Формирование культуры здорового питания в образовательных учреждениях

Формирование культуры здорового питания

в образовательных учреждениях

При разработке региональных программ по совершенствованию организации школьного питания важно учитывать не только требования, предъявляемые ФГОС и СанПиН, но и реальную ситуацию в образовательных учреждениях.

Рисунок 1. Общая схема разработки программы

"Совершенствование школьного питания"

I этап

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Предварительная диагностика │

│ (анализ организации питания в ОУ и семье) │

└────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┘

\/

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Выделение проблем ("болевых точек") и приоритетных направлений │

└────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┘

II этап \/

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Общий план программы │

└────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┘

III этап \/

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Реализация программы │

└────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┘

IV этап \/

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Оценка результативности и эффективности программы │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

В образовательном учреждении работа по формированию культуры здорового питания должна проводиться по трем направлениям.

Первое - рациональная организация питания в школе, в школьной столовой, где все, от внешнего вида школьной столовой до состава продуктов в школьном буфете, должно соответствовать принципам здорового питания и способствовать формированию здорового образа жизни. Структура, режим и организация питания в образовательных учреждениях должны не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания.

Второе - реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания. При формировании культуры здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания, о культуре питания разных народов и т.п. Например, на протяжении уже многих лет зарекомендовала себя комплексная программа, которая может использоваться в начальной и в основной школе, является программа "Разговор о правильном питании". Программа предусматривает различные формы организации занятий, наиболее эффективные в разном возрасте, и предполагает тесное взаимодействие с родителями.

При реализации образовательных программ необходимо соблюдать принципы формирования культуры здорового питания, важнейшими из которых являются:

- научная обоснованность и практическая целесообразность;

- возрастная адекватность;

- необходимость и достаточность информации;

- модульность структуры;

- системность и последовательность;

- вовлеченность семьи в реализацию программы.

Третье направление - просветительская работа с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье. Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и не сбалансировано, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания.