица выступает физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица. В случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лиц.

Судами установлено, что заявления о государственной регистрации изменений в сведения об Обществе поступили в регистрирующий орган в форме электронных документов, при этом из электронной подписи заявителя (М.А.А.) не усматривается его полномочий выступать от имени этого юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а"); подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (подпункт "д").

С учетом вышеизложенного является правильным вывод суда апелляционной инстанции о соответствии действующему законодательству оспариваемых решений инспекции об отказе в государственной регистрации изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на отсутствие нарушений прав и законных интересов М.А.А.

Взаимоотношения между работником юридического лица и инспекцией при государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице не регулируются Законом N 129-ФЗ и не носят экономического характера. Полномочия единоличного исполнительного органа общества в силу статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" возникают с момента его избрания общим собранием участников общества и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий. Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований М.А.А.

1.4. Поскольку при первом изменении учредительных документов наименование юридического лица не приведено заявителем в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), в которых положения об открытых акционерных обществах отсутствуют, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что представленные в регистрирующий орган документы не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные и содержащие достоверные сведения.

По делу N А07-4694/2015 Открытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции от 07.11.2014 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица и решения Управления от 24.02.2015 N 9, обязании регистрирующего органа зарегистрировать изменения в устав Открытого акционерного общества, представленные на регистрацию 29.10.2014.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2015 заявление Открытого акционерного общества удовлетворено, оспариваемые решения признаны незаконными, суд обязал регистрирующий орган зарегистрировать изменения в устав названного хозяйственного общества.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 решение суда первой инстанции от 05.06.2015 отменено, в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества отказано.

В кассационной жалобе Открытое акционерное общество просило постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на то, что им на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).

Суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судами и следовало из материалов дела, внеочередным общим собранием акционеров Открытого акционерного общества 15.10.2014 принято решение о внесении изменений в пункт 13.10 устава названного хозяйственного общества, касающийся порядка и способа уведомления акционеров о собрании и о результатах голосования.

29.10.2014 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001).

Регистрирующим органом принято решение от 07.11.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица (изменений) в связи с отсутствием среди представленных на государственную регистрацию документов изменений в части приведения наименования юридического лица в соответствие с положениями Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ), при этом регистрирующий орган указал на то, что Открытое акционерное общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в учредительные документы впервые после 01.09.2014 (дата вступления в законную силу Закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации непредставление заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с названным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, вступившим в силу 01.09.2014, внесены изменения в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о правовом регулировании юридических лиц.

Согласно пункту 1, 2 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.

Суды установили, что из представленных в материалы дела документов следует, что наименование названного общества на момент обращения в регистрирующий орган содержало указание на то, что общество является открытым акционерным обществом; акции Открытого акционерного общества и (или) ценные бумаги, конвертируемые в акции указанного общества, находящиеся в обращении, публично не размещались, не обращаются публично на условиях, установленных законами о ценных бумагах (письмо Центрального банка Российской Федерации от 10.03.2015 N 22-2-3/10619).

Приняв во внимание, что Открытое акционерное общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений в учредительные документы 29.10.2014, то есть после вступления в силу Закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, при первом изменении учредительных документов (изменения в устав 15.10.2014) наименование юридического лица не приведено заявителем в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в названной редакции), в которых положения об открытых акционерных обществах отсутствуют, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представленные в регистрирующий орган документы не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные и содержащие достоверные сведения.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал решение регистрирующего органа от 07.11.2014 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы Открытого акционерного общества принятым в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Открытое акционерное общество не относится к публичным обществам, действующим законодательством не установлен срок внесения изменений в наименование таких обществ, у регистрирующего органа отсутствуют полномочия на проверку достоверности предоставляемых на государственную регистрацию сведений, основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не имелось, судом кассационной инстанции отклоняются исходя из прямого указания в пункте 7 статьи 3 Закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ на необходимость приведения наименования юридических лиц в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответствующие разъяснения о порядке государственной регистрации юридических лиц в связи с изменением правового регулирования содержатся также в пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

1.5. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность регистрирующего органа вносить в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о прекращении членства в кредитном потребительском кооперативе.

По делу N А70-14746/2014 Кредитный потребительский кооператив (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции от 22.08.2014 об отказе в государственной регистрации изменений сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.04.2015 по делу N А70-14746/2014 в удовлетворении заявленных кооперативом требований отказано. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность регистрирующего органа вносить в ЕГРЮЛ сведения о прекращении членства в кредитном кооперативе.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Кооператив обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

01.04.2010 был создан кредитный потребительский кооператив, учредителями данного юридического лица в числе прочих являлись Т.Н.А. и О.Д.А. Сведения о создании Кооператива и его учредителях были включены в ЕГРЮЛ.

Впоследствии Т.Н.А. и О.Д.А. вышли из Кооператива, в связи с чем заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением в несении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Решением Межрайонной инспекции от 22.08.2014 во внесении изменений сведений в ЕГРЮЛ отказано на том основании, что действующее законодательство не предусматривает государственную регистрацию внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся выхода лиц из состава членов потребительского кооператива.

Государственная регистрация юридических лиц регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации юридических лиц).

Вместе с тем порядок создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон о кредитной кооперации).

Пунктом 4 статьи 7 Закона о кредитной кооперации предусмотрено, что учредители кредитного кооператива принимают решение о создании кредитного кооператива, которое оформляют протоколом, осуществляют подготовку проекта устава кредитного кооператива и организацию общего собрания учредителей кредитного кооператива, на котором принимается устав кредитного кооператива.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив обязан вести реестр членов кредитного кооператива (пайщиков), содержащий в числе прочих следующие сведения: регистрационный номер записи в реестре членов кредитного кооператива (пайщиков); фамилию, имя, отчество члена кредитного кооператива (пайщика) - для физического лица; паспортные данные; дату вступления в кредитный кооператив и дату прекращения членства в кредитном кооперативе.

Пунктом 2 названной статьи Закона предусмотрено, что при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись.

Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность вести реестр членов кооператива и указывать запись о прекращении членства в кредитном кооперативе на сам Кооператив.

Довод заявителя о необходимости применения по аналогии общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации о регистрации юридических лиц суд находит несостоятельным, поскольку в силу пункта 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации применение закона по аналогии возможно лишь в случае пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений.

В рассматриваемом случае пробелы в правовом регулировании отсутствуют, так как спорные правоотношения по внесению записей о прекращении членства в кредитном кооперативе регулируются статьей 12 Закона о кредитной кооперации, в которой прямо и однозначно указано, что обязанность вести реестр членов кооператива и указывать запись о прекращении членства в кредитном кооперативе возложена на сам кооператив.

Следовательно, к спорным правоотношениям не могут быть по аналогии применены общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о регистрации юридических лиц.

Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого решения незаконным, отсутствует, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.

1.6. Противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.

По делу N А40-195593/14 Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции (далее - Инспекция) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 19.11.2014 и обязании Инспекции произвести государственную регистрацию юридического лица по представленным документам от 12.11.2014, вх. N 403329А.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2015 заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что единственным участником (учредителем) Общества было принято решение N 2 от 12.11.2014 о принятии в состав участников Общества гражданина Российской Федерации М.Ж.А., об увеличении уставного капитала Общества до 20 000 рублей, а также изменении наименования общества на ООО "К. М. "ГосРегистрация".

Для государственной регистрации 12.11.2014 в Инспекцию было подано заявление по форме N Р13001 с приложением комплекта документов (расписка от 12.11.2014 N 403329А): документ об уплате государственной пошлины; Устав; Решение о внесении изменений в учредительные документы; заявление; квитанция.

Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы, Инспекция 19.11.2014 приняла решение об отказе в государственной регистрации ООО "К. М. "ГосРегистрация" со ссылкой на подпункт "а" пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), а именно, в связи с непредставлением определенных статьей 12 Закона о регистрации необходимых для государственной регистрации документов и в связи с несоответствием наименования юридического лица требованиям статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона о регистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о регистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Требования к фирменному наименованию общества с ограниченной ответственностью установлены положениями статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также нормами частей первой и четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу подпункта 5 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.

Как верно указал суд первой инстанции, использование в фирменном наименовании регистрируемого юридического лица слова "госрегистрация" может вызвать стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, может привести к введению в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, и может создавать организации с таким названием недопустимые конкурентные преимущества, что противоречит общественным интересам.

Таким образом, фирменное наименование ООО "К. М. "ГосРегистрация" обоснованно повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

1.7. Принимая во внимание отсутствие доказательств того, что в настоящее время амперсанд входит в состав какого-либо алфавита, является его буквенным символом, а также то, что использование графических знаков в фирменном наименовании юридического лица не противоречит действующему законодательству, суды признали незаконным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации, обусловленный использованием в сокращенном фирменном наименовании общества на русском языке знака амперсанд (&).

М.Н.В. обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению, Межрайонной инспекции (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным решения регистрирующего органа от 18.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица, о признании незаконным решения Управления от 13.11.2014, обязании регистрирующего органа провести государственную регистрацию юридического лица и внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации общества.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2015 заявление удовлетворено частично; суд признал недействительным решение регистрирующего органа от 18.09.2014, возложил на регистрирующий орган обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации общества; в удовлетворении требования к Управлению отказал.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 решение суда первой инстанции от 13.04.2015 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе регистрирующий орган просил указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью".

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

Аналогичные положения закреплены в статье 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

В пункте 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; полные или сокращенные наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Суды установили, что основанием для признания представленных на государственную регистрацию заявления формы N Р11001, устава общества непредставленными и отказа в государственной регистрации названного общества послужило использование в сокращенном фирменном наименовании общества на русском языке знака амперсанд (&).

При рассмотрении данного дела суды приняли во внимание информацию, содержащуюся в словарно-справочной литературе, находящейся в общем доступе в сети Интернет, согласно которой амперсанд (англ. Ampersand) является графическим сокращением латинского союза (et - и), используемым в научных и технических текстах для обозначения логической операции "и", широко используется в языках программирования; в полиграфии амперсанд - специальный символ (&), обозначающий союз "и". Символ является видоизмененной лигатурой латинских букв "et", что по-латыни означает "и" ("and per se and").

Изучив материалы данного дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что амперсанд, хотя и имеет исторически иностранное происхождение (является лигатурой латинских букв "et", а наименование его происходит от английского словосочетания "and per se and"), в настоящее время не является буквенным символом какого-либо алфавита, в силу чего не имеет единого фонетического произношения и транскрипционного написания; амперсанд относится к графическим знакам, используется для связи слов в предложении.

Принимая во внимание отсутствие доказательств того, что в настоящее время амперсанд входит в состав какого-либо алфавита, является его буквенным символом, а также то, что использование графических знаков в фирменном наименовании юридического лица не противоречит действующему законодательству (пункты 3, 4 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации), суды признали отказ регистрирующего органа в государственной регистрации общества не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы М.Н.В.

1.8. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия доказательств нарушения вынесенным регистрирующим органом решением в отношении общества, то есть другого юридического лица, прав и законных интересов кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По делу N А84-1013/2014 потребительский кооператив обратился в Хозяйственный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 17.10.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества, а также обязании инспекции осуществить государственную регистрацию указанного юридического лица.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе потребительский кооператив просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

Решением Инспекции от 17.10.2014 отказано в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Полагая, что данный ненормативный акт нарушает его права и законные интересы, потребительский кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из отсутствия доказательств нарушения вынесенным регистрирующим органом решением в отношении, то есть другого юридического лица, прав и законных интересов кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы кооператива о том, что он является кредитором общества и между ними имеются договорные обязательства, не могут быть приняты во внимание, так как эти обстоятельства не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов кооператива принятием регистрирующим органом решения в отношении общества, создании иных препятствий для осуществления такой деятельности или о возложении на заявителя незаконно каких-либо обязанностей.