N 7 (46) ИЮЛЬ 1999

Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

Содержание

БизнесСправочник - новая услуга для пользователей

Ольга Зугаева, руководитель проекта БизнесСправочник Ольга Зугаева
Руководитель проекта БизнесСправочник

С апреля 1999 г. в Windows-версии систем семейства КонсультантПлюс по федеральному законодательству введен новый раздел - БизнесСправочник. Этот раздел содержит различного рода справочно-информационные материалы, ориентированные на пользователей справочных правовых систем, и в первую очередь - на юристов, бухгалтеров, руководителей.

Установка и последующее обновление материалов БизнесСправочника теперь входят в стандартный комплекс информационного обслуживания и производятся автоматически при пополнении систем КонсультантПлюс по федеральному законодательству.

Периодичность обновления информации раздела - один раз в месяц.

Цели создания БизнесСправочника

Практически любой специалист в процессе своей работы время от времени сталкивается с проблемой поиска определенного рода справочной информации, к примеру, информации о том, кто занимается разработкой программ для бухгалтерии, как повысить свою квалификацию, где получить консультацию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и т.д. Такую информацию в случае необходимости можно найти, но она, как правило, бывает разбросана по разным источникам: что-то публикуется в справочниках и других печатных изданиях, что-то есть в базах данных, что-то можно найти в сети Internet. Искать такую информацию непросто, это требует немало сил и времени. Целью создания нового справочного раздела и было обеспечение пользователей КонсультантПлюс той справочной информацией, которая может быть интересна и полезна в процессе их основной деятельности.

В свою очередь в последнее время многие компании и организации, и в том числе пользователи КонсультантПлюс, обращаются к нам с просьбой о размещении своих информационных материалов в наших справочных правовых системах. Включение в системы БизнесСправочника предоставляет компаниям и организациям такую возможность.

Содержание БизнесСправочника

Основу БизнесСправочника сегодня составляет информация о компаниях и организациях, расположенных в Москве. Несмотря на это, мы уверены, что БизнесСправочник будет полезен как московским пользователям, так и пользователям из регионов, так как в нем представлены самые различные компании, в том числе фирмы, активно работающие не только в Москве, но и в регионах Российской Федерации. В дальнейшем мы планируем расширить спектр включаемой в БизнесСправочник информации за счет размещения информационных материалов компаний и организаций, расположенных в регионах.

В состав БизнесСправочника включено шесть основных разделов, которые, по нашему мнению, вызывают наибольший интерес у пользователей:

  1. Программные средства автоматизации деятельности предприятий (информация о компаниях - разработчиках программных средств автоматизации финансово-экономической и хозяйственной деятельности предприятий).
  2. Бухгалтерский учет, аудит и консалтинг (информация о компаниях и организациях, оказывающих следующие виды услуг: ведение бухгалтерского учета, анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, аудит, консалтинг по финансовым, налоговым и иным вопросам, связанным с ведением предпринимательской деятельности.
  3. Услуги в области права (информация о компаниях и организациях, оказывающих следующие виды услуг: юридический консалтинг, составление и экспертиза юридических документов, защита прав и законных интересов клиента в суде и других органах государственной власти, нотариальные услуги, регистрация и ликвидация предприятий, лицензирование видов деятельности и др.).
  4. Бизнес-образование (информация об учебных заведениях, предлагающих высшее образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов и руководителей в области права, экономики, финансов и управления).
  5. Подбор персонала (информация о компаниях и организациях, оказывающих услуги по трудоустройству, поиску и подбору персонала, кадровому консалтингу и др.).
  6. Справочная информация (адреса и телефоны органов конституционного контроля в субъектах РФ, арбитражных судов субъектов РФ и др.).

Как пользоваться БизнесСправочником

Доступ к материалам БизнесСправочника организован таким образом, что предлагаемая в нем информация никоим образом не затрудняет основную работу пользователя (поиск документов в справочных правовых системах, работу с ними и т.д.). БизнесСправочник является отдельным разделом системы. Чтобы войти в него, достаточно выбрать корешок "БизнесСправочник" в информационном окне "Системы КонсультантПлюс", которое появляется при запуске системы или при нажатии на кнопку Открыть базу "Открыть базу").

Порядок размещения информационных материалов в БизнесСправочнике

В ближайшее время в БизнесСправочник будет включаться информация о компаниях и организациях, расположенных в Москве. Размещение информационных материалов компаний и организаций происходит следующим образом. Краткая информация о компании, организации (название, адрес, телефон, факс, e-mail, web-сервер) размещается бесплатно. Более подробную информацию предполагается размещать на платной основе.

Что касается региональных компаний, желающих разместить информацию, то пока мы не готовы включать их в БизнесСправочник, так как продумываем и отрабатываем механизм сбора информационных материалов компаний через наши региональные центры и исследуем спрос пользователей на региональную информацию данного характера.

Но, если региональная компания заинтересована в размещении своей информации, она может оформить и прислать Заявку на размещение информационных материалов (бланк Заявки можно получить, обратившись в региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс). Данная Заявка будет зарегистрирована, и компании будет выслано подтверждение о ее регистрации.

В дальнейшем, компаниям, приславшим Заявки, будут предложены льготные условия размещения. Это означает, что с того момента, когда региональным компаниям будет предоставлена возможность размещать свою информацию, фирмы, которые зарегистрировались заранее, будут иметь дополнительные скидки.

Мы надеемся, что появление новой возможности в системах семейства КонсультантПлюс будет полезно как для пользователей, так и для компаний и организаций, предоставивших информацию о своих продуктах и услугах.

По всем вопросам можно обращаться в координационный центр Сети КонсультантПлюс, в отдел БизнесСправочник. Телефон/факс: (095) 956-8283 Е-mail: advert@consultant.ru


Нормативные правовые акты: порядок опубликования и вступления в силу

Альвина Силкина, руководитель отдела правовой экспертизы Альвина Силкина,
Руководитель отдела правовой экспертизы

Для того чтобы грамотно применять на практике правовую информацию, необходимо знать действующее законодательство о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Суммировав результаты анализа законодательства, мы представили информацию о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов (НПА) в форме таблицы и хотим дать к ней некоторые пояснения. Отметим, что изложенный порядок может изменяться в связи с принятием новых актов, регулирующих соответствующие вопросы. Вся информация дана по состоянию на 1 июня 1999 г.

Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента РФ и Правительства РФ, которые не носят нормативного характера или содержат сведения, составляющие государственную тайну, либо сведения конфиденциального характера (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера.

Обязательными условиями вступления в силу являются:

  1. обязательное официальное опубликование всех нормативных правовых актов (ст. 1 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);
  2. обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Причем государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, обладающие одним или несколькими вышеуказанными признаками (п. 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 17.04.98 N 42).

Официальное опубликование

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством (см. Таблицу).

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования нормативного правового акта.

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Минюсте РФ

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер.

Указом Президента РФ от 21.01.93 N 104 было установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 N 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 N 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) и в связи с новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763). Тем не менее, правовые последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.

Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания

Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, изложенный в Таблице, действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13.07.90 N 89-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".

Кроме общего порядка вступления в силу указанных нормативных правовых актов, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

  1. порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования"
  2. порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.

Особенности вступления в силу актов налогового законодательства

В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральный закон от 30.03.99 N 51-ФЗ действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ приостановил до 1 января 2000 г.

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ

Указанный в Таблице порядок вступления в силу касается лишь актов Президента РФ, имеющих нормативный характер, актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Данный порядок является общим и применяется:

  • если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);
  • в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу Указа N 763). Для определения даты вступления в силу актов, принятых ранее, следует применять положения Указа Президента РФ от 26.03.92 N 302, в настоящее время утратившего силу.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу в сроки, указанные в Таблице, если порядок вступления в силу не определен в самом акте.

Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня их государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета РФ

Нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ), затрагивающие права и законные интересы граждан, юридических лиц или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, как и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Но порядок вступления в силу нормативных правовых актов ГТК РФ иной (см. Таблицу).

Исключения составляют следующие случаи:

  • акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их издания);
  • акты законодательства РФ обязывают ГТК РФ ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

Срок вступления в силу данных актов ГТК РФ может быть определен в самом документе.

Иные правовые акты ГТК России (внутриведомственного характера), а также нормативно-технические акты вступают в силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в силу. На акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется действующий в отношении федеральных органов исполнительной власти порядок (Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836, Приказ ГТК РФ от 21.05.99 N 310 "Об утверждении Положения о нормативных актах ГТК России").

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

До принятия Федерального закона от 26.11.98 N 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"" нормативные правовые акты ФКЦБ, изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 N 662 (ред. от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009). Федеральный закон N 182- ФЗ установил, что постановления ФКЦБ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу.

Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России

Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств (ст. 6 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" 395).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.12.90 N 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России Положение Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" от 15.09.97 N 519 (ред. от 24.06.98) (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).

Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ

В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях тех органов государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

"Условия и порядок вступления в силу нормативных правовых актов", актуализированные на текущую дату, в виде отдельного документа включены в системы КонсультантПлюс по федеральному законодательству, в раздел "Справочная информация" (поле "Тематика").

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов (1)

Вид документа

Официальный источник опубликования

Сроки вступления в силу

Нормативный акт, регулирующий данные вопросы

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

"Российская газета"(2), "Собрание законодательства РФ"

По истечении 10 дней после дня их официального опубликования

Федеральный закон от 14.06.94 N 5-ФЗ Налоговый кодекс РФ (ст.5)

НПА Президента РФ

"Российская газета"(**), "Собрание законодательства РФ"

По истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования

Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763

НПА Правительства РФ

"Российская газета", "Собрание законодательства РФ"

По истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования

Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763

НПА федеральных органов исполнительной власти, прошедшие регистрацию

"Российская газета", Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература"

По истечении 10 дней после дня их официального опубликования

Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763, Указ Президента РФ от 13.08.98 N 963

НПА ГТК РФ общего характера

"Российская газета", Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература"

По истечении 30 дней после их опубликования (исключение см. ст. 11 Таможенного кодекса РФ)

Статья 11 Таможенного кодекса РФ

НПА ФКЦБ

"Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг"

По истечении 10 дней со дня их официального опубликования

Федеральный закон от 26.11.98 N 182-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1263

НПА Банка России

"Вестник Банка России"

Со дня их официального опубликования

ст. 6 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1

Международные договоры

"Собрание законодательства РФ", "Бюллетень международных договоров"

Определены в тексте договора

ст.30 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ

 

  1. Указанный порядок вступления НПА в силу действует, если в самих актах не установлен иной порядок вступления их в силу.
  2. До 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 N 963) официальным источником опубликования данных актов была не "Российская газета", а "Российские вести".

Во ВГБИЛ открылся Центр правовой информации

В конце мая во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) открылся Центр правовой информации. Главная задача Центра - обеспечить свободный доступ к отечественным и зарубежным информационным источникам правовых знаний не только специалистам, работающим в области права, но и широкой общественности.

Центр был создан в результате сотрудничества ВГБИЛ, Института "Открытое общество" (Фонд Дж. Сороса) и Московского общественного научного фонда. Поддержку проекту оказали несколько российских компаний, в частности, компания "Консультант Плюс", предоставившая Центру справочные правовые системы по федеральному законодательству и международному праву, а также часть необходимой компьютерной техники. Сотрудничество с ВГБИЛ "Консультант Плюс" ведет в рамках программы правовой поддержки библиотек, в ходе которой более 100 российских библиотек уже обеспечены системами семейства КонсультантПлюс.

Основными направлениями деятельности Центра являются формирование документального фонда для информационного обслуживания; подготовка тематических баз данных по вопросам права; справочно-информационное обслуживание; проведение конференций и семинаров и других мероприятий по вопросам права, а также поиска, обработки, систематизации информации; сотрудничество с учреждениями, осуществляющими правовую реформу, судебными, правоохранительными органами; широкое взаимодействие с вузами; предоставление доступа к профессиональным базам данных Lexis-Nexis, КонсультантПлюс, а также к сети Интернет.

Центр предлагает читателям справочную и энциклопедическую литературу, периодику, кодексы законов и монографии, сборники научных трудов, различную специальную литературу на русском, английском, французском, немецком и других языках. Сегодня фонд насчитывает 2500 книг и 48 периодических изданий. Информация о новых поступлениях содержится в электронном каталоге. Доступ к документам на бумажных и электронных носителях предоставляется без ограничений и бесплатно.

Ежедневно Центр правовой информации может обслуживать 250 пользователей. Предполагается, что за год Центр посетят до 25000 читателей.


КОРОТКО

В мае в Государственном Кремлевском Дворце прошел II Съезд бухгалтеров и аудиторов России по совершенствованию бухгалтерского учета, аудита и налогообложения. На секции "Информационные технологии в бухгалтерском учете" с докладом выступил сотрудник компании "Консультант Плюс". В рамках съезда была организована выставка "Аудит и бухучет", на которой компания "Консультант Плюс" представила свои программные продукты. Исполнительный комитет съезда вручил компании "Консультант Плюс" Свидетельство о том, что компания "Консультант Плюс" по итогам Первого независимого опроса участников съезда (а в этом году в работе съезда приняли участие около 2000 человек) "признана лучшей фирмой в Российской Федерации по разработке программных средств в области бухгалтерского учета и аудита по результатам 1998-99 годов".

В июне в Мэрии Москвы состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Подъем промышленного производства в России, развитие межрегионального научно-промышленного сотрудничества, создание рабочих мест в российских регионах". Для делегатов и гостей конференции на выставке "Технологии управления" были представлены справочные правовые системы КонсультантПлюс.


Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск

© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2024
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомнадзоре, рег. ПИ № ФС77-42966
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: https://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

 

Поделиться ссылкой:

О компании и продуктах КонсультантПлюс