Главная

N 1 (88) ЯНВАРЬ 2003

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

Поправки в главу 22 Налогового кодекса РФ по топливным акцизам

 Владимир Космачев, заместитель главного редактора журнала "Главная книга"

Владимир Космачев,
заместитель главного редактора журнала "Главная книга"

С 1 января 2003 г. вступили в силу масштабные поправки в главу 22 НК РФ по акцизам, принятие которых вызвало крайне неутешительные прогнозы относительно будущего топливного рынка и вопросы от наших пользователей. Ведь кардинально меняется система сбора акцизов на нефтепродукты - бензин, дизельное топливо и машинные масла. Если ранее плательщиками этих акцизов являлись практически только нефтеперегонные заводы (НПЗ), то теперь бремя уплаты акцизов ложится в основном на лиц, приобретающих нефтепродукты для перепродажи - оптовых и розничных торговцев, а значит, на порядок вырастает число пользователей, для кого эта тематика представляет повышенный интерес (только в Москве одних автозаправочных станций (АЗС) более 2000, а по всей России порядка 10000). При этом вопрос цен на топливо и бензин в итоге касается практически всех предприятий.

Поэтому консультациям по этим вопросам будет уделяться большее внимание и в специализированных системах Консультант-Плюс для финансистов и бухгалтеров, в частности, в системе КонсультантФинансист.

Новая схема взимания акцизов

Вкратце новая схема взимания акцизов выглядит следующим образом. Производители и последующие перепродавцы топлива, имеющие специальные свидетельства налоговых органов на операции с нефтепродуктами, будут начислять акциз сразу при получении нефтепродуктов (пп. 3 п.1 ст. 182), однако они же смогут и претендовать затем на аналогичный вычет сумм акциза, если реализуют нефтепродукты дальше по цепочке налогоплательщикам, имеющим подобные свидетельства (п.8 ст.200). Цепочка вычетов прервется, а начисленный ранее акциз поступит в бюджет лишь в том случае, если топливо будет:

  • продано перепродавцу, не имеющему свидетельства, или направлено в розничную продажу налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов (то есть АЗС);
  • передано на собственные нужды такого налогоплательщика, иными словами, оно будет потреблено самим НПЗ, нефтебазой или АЗС.

Смысл существования всей этой цепочки сводится к тому, что акциз в ней не будет включаться в цену сделок и имеющие свидетельства перепродавцы будут экономить свои оборотные средства.

Цены на топливо

Кроме изменений порядка уплаты акцизов, на 45% индексируются собственно ставки акцизов на нефтепродукты, а прямогонный бензин включается в состав подакцизных товаров. Правда, по-прежнему не будут считаться подакцизными газовые, технические и иные бензины, что оставляет широкое поле деятельности для уклонения от топливных акцизов.

Столь резкий слом прежней системы сбора акцизов и их существенная индексация вызвали появление многочисленных прогнозов относительно обвального роста цен на топливо прямо с нового года. Сейчас накал страстей уже немного спал.

Так, сами нефтяники полагают, что для конечного потребителя дизельное топливо подорожает на 30 коп. за литр, бензин - на 1 руб. А в МНС России с самого начала утверждали, что цены останутся практически на прежнем уровне - за счет отсева топливных спекулянтов, хотя доля акциза в цене нефтепродуктов и увеличится с 25% до 28,5%.

Представители самих нефтетрейдеров в качестве существенного риска называли введение авансово-зачетной схемы - когда сначала начисляется акциз, а затем налогоплательщики - перепродавцы топлива должны подтверждать право на аналогичный вычет. Вводимые отметки на счетах-фактурах должны гарантировать, что нефтепродукты, с которых еще не уплачен акциз, не "пропадут" по пути от продавца к покупателю. Однако МНС России заявляет, что сбоев не будет и в 2003 г. будет создана автоматизированная система по предоставлению вычета, которую, кстати, затем хотят распространить и на другие акцизы и НДС.

Представители регионов также высказывали свои опасения по поводу готовности налоговых органов организовать работу по новым правилам и проконтролировать уже не сотню, а тысячи новых плательщиков топливных акцизов (из-за массового уклонения от уплаты налогов для АЗС и ввели ранее ЕНВД). Поэтому в целях контроля за движением нефтепродуктов у подозрительных плательщиков акцизов будут создаваться налоговые посты.

Цель введения новых акцизов

Все эти меры, а также введение нового транспортного налога, должны частично компенсировать потери бюджетов от отмены налога на пользователей автодорог и других налогов, поступавших в дорожные фонды. Кроме того, перенос уплаты акцизов на момент реализации нефтепродуктов конечным потребителям должен перераспределить акцизные поступления: от регионов - производителей топлива (а их совсем немного) в пользу регионов - основных потребителей топлива, у которых и потребность в дорожном строительстве наиболее велика. (Бо`льшая часть акцизов - до 60% будет поступать в регионы, которые их будут собирать.)

Считается, что самым сложным для плательщиков акцизов и налоговиков будет первый квартал нового года: в новом порядке взимания акцизов еще много неясного, а все подзаконные акты появились совсем недавно. Более того, МНС России сейчас готовятся технические поправки в главу 22 НК РФ, однако приняты они, видимо, будут уже в течение 2003 г. А пока налогоплательщикам придется работать с достаточно "сырой" новой редакцией акцизной главы, но они могут полностью рассчитывать на поддержку и оперативность налоговых органов. Последние понимают, что цена на топливо - это во многом политический вопрос.

Подробнее обо всех изменениях в налогообложении и бухгалтерском учете в 2003 г. можно будет прочитать в журнале "Главная книга". Журнал "Главная книга" выходит дважды в месяц объемом 96 стр. плюс один дополнительный специальный выпуск в полугодие. Оформить подписку по специальной льготной цене можно, обратившись в информационный центр Сети КонсультантПлюс в Вашем регионе.


  

Правовая информация - в широком доступе!

Программа КонсультантПлюс информационной поддержки библиотек

 Марина Королева, руководитель отдела по связям с общественностью

Марина Королева,
руководитель отдела по связям с общественностью

 Владимир Кучеров, менеджер отдела по связям с общественностью

Владимир Кучеров,
менеджер отдела по связям с общественностью

Компания "Консультант Плюс" уже 5 лет осуществляет реализацию своего масштабного некоммерческого проекта "Программа информационной поддержки российских библиотек" (подробнее см. N 12 за 2001 год). С 2001 г. эта деятельность осуществляется при тесном взаимодействии с Министерством культуры РФ и Российским фондом правовых реформ.

На декабрь 2002 г. системы КонсультантПлюс установлены в 1053 библиотеках России в 546 населенных пунктах 80 регионов страны: 15 библиотек федерального уровня, 159 - регионального уровня; 698 - муниципального уровня, научных и образовательных - 155; ведомственных - 26.

О целях Программы КонсультантПлюс

Целью Программы КонсультантПлюс является осуществление совместной деятельности компании "Консультант Плюс" и российских библиотек по обеспечению граждан Российской Федерации информацией нормативно-правового характера.

В соответствии с Программой компания "Консультант Плюс" предоставляет библиотекам-участникам льготный доступ к информационным ресурсам Сети КонсультантПлюс и учебно-методическую литературу по системам. Для эффективного использования систем в библиотеках и публичных центрах правовой информации (ПЦПИ) компания проводит обучение сотрудников библиотек работе с системами.

Для кого предназначена Программа

Библиотеки - один из основных каналов распространения правовой информации среди широких слоев населения. Именно обычному гражданину, которому изредка нужен отдельный документ, библиотеки, оснащенные справочными правовыми системами, могут реально помочь.

Конечно, потребности специалистов, чья профессиональная деятельность связана с постоянным использованием правовой информации, библиотеки удовлетворить не могут, да и не призваны. В этом случае необходимо приобретать и устанавливать системы КонсультантПлюс на рабочем месте. Действительно, для бухгалтера или юриста, которым по нескольку раз в день необходимо обращаться к системам, такой способ получения правовой информации не эффективен - ведь за каждым документом в библиотеку ходить не будешь.

Взаимодействие региональных центров КонсультантПлюс и библиотек - залог эффективной реализации Программы

Благодаря Программе библиотеки-участники имеют в своем распоряжении справочные правовые системы. Но чтобы сделать правовую информацию реально доступной максимально широкому кругу граждан, в библиотеках (и ПЦПИ) должно быть правильно организовано информирование читателей о возможности свободного доступа к системам КонсультантПлюс и, кроме того, библиотекари должны эффективно использовать системы при активной помощи со стороны региональных центров Сети КонсультантПлюс.

Творческий, заинтересованный подход к делу обязательно дает положительные результаты. Можно выявить закономерность: в тех библиотеках, где регулярно проводятся мероприятия с использованием систем, а информация о возможности получения в библиотеке свободного доступа к правовым базам данных публикуется в СМИ, заметно повышается интерес граждан к правовой информации. Таким образом, залог успеха Программы заключается в тесном взаимодействии региональных центров и библиотек.

Реализация Программы на примере Пермской области

В Пермской области системы КонсультантПлюс установлены в 74 библиотеках (в том числе во всех 58 ПЦПИ) в 37 населенных пунктах.

Во всех библиотеках и центрах правовой информации имеются информационные стенды, представляющие сведения о возможности свободного доступа читателей к ресурсам Сети КонсультантПлюс, размещаются справочные и рекламные материалы компании, учебно-методическая литература. Кроме того, периодически библиотеки помещают в местных СМИ информацию об услугах, предоставляемых населению.

В ряде отдаленных районов Пермской области совместно с администрацией сотрудники библиотек проводят акции, направленные на организацию доступа к правовой информации жителей этих районов. Например, в малых сельских библиотеках Горнозаводского района уже оборудованы рабочие места, где на 2-3 недели размещается компьютер с установленными системами.

Полезное применение системам нашли в Соликамской Центральной районной библиотеке. Там с помощью систем проводятся приемы граждан специалистами различного профиля. Юристы, работники социальной сферы, сотрудники органов занятости, офицеры районного военкомата, используя установленные в библиотеке системы, разъясняют гражданам положения законодательных актов.

Региональные центры КонсультантПлюс в Пермской области активно сотрудничают с библиотеками. Например, ими регулярно проводятся семинары по обучению работе с системами библиотекарей области. В результате сотрудники всех библиотек умеют эффективно работать с системами и готовы оказать посетителям помощь в поиске необходимых правовых документов. Кроме того, региональные центры - постоянные участники всех библиотечных мероприятий, например, ставшего традиционным конкурса работников муниципальных библиотек Перми "С компьютером на ты".

Можно с уверенностью сказать, что Программа КонсультантПлюс информационной поддержки библиотек сегодня востребована в России. Только за последний год количество библиотек, в которых установлены системы КонсультантПлюс, увеличилось в полтора раза, а число запросов читателей по правовой информации превысило 1200000.

Библиотеки - участники Программы

библиотеки федерального уровня:

  • Российская государственная библиотека
  • Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург)
  • Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино
  • Библиотека Администрации Президента РФ
  • Библиотека Государственной Думы РФ и т.д.

библиотеки регионального уровня:

  • Дагестанская республиканская библиотека
  • Национальная библиотека республики Коми
  • Пермская областная государственная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького
  • Смоленская областная универсальная библиотека
  • Таймырская окружная библиотека и т.д.

 


Глазами эксперта

 Антон Дыбов, Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета

Антон Дыбов,
Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета

Организация осуществляет посредническую деятельность на основании договора комиссии. Где в декларации по налогу на прибыль отражаются доходы от данной деятельности?

По договору комиссии (агентскому договору) комиссионер (агент) обязуется по поручению комитента (принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок (юридические или иные действия) от своего имени, но за счет комитента (принципала) либо от имени и за счет комитента (принципала) (п.1 ст.990, п.1 ст.1005 ГК РФ).

В соответствии со ст.249 НК РФ доходом от реализации для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль признается, в частности, выручка от реализации услуг. При этом услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п.5 ст.38 НК РФ).

Следовательно, получение вознаграждения по договору комиссии (агентскому договору) можно рассматривать как получение выручки от реализации услуги и, как следствие, относить данную выручку в состав доходов от реализации.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства отражается по строке 020 Приложения 1 "Доходы от реализации" к листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций (форма утверждена Приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542 в ред. Приказа МНС РФ от 12.07.2002 N БГ-3-02/358).

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантФинансист.


Новое в системах

ДОКУМЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Николай Фесенко, руководитель отдела МеждународноеПраво 

Николай Фесенко,
руководитель отдела МеждународноеПраво

С осени 2002 г. в систему "МеждународноеПраво" по просьбам пользователей включаются документы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Порядок отбора и включения в систему документов ЕСПЧ следующий.

Все постановления ЕСПЧ в отношении России или касающиеся граждан России обязательно включаются в информационный банк системы. Если же документ касается иностранных граждан или иностранных государств, но в нем заинтересованы пользователи и документ признается важным экспертами КонсультантПлюс, то в порядке исключения такие решения и постановления ЕСПЧ также включаются в систему "МеждународноеПраво".

В настоящее время официальных переводов на русский язык документов Европейского суда не существует. Тем не менее для удобства пользователей наряду с официальным текстом (английским и/или французским) в систему помещается их неофициальный перевод на русский язык.

Кроме того, принимая во внимание повышенный интерес пользователей к этой категории документов, КонсультантПлюс выполняет индивидуальные заказы на постановления и решения Европейского суда по конкретным делам на официальных языках ЕСПЧ по запросам, поступающим от региональных центров.

ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ: ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПОПОЛНЕНИЯ

Михаил Рогожев, руководитель проекта ДеловыеБумаги

Михаил Рогожев,
руководитель проекта ДеловыеБумаги

С января 2003 г. в справочной системе ДеловыеБумаги произошло изменение периодичности пополнения. Теперь по многочисленным просьбам пользователей система пополняется еженедельно, а не два раза в месяц, как ранее. Система ДеловыеБумаги является своего рода электронной библиотекой образцов и шаблонов типовых документов, поддерживаемых в актуальном состоянии. По состоянию на декабрь 2002 г. в ней содержится более 13000 документов. Среднемесячное поступление - 200-250 новых документов. Переход на более частое пополнение позволит пользователям более оперативно получать новые формы документов, а также измененные формы документов.


Новый источник информации в Приложении БухгалтерскиеИздания

 Нина Загренчук, менеджер пресс-службы компании Консультант Плюс Нина Загренчук,
менеджер Пресс-службы компании "Консультант Плюс"

В Приложении БухгалтерскиеИздания, входящем в состав специализированных бухгалтерских систем КонсультантПлюс, появился новый источник информации - консультации специалистов Министерства по налогам и сборам РФ, размещенные на официальном сайте министерства. В Приложение включаются ответы специалистов МНС России на наиболее часто задаваемые на сайте вопросы по актуальным темам, среди которых: налогообложение физических и юридических лиц, налогообложение прибыли, контроль за соблюдением налогового законодательства и многое другое. В настоящий момент Приложение БухгалтерскиеИздания содержит около 450 материалов с сайта МНС России и регулярно пополняется новыми.

Для бухгалтеров большое значение имеет доступ к консультационным материалам и рекомендациям ведущих специалистов Министерства по налогам и сборам РФ, Минфина России, других государственных ведомств. Данная информация не только помогает бухгалтерам разобраться в сложных финансовых ситуациях, но и зачастую отражает официальную точку зрения государственных структур. Официальные письма министерств, а также индивидуальные ответы на частные вопросы, подготовленные специалистами этих ведомств, уже давно включаются в системы КонсультантПлюс для бухгалтеров. Теперь и разъяснения специалистов МНС России, которые размещаются на интернет-сервере МНС РФ - www.nalog.ru, являющимся электронным СМИ, открыты для пользователей Приложения БухгалтерскиеИздания.


Вопросы/ответы

У меня уже установлена система "ВопросыОтветы", и я решила приобрести систему КонсультантФинансист. Не придется ли мне платить за эти базы дважды?

Нет, не придется. Система КонсультантБухгалтер:ВопросыОтветы состоит из двух информационных банков - ВопросыОтветы и Приложение БухгалтерскиеИздания (ПБИ). Система КонсультантФинансист является "высшим звеном" линейки продуктов для бухгалтера и включает ПБИ (статьи и другие материалы из периодики для бухгалтеров) и, главное, информационный банк "Финансист".

КонсультантФинансист, кроме материалов, включенных в "ВопросыОтветы", а именно документов по бухучету и налогообложению, содержит материалы по внешнеэкономической деятельности, законодательству об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, документы по банковской, инвестиционной деятельности. Приобретая систему КонсультантФинансист, Вы оплатите только разницу между стоимостью информационных банков "ВопросыОтветы" и "Финансист". Это касается как первичной поставки, так и дальнейшего сервисного обслуживания.

В нашем городе Югорске отсутствуют Ваши региональные представители. Сообщите, пожалуйста, как можно приобрести Ваши программные продукты.

Представительства наших региональных центров есть практически в каждом субъекте РФ, в том числе и в Ханты-Мансийском округе, к которому относится Югорск. Список всех городов и крупных районных центров, в которых есть наши РИЦ, с их контактной информацией, помещен на сервере компании "Консультант Плюс". В частности, в Ханты-Мансийском автономном округе есть шесть наших представителей: в Нефтеюганске, Сургуте, Нижневартовске и Радужном. Кроме того, за информацией о региональных центрах Сети КонсультантПлюс Вы можете обратиться в координационный центр Сети либо по электронной почте: contact@consultant.ru либо по телефону: (095) 956-82-83 (многоканальный).

Как из системы "ВерсияПроф" попасть в БизнесСправочник?

Если Вы уже работаете с системой и Вам понадобилась информация из БизнесСправочника, нажмите на кнопку "Открыть базу" Открыть, и перед Вами появится окно системы КонсультантПлюс с тремя корешками: "Установленные", "Все системы" и "БизнесСправочник". Нажав на корешок "БизнесСправочник", Вы попадете в окно этого раздела.

Отвечали: О. Зугаева, А. Королев, Ю. Кулаковский


Документы Международного коммерческого арбитражного суда в системе КонсультантСудебнаяПрактика

 Светлана Карасева, юрист проекта СудебнаяПрактика Светлана Карасева,
юрист проекта СудебнаяПрактика

Коммерческий арбитраж играет важную роль при разрешении споров и разногласий, возникающих из международных сделок. Арбитражные решения, содержащие случаи применения тех или иных правовых норм и описывающие юридические подходы в ситуациях, по которым отсутствует однозначное правовое регулирование, представляют большую практическую ценность. Такая правовая информация оказывает влияние на повышение предсказуемости и стабильности коммерческого оборота, и потребность в такого рода информации всегда велика. Поэтому с 2001 г. в систему СудебнаяПрактика включаются решения Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС), касающиеся вопросов международной купли-продажи, поставки товаров, договоров о выполнении услуг и прочих важных вопросов.

Международный коммерческий арбитражный суд является преемником арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР, образованного в 1932 году. МКАС занимает важное место в ряду наиболее признанных в мире центров арбитража в области внешнеэкономической деятельности.

Уже 70 лет этот арбитражный орган ведет активную деятельность в области разрешения международных коммерческих споров. В своей деятельности МКАС руководствуется российским правом, правом иностранных государств, международными конвенциями и соглашениями, а также международными обычаями.

За время работы МКАС в проходивших в нем разбирательствах приняли участие сотни организаций и фирм из стран Европы, Америки, Азии. Немалым оказалось количество споров с участием предприятий из ближнего зарубежья. По своему содержанию споры, рассматривавшиеся в МКАС, охватывают практически все многообразие коммерческих сделок, совершаемых в международном экономическом обороте, наибольшее число споров приходится на договоры международной купли-продажи.

В системе СудебнаяПрактика содержатся документы, представляющие собой авторское изложение сути решений МКАС. В настоящее время таких документов в системе более 400 и все они представлены в авторском изложении. Из них 286 документов - в изложении арбитра МКАС доктора юридических наук М.Г.Розенберга, 118 документов специально подготовлены специалистами КонсультантПлюс.

Представлены документы МКАС в стандартной для системы СудебнаяПрактика форме: в виде "информации о деле". Заголовок представляет собой краткую аннотацию (см. рис.).

Чтобы найти документы МКАС в системе, надо в Карточке реквизитов в поле "Тип документа" выбрать значение "Информация о деле", в поле "Название документа" - слово "МКАС*".

Сведения об арбитражной практике МКАС, содержащиеся в информации о делах, делают более предсказуемым анализ правовой ситуации при возникновении между участниками внешнеэкономических сделок спорных моментов. Особенно это важно в тех случаях, когда та или иная правовая норма, подлежащая применению при решении спора, не дает прямого ответа на возникший спорный вопрос. Знание такой арбитражной практики объективно помогает спорящим сторонам точнее определять свои правовые позиции и эффективнее вести свою правовую защиту.


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: