3.2. Система контентной фильтрации Минобрнауки России
Базовые принципы организации СКФ в ОО, изложенные в Методических материалах, закрепляют следующие основные принципы:
- Минобрнауки России формирует рекомендации по организации системы ограничения доступа к сети Интернет в образовательных организациях в виде набора методических материалов, образцов нормативных документов и Классификатора информации (перечня Интернет-ресурсов, доступ к которым должен быть закрыт). При этом на региональном и муниципальном уровнях материалы и Классификатор могут быть доработаны с учетом особенностей региона и учебных заведений в муниципальном образовании;
- Классификация информации осуществляется, как правило, специальными экспертно-консультативными органами (советами) при органах управления образованием разных уровней;
- Классификатор информации состоит из двух разделов: 1) классификатор информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению. Данный классификатор обязателен к применению без изменений; 2) Классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу может состоять из общей части, применяемой без изменений на всей территории Российской Федерации, и части, рекомендуемой к использованию в данном регионе или муниципальном образовании;
- Образовательные организации являются уровнем практической реализации мероприятий по ограничению доступа учащихся к Интернет-ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу. При этом основанием для внедрения соответствующих программно-технических средств является утверждение образовательными организациями правил использования сети Интернет, имеющих статус локальных правовых актов;
- Политика доступа в Интернет определяется образовательной организацией самостоятельно. При этом образовательная организация должна руководствоваться:
- законодательством Российской Федерации;
- специальными познаниями, в том числе полученными в результате профессиональной деятельности по рассматриваемой тематике;
- интересами обучающихся, целями образовательного процесса;
- рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети Интернет;
- образовательная организация несет ответственность за невыполнение функций в рамках своей компетенции;
- Техническое ограничение доступа пользователей к нежелательной информации (фильтрация) осуществляется непосредственно на клиентских рабочих местах, для чего используются специальные программные решения фильтрации, рекомендованные Минобрнауки России;
- Информация об обнаруженных информационных Интернет-ресурсах передается на специальную "горячую линию"
Достоинствами реализованной системы ограничения доступа к информации являются:
- Самостоятельность образовательных организаций в формировании политики доступа в Интернет. Данный подход позволяет максимально полно (в рамках образовательной организации) реализовывать принцип права и конечной ответственности родителей за защиту детей от нежелательной информации;
- Установка СКФ на конечные пользовательские компьютеры обеспечивает максимальную простоту развертывания: не требуется создания, внедрения и поддержки централизованных систем и инфраструктуры, не требуется дополнительного оборудования в школах;
- Данная система позволяет легко реализовать дифференцированный доступ учащихся к информации в зависимости от их возрастной категории, так как идентификация пользователя и применение политик доступа в Интернет осуществляются непосредственно на рабочем месте пользователя.
- Относительная простота всего комплекса мер, что упрощает внедрение.
Среди недостатков следует отметить:
- Создание многоуровневой системы экспертно-консультативных советов представляется избыточным. Результат работы каждого из этих уровней носит рекомендательный характер, при том, что окончательное решение принимается в образовательной организации. При этом доступ образовательных организаций к квалифицированным экспертам не описан, поэтому реализовать в полной мере свои права на определение политики доступа организации не в состоянии;
- Предоставление возможности учесть региональные особенности при формировании политики доступа к сетевым ресурсам требует экспертизы. Данный механизм может оказывать деструктивное влияние на целостность федерации. При этом наличие таких региональных особенностей, которые могут отразиться в различиях политики доступа детей к информации, не очевидно;
- Не определено, какие именно изменения могут быть внесены в Классификатор информации на каждом уровне. Ужесточение политики на нижних уровнях не является проблемой, но ослабление политики представляет собой проблему администрирования и контроля;
- Не описана схема обновления Классификатора информации на региональном уровне. Процедура обратной связи построена на обобщении опыта образовательных организаций на муниципальном и региональном уровнях, при этом не закладываются средства автоматизации. Такой механизм не отвечает требованиям оперативного реагирования на вновь возникающие угрозы;
- Система не рассматривает наличие иных государственных механизмов контроля доступа к сетевым ресурсам. Поэтому ограничение доступа к Интернет-ресурсам, запрещенным на территории России, должно осуществляться наряду с Интернет-ресурсами, закрытыми для детей. Такое дублирование фильтрации не усиливает защиту, а только снижает скорость доступа в сеть за счет дополнительной нагрузки на СКФ. Также, такой механизм предполагает постоянное обновление Классификатора Минобрнауки России от Единого реестра, что увеличивает время реакции и вводит дополнительные точки взаимодействия;
- Отсутствует механизм "реабилитации" страниц, которые блокируются СКФ на основе правил автоматического анализа контента, но при этом являются легальными.
- Не предусмотрены точки интеграции системы в мировую систему контроля за распространением запрещенной информации, что снижает уровень защиты от нежелательного контента, размещенного за рубежом и увеличивает объем анализа зарубежных Интернет-ресурсов на соответствие политике, при том, что такой анализ мог быть уже сделан другими организациями.
- Ответственность образовательной организации за доступ к Интернет-контенту, не соответствующему целям образования, а также за неиспользование системы контент-фильтрации при организации доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
- Не все образовательные организации способны внедрить и поддерживать у себя локальные фильтры. Еще сложнее это делать для детей, обучающихся на дому. Кроме того, разнообразие средств доступа в сеть Интернет и ПО, установленного на них, усложняет задачу разработки универсального локального фильтра.
- Существующие методические рекомендации не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и духовному развитию.
- Осуществление ограничения доступа описано как ограничение доступа к Интернет-ресурсам, а не информации (контенту), размещенному в сети Интернет, как этого требует Федеральный закон Российской Федерации.
- Отсутствуют технологические инструменты мониторинга на уровне адресов URL за результатами фильтрации Интернет-контента в образовательных организациях.
В 2011 году были утверждены "Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации".
В целом, данные правила не изменяют принципов, заложенных в Методических рекомендациях 2006 года.
Исключением является предоставленная образовательным организациям возможность использовать СКФ не только рекомендованные Минобрнауки, но и приобретенные самостоятельно при соблюдении требований, которым должны соответствовать СКФ.
При этом правила подчеркивают, что СКФ должны реализовывать единую политику исключения доступа к Интернет-ресурсам для всех образовательных организаций.
Если это предполагает, что Классификатор стал единым для всех учебных заведений и не предполагает изменений классификаторов на региональном и муниципальном уровнях, то этот факт можно рассматривать как позитивный шаг к повышению эффективности системы в целом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей