Процентные ставки по операциям Банка России по предоставлению иностранной валюты на возвратной основе, % годовых
Процентные ставки по операциям Банка России
по предоставлению иностранной валюты на возвратной основе,
% годовых
Операции постоянного действия <1> |
Рублевая <2> |
||||||
Аукционные операции <3> |
Операции репо в долларах США и евро <4> |
||||||
Кредиты в долларах США и евро <4> |
|||||||
--------------------------------
<1> Сделки заключаются по фиксированным процентным ставкам.
<2> Ставка по рублевой части сделок установлена на уровне ключевой ставки, уменьшенной на 1 процентный пункт.
<3> Приведены минимальные процентные ставки.
<4> Используются ставки LIBOR в соответствующих валютах на сопоставимые сроки.
В начале 2015 года Банк России также проводил на внутреннем валютном рынке операции, связанные с продажей Федеральным казначейством иностранной валюты с его валютных счетов в Банке России; объем операций составил 2,3 млрд долларов США. Операции, связанные с пополнением или расходованием Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством суверенных фондов, в 2015 году проводились путем конвертации средств в иностранной валюте в рубли на счетах в Банке России, то есть не оказывали влияния на валютный курс.
Достижению целей по обеспечению устойчивости российского финансового сектора в 2015 году служило также применение Банком России антикризисных мер в области банковского регулирования. В первом полугодии 2015 года продолжали действовать введенные в декабре 2014 года временные изменения порядка оценки и классификации активов и обязательств кредитных организаций, в том числе мораторий на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг, право использовать фиксированные курсы иностранных валют при расчете пруденциальных нормативов, смягчение порядка оценки качества ссудной задолженности <1>.
--------------------------------
<1> См. пресс-релизы Банка России от 17.12.2014 и от 21.09.2015 "О мерах Банка России по поддержанию устойчивости российского финансового сектора".
Использование указанных регуляторных послаблений позволило уменьшить неблагоприятное влияние значительного ухудшения внешних и внутренних экономических условий, произошедшего в конце 2014 года, на выполнение пруденциальных нормативов банков и их кредитную активность и способствовало поддержанию стабильного функционирования банковской системы. Это, в свою очередь, способствовало сохранению нормальных условий для реализации денежно-кредитной политики, так как ее влияние на экономику осуществляется через процентные ставки, формирование которых происходит в финансовом секторе, в том числе под воздействием динамики балансовых показателей банков.
В течение 2015 года ряд временных послаблений был продлен до 01.01.2016 <1>, включая изменения в части оценки качества кредитов и учета активов и обязательств по фиксированному курсу (с уточнением применяемых значений курсов с 01.10.2015), тогда как действие прочих послаблений было прекращено. Данные изменения проводились с учетом анализа широкого спектра показателей деятельности банковского сектора и после консультаций с участниками рынка. При этом по мере адаптации банков к последствиям произошедших шоков планируется полный отказ от временных послаблений, чтобы не искажать работу нормальных рыночных механизмов и стимулов в деятельности банков, в том числе в части оценки рисков.
--------------------------------
<1> См. пресс-релизы Банка России от 15.05.2015 и от 21.09.2015 "Об антикризисных мерах в сфере банковского регулирования".
В условиях постепенного сворачивания антикризисных мер в сфере банковского регулирования поддержанию устойчивости банковского сектора будет способствовать реализация при участии Банка России государственной программы докапитализации банков через механизм ОФЗ. Данная программа также окажет определенную поддержку динамике приоритетных направлений кредитования, включая ипотечное кредитование, кредитование малого и среднего бизнеса, субъектов Российской Федерации, сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, строительства, транспорта, связи и ЖКХ, так как их наращивание является одним из условий участия в докапитализации.
В 2015 году Банк России также продолжил использование ранее введенных специализированных механизмов рефинансирования, как и предполагалось в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов". К ним относились программы, направленные на поддержку финансирования инвестиционных проектов, кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и экспортно ориентированных отраслей экономики, а также ипотечного кредитования в рамках программы "Военная ипотека". Ряд указанных инструментов был разработан и осуществляется в рамках государственных программ развития отдельных секторов экономики или реализуется совместно с Правительством Российской Федерации.
Поддержка отдельных значимых сегментов кредитования путем предоставления средств на льготных условиях и создания дополнительных стимулов была необходима в условиях, когда их развитие являлось значимым для формирования благоприятных тенденций в структуре экономического роста, но в силу действия ряда неблагоприятных факторов не могла быть обеспечена исключительно через воздействие рыночных механизмов. При этом степень жесткости денежно-кредитных условий в целом оставалась достаточной для обеспечения снижения инфляции до целевого уровня в среднесрочной перспективе.
В 2015 году было продолжено совершенствование программы, направленной на поддержку кредитования малого и среднего бизнеса. Банком России был увеличен до трех лет максимальный срок предоставления кредитов АО "МСП Банк" под залог прав требования по межбанковским кредитным договорам, заключенным АО "МСП Банк" с банками-партнерами в рамках Программы финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства. Акционерному обществу "МСП Банк" была предоставлена возможность рефинансировать в Банке России кредиты, предоставленные микрофинансовым организациям на цели кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, был разработан механизм предоставления кредитов, обеспеченных поручительствами АО "Корпорация "МСП". Был повышен максимальный объем средств, предоставляемых в рамках программы стимулирования финансирования инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также под обеспечение облигациями, размещенными в целях финансирования инвестиционных проектов и включенными в Ломбардный список Банка России, - с 50 до 100 млрд рублей.
Процентные ставки по специализированным инструментам рефинансирования с начала 2015 года не изменялись и оставались ниже ключевой ставки. Предоставление средств по более низкой процентной ставке и на более длительные сроки, чем в рамках стандартных инструментов, было направлено на создание дополнительных стимулов для кредитования банковским сектором отдельных сегментов экономики и повышение доступности финансовых ресурсов для их развития. По состоянию на 30.10.2015 задолженность по специализированным инструментам рефинансирования составила 106,7 млрд рублей, увеличившись на 80,6 млрд рублей по отношению к началу года (см. таблицу 5 Приложения). Вместе с тем объем средств, выданных в рамках данных программ, оставался значительно меньше объема основных операций по управлению ликвидностью банковского сектора и их реализация не оказывала значимого воздействия на уровень процентных ставок в экономике в целом, а следовательно, на эффективность влияния денежно-кредитной политики на экономические процессы.
Также в 2015 году Банк России продолжил работу по оздоровлению банковского сектора, направленную на обеспечение его стабильного функционирования, поддержание доверия к нему со стороны населения и организаций, дестимулирование недобросовестного поведения на финансовых рынках, что необходимо, в частности, для формирования нормальных условий для реализации денежно-кредитной политики. Совершенствование механизмов банкротства и финансового оздоровления банков (в том числе с применением процедуры урегулирования обязательств) должно способствовать повышению эффективности защиты интересов клиентов банков и минимизации влияния данных процедур на функционирование и устойчивость финансового сектора в целом и в результате - на работу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей