Главная

N 12 (63) ДЕКАБРЬ 2000

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

Уважаемые пользователи и сотрудники Сети КонсультантПлюс!

Поздравляю вас с Новым 2001 годом!

Дмитрий Новиков, Генеральный директор АО Консультант ПлюсБолее всего хочется пожелать вам здоровья, уверенности, спокойствия, оптимизма и всего самого доброго! В прошедшем году нам удалось подготовить для вас новые полезные системы и продукты. Надеемся, что в будущем году нам также удастся сделать много нового и интересного.


С уважением, Дмитрий Новиков, Генеральный директор АО "Консультант Плюс"

 


Хроника важнейших событий - 2000

Январь

Начало нового проекта по выпуску справочных систем по практике 10 федеральных арбитражных судов округов КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск.

Февраль

Проведение акции по оказанию помощи налогоплательщикам при заполнении налоговой декларации за 1999 г.

Апрель

  • Указом Президента РФ от 15 марта 2000г. N 511 новый классификатор, разработанный Главным государственно-правовым управлением Президента РФ совместно с АО "Консультант Плюс", был одобрен и рекомендован органам государственной власти для использования.
  • VII семинар Сети КонсультантПлюс. Основные темы: вопросы стратегии развития Сети в 2000 - 2005 гг., запуск ряда новых проектов, качество обслуживания и обучения пользователей, перспективы развития технологий и информационных банков систем.

Май

  • В Москве состоялось расширенное заседание Научно-консультативного совета по систематизации, кодификации законодательства и правовой информации при Председателе Госдумы. Генеральным директором компании "Консультант Плюс" Д.Б. Новиковым был представлен доклад, в котором рассматривались вопросы совершенствования системы распространения правовой информации.
  • Выпуск специализированного журнала "Главная книга".

Июль

  • Выпуск новой системы КонсультантПлюс:ДокументыСССР, которая содержит документы, изданные в советский период.
  • Общее количество документов в информационных банках систем КонсультантПлюс превысило отметку 500 000.

Сентябрь

  • Выпуск новой справочной системы КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов.

Ноябрь

  • В рамках некоммерческих проектов компании "Консультант Плюс" на www-сервере КонсультантПлюс размещен новый банк данных "Копии правовых актов: Российская Федерация", к которому открыт свободный и бесплатный доступ.
  • Выпуск системы КонсультантПлюс:КомментарииЗаконодательства, в которую включены статьи ведущих специалистов в области права, а также подробные комментарии к законам и кодексам.

Декабрь

  • Выпуск системы КонсультантАрбитраж:Северо-КавказскийОкруг. Теперь в системах КонсультантПлюс представлена судебная практика всех 10 федеральных арбитражных судов округов.
  • К концу года число всех систем КонсультантПлюс, установленных у пользователей, составило 296500 экземпляров. Общее количество документов в системах превысило 611000.

Новый некоммерческий проект компании: копии подлинников в свободном доступе

Анатолий Рыбко, руководитель отдела информационного обеспечения Анатолий Рыбко,
Руководитель отдела информационного обеспечения

С 17 ноября 2000 г. компания "Консультант Плюс" открывает в Интернет на своем сервере www.consultant.ru бесплатный свободный доступ к банку данных "Копии правовых актов: Российская Федерация" (далее "Копии правовых актов"). Банк данных создан в ходе работ по совершенствованию системы распространения правовой информации в России. Это, наряду с программой правовой поддержки вузов и библиотек, еще один некоммерческий проект КонсультантПлюс, направленный на обеспечение свободного доступа к правовой информации.

Предоставление гражданам широкого доступа к текстам документов

В России уже сложилась система распространения правовой информации для специалистов, не уступающая своим аналогам в индустриальных странах Западной Европы. Например, ведущий германский производитель компьютерных справочных правовых систем фирма JURIS имеет всего около 12000 пользователей. Число же российских пользователей справочных правовых систем исчисляется десятками тысяч. Российские разработки в области правовой информатики не уступают лучшим мировым образцам и обеспечивают пользователям самые широкие возможности оперативного получения правовой информации, поиска и анализа нормативных актов, работы с их текстами.

Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнений, что сами тексты всех официальных нормативных актов должны быть открыты и доступны как для специалистов, так и для широкого круга граждан.

В настоящее время компания "Консультант Плюс" участвует в деятельности Рабочей группы по выработке предложений, направленных на совершенствование системы распространения правовой информации в России и государственной политики в этой области. Компания "Консультант Плюс" предложила разделить электронные системы правовой информации на два основных типа.

Первый из них - профессиональные справочные правовые системы - уже активно используется на практике специалистами, профессиональная деятельность которых предполагает непосредственное применение и анализ правовой информации. Эти информационные средства представляют собой сложный программный комплекс, включающий массив правовой информации в сочетании с программным обеспечением, и передают информацию в обработанном виде, являясь продуктом труда многих программистов, юристов, специалистов в области информационных технологий. Примером таких систем являются системы КонсультантПлюс.

Второй тип систем - это некоммерческие системы, представляющие собой банки данных с максимально упрощенным способом передачи информации, которые прежде всего должны обеспечить бесплатный доступ к достоверным исходным текстам актов. Создание таких систем и выставление их на Интернет-серверах позволит достичь серьезного продвижения в реализации важной для правового государства публичной функции - общедоступности документов. Такой банк данных является своеобразной библиотекой копий подлинников правовых актов, отсканированных и преобразованных в так называемый "базовый формат" (с простейшими средствами поиска), который обеспечивает точность и аутентичность передаваемой информации. Информационные системы этого типа в принципе не требуют больших затрат на создание банка данных и его актуализацию. А это одно из важных условий обеспечения широкого свободного доступа к нормативным актам. Созданный КонсультантПлюс банк данных "Копии правовых актов" является системой второго типа. Технология, в которой разработан этот банк данных, может быть передана федеральным государственным органам для организации доступа граждан к правовой информации.

Информационное наполнение банка данных

Банк данных "Копии правовых актов" в настоящее время включает следующие документы:

  • федеральные законы;
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • акты обеих палат Федерального Собрания РФ (без проектов законов);
  • постановления Конституционного Суда РФ.

Включение новой информации в банк осуществляется ежедневно с высокой оперативностью - в течение 1-2 дней с момента поступления документа в координационный центр КонсультантПлюс.

На момент выпуска банк данных включает более 4300 документов основных федеральных государственных органов, принятых после 1 января 2000 г. В дальнейшем в банк данных будут включаться новые документы и постепенно будут представлены документы за предыдущие годы. Планируется также расширение и самого перечня включаемых актов.

Представление информации в банке данных

В качестве базового формата для представления документов в банке данных "Копии правовых актов" выбраны графические форматы *.tif и *.png. Такие "образы документов" являются точной копией бумажных аналогов (как, например, ксерокопии) и не требуют больших затрат при изготовлении - их можно получить путем простого сканирования. Форматы *.tif и *.png часто используются на практике, кроме того, их воспринимают распространенные у пользователей броузеры, такие, как Internet Explorer и Netscape, что немаловажно при передаче информации через Интернет.

Простые и интуитивно понятные средства поиска документов по реквизитам в новом банке данных практически не требуют каких-либо специальных технических и юридических знаний и позволяют воспользоваться банком даже неспециалисту. Пользователь сможет просматривать найденные акты, переносить их на свой компьютер, распечатывать качественные копии документов, не отличающиеся от тех, что выпускаются ведомствами. Разумеется, такие копии не могут рассматриваться в качестве официальных публикаций документов. Таковыми могут быть только правовые акты, которые опубликованы в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Банк копий правовых актов не заменяет собой справочные правовые системы

Как мы уже говорили, банк копий правовых актов является только электронной библиотекой подлинников правовых актов и реализует по сути единственную функцию - простой доступ к достоверным копиям исходных документов. Поэтому данный банк нельзя сравнивать с профессиональными справочными правовыми системами, которые включают информацию, прошедшую специальную юридическую обработку, обладают развитым инструментарием для поиска и работы с документами и предназначены для постоянной, профессиональной работы с правовой информацией. Необходимо подчеркнуть, что такой банк и не предназначен для профессиональной работы с правовыми актами, поскольку у него совершенно иная цель - обеспечить широкий круг потребителей правовой информацией в исходном виде с минимальными затратами. Именно поэтому банк данных "Копии правовых актов" ограничен и по своему содержанию, и по возможностям работы. В банке не будут представлены авторские материалы, различные разъяснения, ответы на вопросы и прочие материалы, которые являются важнейшей составляющей профессиональных справочных правовых систем. Поиск в банке данных ограничен возможностями графического формата файлов. Пользователь сможет искать необходимые ему документы только по названию принявшего органа, по виду документа, номеру и дате принятия. И при этом невозможен, например, такой важнейший в профессиональных справочных правовых системах вид поиска, как поиск по всем словам и словосочетаниям из текста документов. Также банк данных "Копии правовых актов" не поддерживает большинство привычных пользователям систем КонсультантПлюс сервисных функций и возможностей, таких, как гипертекст, наличие ссылок, комментариев, примечаний, новых полных редакций документов и других элементов юридической обработки.

Таким образом, банк данных "Копии правовых актов" ни в коей мере не заменит собой профессиональную справочную правовую систему, он призван решать совершенно другие задачи.

Для кого предназначен новый банк данных

Новый некоммерческий проект предназначен в первую очередь широкому кругу пользователей, для кого правовые акты не являются объектом профессиональной деятельности и потребность в них может возникать лишь время от времени. Это студенты и учащиеся, преподаватели и обычные граждане, которые в тех или иных случаях нуждаются в отдельных документах в их исходном виде. Безусловно, банк копий оценят журналисты, издательства, информационные агентства (в том числе и электронные СМИ), которым в оперативном режиме нужна очень точная и достоверная информация в исходном виде. Наконец, предлагаемая технология раскрытия информации с использованием "базового формата" может быть полезна для органов власти и управления. А для пользователей справочных правовых систем КонсультантПлюс новый Интернет-проект компании "Консультант Плюс" является дополнительной услугой, обеспечивающей возможность бесплатно и быстро получить "образ" правового акта.

Готовность КонсультантПлюс к сотрудничеству с госорганами в продвижении подобных проектов

Компания "Консультант Плюс" готова к сотрудничеству с государственными структурами в сфере распространения правовой информации посредством Интернет. Идеи "базового формата", положенные в основу технологии обеспечения доступа к нормативным документам в виде графических файлов, предлагаемые компанией, уже реализованы в банке данных "Копии правовых актов". Эта технология имеет целый ряд достоинств, которые могут заинтересовать специалистов, отвечающих за ведение соответствующих разделов на серверах ведомств.

После тестирования и доведения этих технологий до тиражируемого варианта КонсультантПлюс планирует передавать программные инструменты заинтересованным государственным органам, а также давать консультации по их установке и обслуживанию.

Мы надеемся, что использование предлагаемых компанией "Консультант Плюс" технологий поможет сделать доступ к правовой информации более эффективным и простым как для широкого круга граждан, так и для СМИ (в том числе и для самих разработчиков справочных правовых систем). Можно с уверенностью сказать, что сочетание бесплатного доступа к копиям правовых актов и наличия профессиональных систем способствует созданию эффективной комплексной системы распространения правовой информации в России.

Еще раз о системе ДеловыеБумаги

Михаил Рогожев, руководитель проекта ДеловыеБумаги Михаил Рогожев,
Руководитель проекта ДеловыеБумаги

Справочная система ДеловыеБумаги существует уже более семи лет. За это время несколько изменялись подходы к ее информационному наполнению, но в целом концепция системы как справочного инструмента осталась неизменной. Система создавалась в помощь пользователям для облегчения поиска образцов и составления различных документов, на что обычно затрачивается много времени и материальных ресурсов. Обозначим вкратце наше видение системы и определим ее основные функции.

Электронная библиотека образцов и шаблонов типовых документов

Деятельность любого предприятия связана с составлением и ведением различных документов. Каждое действие должно документально фиксироваться, будь то прием на работу или увольнение сотрудников, бухгалтерский учет и кассовые операции, учет и хранение товаров и материальных ценностей, аренда помещений для офиса или для производственных целей, организация самого производственного процесса и т.д. При этом число используемых форм документов постоянно растет по мере развития предприятия, что в итоге приводит к усложнению ведения делопроизводства.

Многие предприятия сталкиваются с данной проблемой и решают ее, как правило, путем автоматизации делопроизводства (используя различные специализированные системы ведения договоров, складские и бухгалтерские программы, программы для кадровых служб и т.д.). Однако при этом остается нерешенным весьма важный вопрос: где брать необходимые формы документов? Всем известно, как порой сложно составить тот или иной документ (например, договор), не имея под рукой его шаблона или аналога. На это затрачиваются существенные временные, человеческие и материальные ресурсы. Для решения этого вопроса и была создана справочная система ДеловыеБумаги, которая является своего рода электронной библиотекой образцов и шаблонов типовых документов.

Особенность справочной системы в том, что она содержит достаточно полный набор форм документов, поддерживаемых в актуальном состоянии, и имеет развитые средства поиска. Наша система позволяет, во-первых, легко найти нужный документ, во-вторых, просмотреть его и при необходимости распечатать или вывести в файл. Для того чтобы изменить документ или заполнить его определенную часть, достаточно записать документ в файл, а затем просто обработать в привычном текстовом редакторе.

По состоянию на ноябрь 2000 г. в системе содержится около 8000 документов. Информация обновляется два раза в месяц при среднемесячном поступлении 80-100 новых документов.

Области применения системы

Состав документов, включенных в систему, охватывает практически все стороны деятельности любого предприятия независимо от форм собственности и вида деятельности: это и бухгалтерские документы, и различные документы учета материалов, образцы договоров и контрактов, различные справки и т.п. Поэтому система представляет интерес для всего предприятия в целом, а не только для его отдельных структурных подразделений. Ее используют и профессиональные делопроизводители, и юристы, она необходима и менеджерам по различным направлениям деятельности.

Система ДеловыеБумаги позволяет существенно сократить расходы предприятия, особенно если предприятию приходится составлять документы, неспецифичные для его основной деятельности. При составлении своих собственных документов пользователь может сравнить свой вариант документа с аналогичным документом в системе и выбрать стандартные фразы, абзацы или целиком пункты, а также найти документ, аналогичный документу, который предлагает партнер, и определить корректность и полноту предлагаемого документа. Наконец, система позволяет сэкономить время штатному юристу предприятия при подготовке различных документов и в конечном итоге поможет сэкономить время и деньги предприятия.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что система, будучи справочной, содержит документы рекомендательного характера (это, конечно, не относится к типовым документам, утвержденным органами законодательной и исполнительной власти или ведомствами). Поэтому целесообразно после вывода документа из системы и его адаптации к конкретной ситуации проконсультироваться относительно документа у соответствующего специалиста (юриста, бухгалтера).


СОВЕТЫ ИВАНЫЧА

ИВАНЫЧВ каком случае удобнее пользоваться Папкой, а в каком - Карманом, и в чем они отличаются друг от друга?

При работе с документами у Вас время от времени возникает необходимость создавать подборки документов по определенной тематике. В таком случае мы советуем сортировать документы по определенным папкам и давать папкам соответствующие названия. Карман - тоже папка, но в отличие от всех остальных папок у Кармана фиксированное название "Карман", он всегда есть в системе, его не надо создавать, присваивать ему имя и его невозможно удалить. Кроме того, у Кармана есть одно отличительное свойство. Если документ уже помещен в Карман, а затем мы пытаемся занести его в Карман еще раз, то он удаляется из Кармана.

Мы рекомендуем Вам пользоваться Карманом, когда надо отложить документ срочно, не тратя времени на то, чтобы дать имя папке, как это необходимо делать при занесении документа в Папку. Отметим также, что название Папки может быть использовано в качестве краткого поясняющего комментария.

Что означает условие "КРОМЕ" в полях Карточки реквизитов?

Данное логическое условие означает, что документы, найденные по соответствующему запросу, не должны удовлетворять выбранным значениям. Например, Вы не знаете точных реквизитов искомого документа, но точно знаете, что это не Постановление. В таком случае Вам удастся сузить круг поиска, если в поле "Вид документа" Вы выберете слово "Постановление" и укажете условие "КРОМЕ".

Мне было нужно найти "Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности" в именительном падеже. Я искала данное выражение через сложный поиск. Система сначала сделала предварительный отбор, затем из появившегося списка я стала просматривать все документы, находившиеся в списке, но почему-то нужное выражение высветилось не в именительном падеже.

Когда в корешке "Сложный поиск" поля "Текст документа" Вы задаете слово или словосочетание в определенном падеже, система находит нужное слово или словосочетание во всех падежах, в том числе и в заданном. Очевидно, увидев первое вхождение словосочетания в текст документа в другом падеже, Вы просто не стали смотреть дальше. Чтобы поиск можно было значительно сузить, Вам необходимо при записи поискового выражения заключить его в кавычки. Обращаем также Ваше внимание на то, что данная рекомендация помещена в самом корешке "Сложный поиск".


Вопросы/ответы

В чем различие между статусом "недействующая редакция" и статусом "утратил силу"?

Статус "Недействующая редакция" означает, что в данный документ были внесены изменения и в информационном банке присутствует новая редакция этого документа, актуальная на настоящий момент времени. Для перехода из недействующей редакции в актуальную Вам достаточно перейти в Справку о документе, где в поле "Примечание" есть гипертекстовая ссылка на новую редакцию. Что касается статуса "Утратил силу", то в этом случае документ просто перестает действовать как таковой, то есть официально отменяется. Например, Постановление Правительства от 14.08.2000 N 597 утратило силу в связи с изданием другого Постановления Правительства РФ от 12.10.2000 N 778, то есть вместо документа, утратившего силу, действует другой документ с другими реквизитами. Информация о статусе документа (о прекращении действия документа или его частей) содержится в Справке о документе, в полях "Примечание к документу" и "Обратные ссылки", а также непосредственно в тексте.

Просматривая "Обзор" на сервере КонсультантПлюс www.consultant.ru, я заметил, что некоторые виды документов и их названия заключены не в обычные кавычки, а в угловые скобки. Это связано с особенностями кодировок?

Нет, это связано не с кодировками, а с особенностями представления документов в системах. Действительно, иногда вид документа заключается в угловые скобки. Например, <Письмо> ГТК РФ от 26.10.2000 N 14-58/31108 "О судебных решениях". Это делает специалист КонсультантПлюс, обрабатывающий документ, в случаях, когда на поступившем документе прямо не указан его вид. Также в угловые скобки может заключаться само название документа, например, Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2000 N 1520-Р <Об изменении общих объемов квот закупки этилового спирта из пищевого сырья на 2000 год>. Это означает, что название составлено юристом, так как документ поступил в рассылку без официального названия. Также бывает, что и вид документа, и его название определяются юристом, обрабатывающим документ. Тогда документ в базе выглядит так: <Письмо> МНС РФ от 20.10.2000 N ФС-6-09/815@ <О простановке кодов ОКДП и ОКОНХ в бухгалтерской отчетности>.

Отвечали: Г.Касымова, С.Моисеева, О.Соколова


КОРОТКО

В середине ноября во все системы КонсультантПлюс по федеральному законодательству включены новый План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ N 94н. Эти важнейшие для каждого бухгалтера документы вводятся в действие с 1 января 2001 г. На момент включения этих документов в системы КонсультантПлюс они еще не были опубликованы в центральных печатных СМИ.

В декабре количество документов в системе КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательcтво превысило 400 000. За 4 года, прошедших с момента выпуска системы, объем информационного банка вырос в 5 раз, количество представленных в системе субъектов РФ увеличилось с 54 до 76.

Информацию предоставили: Е.Гурова, А.Зюляев


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2017
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: http://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой: