Концепция системы классификации правовых актов

29 сентября 1999 года

АВТОРЫ:

  • Маковский А.Л., д.ю.н.;
  • Новиков Д.Б., к.ф-м.н.;
  • Силкина А.В.;
  • Симбирцев А.Н.

В разработке Предметного классификатора правовых актов принимали участие:

  • Авакьян С.А., д.ю.н. - раздел "Конституционный строй"
  • Бордунов В.Д., к.ю.н. - раздел "Международные отношения. Международное право"
  • Голиченков А.К., д.ю.н. - раздел "Окружающая природная среда и природные ресурсы"
  • Кондратьева З.А., к.ю.н. - раздел "Социальное обеспечение и социальное страхование"
  • Куренной А.М., д.ю.н. - раздел "Труд и занятость населения"
  • Студеникина М.С., к.ю.н. - раздел "Основы государственного управления"
  • Суханов Е.А., д.ю.н. - раздел "Гражданское право"
  • Шерстюк В.М., д.ю.н. - разделы "Правосудие", "Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат"
  • Яковлев А.М., д.ю.н. - разделы "Уголовное право. Исполнение наказаний", "Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат"

1. ВВЕДЕНИЕ.
СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ - ВАЖНЕЙШИЙ
ЭЛЕМЕНТ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов.

Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.

В Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966, утвердившем "Концепцию правовой информатизации России", главной целью правовой информатизации России провозглашено построение общенациональной правовой информационной системы. Вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых в стране систем правовой информации различного уровня будет способствовать решению этой задачи.

Система классификации, представляющая законодательство в систематизированном обозримом виде, может быть использована в различных автоматизированных системах. Интеграция классификаторов по отдельным основаниям, образующих систему классификации, имеет большое значение в стандартизации формирования и ведения правовых информационных систем, усовершенствовании и упрощении процессов обмена информацией.

2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Правовая информация

Под термином правовая информация в настоящей Концепции понимается массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно - технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Система классификации призвана классифицировать документы или их части, в то время как саму информацию (в т.ч. нормы права), выраженную в этих документах, каждый пользователь системы будет усваивать самостоятельно.

2.2. Классификатор по отдельному основанию

Правовая информация может быть организована, упорядочена различными способами, зависящими от того, какое основание положено в основу классификации.

Право на существование имеют самые разные классификаторы, помогающие осуществлять наиболее полный и достоверный поиск информации. Каждый классификатор имеет большее или меньшее самостоятельное значение, но может быть использован как в отдельности, так и в совокупности с другими классификаторами.

В правовых информационных системах, как правило, используется несколько классификаторов по отдельным основаниям, предусмотрена возможность быстрого перехода от одного классификатора к другому, использование одновременно нескольких классификаторов в необходимых для поиска вариантах.

Классификатор строится путем деления объектов классификации на отдельные группы по установленному основному признаку. Признак, принимаемый за основной в процессе деления объектов классификации, можно назвать основанием классификации.

Классификатор по отдельному основанию - систематизированный перечень названий групп объектов классификации, отобранных по одному основному признаку. Такой классификатор представляет собой инструмент для организации и осуществления поиска правовой информации по одному признаку.

Термин классификатор в настоящей Концепции понимается в широком смысле, т.е. как любое средство организации и поиска правовой информации.

2.3. Предметный классификатор

Особое место среди всех классификаторов правовой информации занимает предметный классификатор, являющийся системообразующим средством поиска. Основной классификационный признак предметного классификатора - предмет правового регулирования имеет сложную структуру, состоящую из юридических понятий, отражающих содержание нормативных правовых актов.

По своей структуре или методу организации юридических понятий можно выделить 3 основных вида предметных классификаторов:

  • алфавитный указатель;
  • фасетный классификатор;
  • иерархический классификатор.

Алфавитный указатель предусматривает упорядочение по алфавиту множества юридических понятий, каждому из которых отводится только одно место, где собирается вся относящаяся к этому понятию информация независимо от аспекта, в котором данное юридическое понятие рассматривается, и употребляется в разных актах.

Фасетный классификатор предусматривает деление юридических понятий на независимые классификационные группировки (фасеты), в которые объекты классификации объединяются в соответствии с определенными свойствами этих объектов. Фасеты представляют собой основные характерные, как правило, устоявшиеся, категории понятий.

Иерархический классификатор предусматривает деление юридических понятий от общего к частному.

Исходя из целей настоящей работы и методики разработки предметного классификатора, авторы сочли на данном этапе наиболее целесообразным уделить основное внимание иерархическому предметному классификатору. В связи с этим далее в настоящей Концепции под предметным классификатором понимается именно иерархический предметный классификатор.

Предметный классификатор - иерархическая система юридических понятий с универсальным охватом как сложившихся самостоятельных (или основных) отраслей законодательства, каждая из которых имеет развитую общую часть, так и комплексных, соединяющих в себе нормы различных основных отраслей, отражающая весь массив законодательства.

2.4. Полнотекстовое индексирование

Если рассматривать классификаторы как средства поиска правовой информации, с учетом также того, что в настоящей работе будут обсуждаться принципы построения именно поисковых систем, представляется необходимым ввести еще понятие полнотекстового индексирования.

Полнотекстовое индексирование - автоматическая, компьютерная обработка текстов документов, при которой все слова, встречающиеся в текстах, заносятся в особый словарь с указанием номера документа, где встретилось данное слово. Такой словарь структурирован в алфавитном порядке, но отличается от алфавитного указателя тем, что в него автоматически включаются все слова из текстов (естественно, без союзов, междометий и т.п.), а не специально отбираемые отдельные правовые термины. Соответственно, полнотекстовый поиск по словам и словосочетаниям - автоматический поиск, основанный на использовании словаря указанного типа.

Среди специалистов нет единого мнения, следует ли считать словари этого типа также классификаторами или нет. Однако для целей и задач настоящей работы нет необходимости уточнять этот вопрос; достаточно, что полнотекстовое индексирование как специальный поисковый инструмент существует и может быть использовано в тех же целях, что и классификаторы. Это важно для дальнейшего описания концепции классификации. Поэтому для простоты изложения, употребляя термин "классификаторы", мы включаем в него и этот поисковый инструмент.

2.5. Система классификации

Совокупность классификаторов по отдельным основаниям образует систему классификации правовой информации, которую можно определить как комплекс классификаторов по отдельным основаниям, используемых для поиска информации по одному или одновременно нескольким признакам в зависимости от цели поиска.

Значимость классификаторов, входящих в систему классификации, безусловно различна, и, как будет показано ниже, различные классификаторы удобны для решения различных задач.

3. НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

3.1. Информационный поиск - основная задача системы классификации

Нынешний этап развития федерального законодательства России характеризуется увеличением числа разрозненных нормативных правовых актов, не согласованных с актами, принятыми ранее, отчасти противоречащих им или в какой-то части их дублирующих. Бурный процесс законотворчества делает массив действующего законодательства практически необозримым и поэтому плохо пригодным для применения без использования специальных технических средств.

Чтобы сделать законодательство понятным и доступным, необходимо навести в нем порядок, провести кардинальную расчистку, освободить законодательство от нормативных "завалов". Пересмотр действующего законодательства по любому конкретному вопросу должен начинаться с тщательного отбора всех нормативных правовых актов по данной проблеме, то есть с информационного поиска.

В решении этой задачи важную роль играет система классификации правовой информации. Любой классификатор системы - это прежде всего инструмент для осуществления информационного поиска, который может осуществляться с разными целями: для систематизации законодательства, для получения сведений в процессе законотворчества, в правоприменительной, педагогической или научной деятельности.

3.2. Использование системы классификации при систематизации законодательства

Максимально полный учет нормативных правовых актов и создание удобной для практического пользования системы классификации - необходимые предпосылки систематизации законодательства. Только имея полную и достоверную информацию о действующем законодательстве, можно, не опасаясь грубых ошибок, вносить в него изменения или отменять фактически утратившие силу, но формально действующие нормативные правовые акты.

Устранение противоречий между актами, отмена фактически утративших силу актов, выявление пробелов в законодательстве - все это возможно после анализа всего массива законодательства, учтенного системой классификации до последнего акта. Можно утверждать, что успех проведения систематизации законодательства во многом зависит от создания научно обоснованной, логически завершенной системы классификации и эффективного ее использования.

Поэтому создание научно обоснованной системы классификации должно предшествовать проведению всеобъемлющей систематизации законодательства.

Создаваемая с помощью классификации системность расположения имеющегося нормативного материала позволит определить оптимальный состав наиболее важных кодификационных актов, их соподчиненность и последовательность разработки и, в конечном счете, выработать программу законотворческой деятельности.

3.3. Роль системы классификации в процессе законотворчества

Роль системы классификации в процессе законотворчества заключается не только в выявлении пробелов в законодательстве и определении того, какие нормативные акты необходимо принять. Научно обоснованная система классификации оказывает влияние на особенности юридической техники при разработке проектов новых актов. Очень важно использование юридических терминов в их точном смысле, по возможности вкладывание в различных актах единого смысла в каждый термин для обеспечения его устойчивости и тем самым для единообразия понимания законодательства. Оценка существующих юридических терминов с помощью соответствующих классификаторов поможет законодателю в решении этой проблемы.

Стабильная, общеизвестная система классификации может стать важным организующим фактором законотворческой деятельности, ориентиром для законопроектных работ. В частности, такая система классификации не может не оказывать влияние в процессе законотворчества на распределение нормативного материала между актами, а внутри акта - по главам, разделам, то есть на юридическую конструкцию (структуру) акта.

3.4. Использование системы классификации в правоприменительной деятельности

В правоприменительной деятельности можно выделить два основных типа задач, связанных с правовой информацией. При решении задач первого типа необходимо комплексно исследовать отдельный вопрос, выявить и проанализировать все относящиеся к нему акты и нормы. Такие задачи близки к тем, что решаются при систематизации законодательства. Однако большая часть задач, возникающих в процессе правоприменения, требует быстрого и эффективного поиска конкретного документа или его части, конкретного правового акта или даже конкретной правовой нормы. Эта особенность задач правоприменительной деятельности и определяет специфику работы специалистов в данной области (см. п. 5.1.3).

3.5. Основные требования к системе классификации

Из назначения и функций системы классификации (см. пп. 3.1 - 3.4) вытекают и основные требования, предъявляемые к ней при использовании во всех названных выше видах деятельности.

1) Удобство практического пользования отдельными классификаторами и системой классификации в целом.

Для предметного классификатора, имеющего самую сложную структуру по сравнению со всеми другими классификаторами, входящими в систему классификации, удобство и доступность для понимания заключается прежде всего в оптимальном количестве рубрик каждого уровня. В первую очередь это относится к верхнему, первому (базовому) уровню.

Пользователю одинаково сложно воспринимать как большое количество рубрик первого уровня, которое становится необозримым, так и небольшое, когда рубрики укрупнены настолько, что трудно определить, куда входит интересующий его объект классификации. Необходима "золотая середина" между примитивной простотой и наукообразной сложностью. Предметный классификатор должен иметь такое количество рубрик первого уровня, объективно соответствующих системе законодательства, какое обеспечивает его доступность пониманию пользователя и удобность поиска.

2) Соответствие системы классификации действующему законодательству.

Система классификации должна полностью отражать действующее законодательство. Это требование в большей степени относится к предметному классификатору. Это выражается, во-первых, в том, что система классификации построена таким образом, что каждому правовому акту в ней находится свое место, и, во-вторых, в том, что каждая рубрика классификатора - это юридическое понятие, сложившееся в действующем законодательстве, научно обоснованное, не противоречащее другим используемым в классификаторе понятиям.

3) Относительная стабильность системы классификации.

Несмотря на продолжающееся обновление российского законодательства, можно говорить об относительной его стабильности. В его основе лежат федеральные кодексы (в их числе уже приняты новые Гражданский, Семейный, Арбитражный процессуальный, Таможенный, Уголовный, Лесной, Водный кодексы) и ряд крупных федеральных законов, являющихся кодифицированными актами. Поскольку система классификации отражает систему законодательства, она также должна быть относительно стабильной.

3.6. Стандарты в области классификации правовых актов

Для того, чтобы обеспечить устойчивость системы классификации правовых актов, целесообразно ввести определенные стандарты в области их классификации. Естественно, что в качестве стандартов может быть избрана наиболее стабильная и общепризнанная часть системы классификации.

С позиций имеющегося опыта представляется разумным в качестве рекомендованного стандарта в области классификации правовых актов ввести принципиальную структуру предметного классификатора, выражающуюся в его 2 - 3 верхних уровнях рубрик. Предварительный анализ предшествующих разработок показал, что только принципиальная структура предметного классификатора, и только при серьезном научном обосновании, может оставаться относительно стабильной в течение достаточно продолжительного времени. Одним из серьезных условий стабильности системы классификации также является лояльное отношение к такой системе большого числа специалистов в этой области, что достигается такой методикой разработки классификатора, которая предусматривает широкое его общественное обсуждение на каждом этапе работы.

Количество рекомендуемых в качестве стандарта уровней не следует делать единым для всех разделов классификатора - где-то это будут два уровня (например, в семейном праве), где-то - три уровня (для разделов, обнимающих более обширный и более детализированный нормативный материал), но основная идея заключается в том, что не следует стремиться к мельчайшей детализации стандартов.

При таком подходе детальная доработка предметного классификатора на более низких уровнях будет прерогативой отдельных разработчиков в субъектах Федерации, ведомствах и независимых фирмах. Более того, разработчики сами будут принимать решение об использовании в своих системах нескольких предметных классификаторов.

Введение такого стандарта позволит сделать важный шаг на пути к единому информационно - правовому пространству в стране и существенно облегчит для сотен тысяч пользователей работу с различными информационными правовыми системами.

Проблема введения такого стандарта очень непроста. Как показывает практика, очень важно, но и очень трудно добиться того, чтобы значительная часть специалистов - разработчиков на практике восприняла более или менее единую систему классификации. Поэтому методика введения подобного стандарта должна быть тщательно продумана и, как минимум, должна предусматривать три этапа.

Первый этап. Непосредственная разработка стандарта классификации. Обязательно необходимо широкое обсуждение среди специалистов с организацией соответствующих публикаций и проведением специальных семинаров.

Второй этап. Практическая апробация новой концепции на реальном массиве правовых актов. Широкая публикация результатов в виде справочно - правовой системы.

Третий этап. Утверждение нового стандарта.

Очевидно, что такая процедура займет определенное время, но только такой серьезный подход к проблеме, по мнению авторов, может позволить достичь реальных результатов.

Отметим, что введение стандартов в остальных типах классификаторов (иных, чем иерархический предметный) не представляется оправданным. Для классификаторов, где основанием классификации являются реквизиты документов, а также для полнотекстового поиска это не требуется в силу очевидности правил организации поиска. Для алфавитных и фасетных классификаторов ввод стандартов является значительно более трудной задачей в силу того, что соответствующие словари существенно более объемны и, как показала российская практика, менее стабильны.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАССИВ, ПОДЛЕЖАЩИЙ КЛАССИФИКАЦИИ

4.1. Основные группы актов, подлежащие классификации

Система классификации строится так, чтобы максимально учитывать все правовые акты, как нормативные, так и индивидуальные, в том числе судебные решения, а также международные и внутригосударственные договоры. В принципе не исключается возможность использовать эту систему классификации (конечно, только некоторые входящие в нее классификаторы, в первую очередь предметный) и для учета определенных положений научной доктрины.

4.1.1. Правовые акты

Правовые акты можно разделить на две основные группы: нормативные правовые и индивидуально - правовые.

4.1.1.1. Нормативные правовые акты

Нормативный правовой акт - это правовой акт, который содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные, как правило, на длительное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Нормативный акт, являясь предписанием общего значения, распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений.

Нормативные акты характеризуются многообразием в зависимости от вида регулируемых общественных отношений, методов воздействия на эти отношения, органов, принявших акты, формы актов, их юридической силы. В информационных правовых системах необходимо учитывать весь нормативный массив в его многообразии: законы и подзаконные акты, включая акты министерств и ведомств.

Учету подлежат не только нормативные акты, принятые уже в Российской Федерации, но и акты Совета Министров СССР и РСФСР, законы и постановления Съезда народных депутатов СССР и РСФСР, Верховного Совета СССР и РСФСР, не утратившие силу, а также декреты и постановления СНК РСФСР, СНК СССР, постановления ЦИК СССР и РСФСР, если они действуют до сих пор.

В существующие информационные правовые системы входит большое число ведомственных нормативных актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, а также подлежащих регистрации, но фактически тем не менее не зарегистрированных. Информация о таких актах необходима пользователям.

4.1.1.2. Индивидуально - правовые акты

В отличие от нормативных правовых актов индивидуально - правовой акт адресован конкретному субъекту, применяется однократно и не сохраняет свое действие после того, как прекратились конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

Определенный круг организаций и специалистов интересуют индивидуально - правовые акты органов власти (решения по кадровым вопросам, о присвоении званий, о награждениях и т.п.), акты, касающиеся отдельных предприятий, и другие акты, не имеющие нормативного значения.

Представляется вполне возможным введение в систему классификации без дополнительных сложностей рубрик, отражающих и акты, не имеющие общего нормативного значения, при условии, что это не окажет влияния на общую концепцию системы классификации.

Такая полнота позволит в дальнейшем достичь единообразия в классификации правовых актов для разных потребностей.

4.1.1.3. Договоры публичного права

Из правовых актов в особую группу выделяются договоры публичного права, которые, в свою очередь, можно разделить на международные и внутригосударственные.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди внутригосударственных договоров важное значение имеют договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4.1.1.4. Судебная практика

В информационный массив, подлежащий классификации, входят и акты судебной практики:

  • решения Конституционного Суда Российской Федерации;
  • разъяснения по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обязательные не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих нормативный акт, по которому дано разъяснение;
  • обзоры судебной практики, в которых по существу содержатся рекомендации для судов и других органов;
  • опубликованные решения судов общей юрисдикции, арбитражных судов, институционных коммерческих арбитражей по конкретным делам, которые на практике часто служат образцом для решения аналогичных дел.

Все вышеперечисленные судебно - правовые акты входят в информационный массив, подлежащий классификации, и распределяются с помощью предметного классификатора по соответствующим разделам.

4.1.2. Научная доктрина

Представляется в принципе возможным, чтобы система классификации, отражающая объективно существующую систему права и законодательства, позволяла бы в определенной (но, разумеется, не исчерпывающей) мере учитывать и научную доктрину (теоретические работы, комментарии законодательства, комментарии юридической практики и т.д.). Работу в этом направлении целесообразно начинать с создания библиографической базы данных, отражающей научную доктрину. После накопления библиографического материала появится возможность для создания информационного массива, включающего в себя положения, более широко отражающие научную доктрину (например, высказанные в литературе предложения о совершенствовании действующего законодательства).

4.2. Единица классификации

Для осуществления точного поиска правовой информации по определенному вопросу нормативный акт должен классифицироваться (рубрицироваться) не только в целом, но и по нормативным частям, из которых он состоит. Это становится особенно необходимым с увеличением в российском законодательстве количества комплексных актов, содержащих нормы разных отраслей права.

При этом очень важно правильно выбрать единицу классификации.

В связи с тем, что норму права далеко не всегда можно выделить как отдельную, целостную единицу текста, представляется целесообразным за единицу классификации принять структурную единицу акта. При таком подходе не будет "потеряна" ни одна содержательная часть акта, каждая найдет свою "нишу" в классификаторе.

Нормативные правовые акты в зависимости от вида акта, как правило, структурированы по-разному, что видно из следующей таблицы соответствия основным видам нормативных актов определенных структурных единиц.


Вид акта

Структурная единица

Конституция, кодексы, законы, иные акты

Разделы, главы, статьи, части статей, пункты, подпункты, абзацы

Указы, постановления, положения, приказы

Пункты, подпункты, абзацы


Наиболее целесообразным является такой подход: рубрицируются структурные единицы, носящие нормативный характер и имеющие четко очерченные границы, обозначения (статьи, пункты, подпункты). Часть статьи или абзац рубрицируются лишь в отдельных случаях, когда содержат отдельное нормативное положение, не связанное с предыдущей или последующей частью статьи или с предыдущим или последующим абзацем.

Ведомственные акты, небольшие по объему, структурированные только по абзацам, рубрицируются в целом. Это связано с тем, что их содержание обычно относится к одной - двум рубрикам предметного классификатора и рубрицировать каждый абзац в таких случаях нецелесообразно.

5. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМИ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

Система классификации правовых актов строится так, что может быть использована различными категориями пользователей, среди которых можно выделить пользователей с юридическим образованием, пользователей, не имеющих юридического образования, но постоянно работающих с правовой информацией, и пользователей, не имеющих юридического образования, нерегулярно, эпизодически обращающихся к правовой информации.

Внутри каждой из этих категорий пользователей возможно более дробное деление.

5.1. Пользователи с юридическим образованием

Из всех классификаторов, входящих в систему классификации правовых актов, пользователи - юристы чаще всего предпочитают обращаться к предметному классификатору, используя его как основное средство поиска информации вместе с другими классификаторами по отдельным основаниям, играющими в этом случае вспомогательную роль. В зависимости от поставленной задачи варианты использования классификаторов при таком поиске могут быть самые разнообразные, но при этом предметный классификатор имеет первостепенное значение. Это объясняется тем, что предметный классификатор отражает систему права и систему законодательства, а именно системность материала и нужна юристу для достижения поставленных целей.

5.1.1. Специалисты по систематизации законодательства

Специфика работы в данной области рассматривалась в п. 3.2.

Юристам, занимающимся систематизацией законодательства, важно сформировать полный перечень правовых актов и весь массив норм по исследуемой проблеме и определить их взаимосвязи друг с другом и другими актами и нормами, а также их место в системе законодательства. Для решения этих задач более всего приспособлен предметный классификатор.

Остальные классификаторы имеют вспомогательное значение.

5.1.2. Специалисты, занятые законопроектной деятельностью

Особенности применения системы классификации в данной области рассматривались в п. 3.3.

Специалистам, занимающимся законопроектной работой, важно выявить пробелы в законодательстве, определить, какие нормативные акты требуется разрабатывать в первую очередь, определить место, какое займут проекты актов в системе законодательства. Именно предметный классификатор, прежде всего, помогает в решении этой задачи.

Вместе с тем анализ существующего массива, экспертиза проектов на соответствие действующему законодательству определяют необходимость в активном использовании всего комплекса поисковых инструментов.

5.1.3. Специалисты, занятые правоприменительной деятельностью

Правоприменительная деятельность - сложный процесс, ведущий к разрешению конкретного дела или вопроса и принятию правового решения, начинается (после установления и исследования фактических обстоятельств дела) с осмысления всех нормативных актов, регулирующих данную юридическую ситуацию, и выбора правовых норм, подлежащих применению. Системность материала, полученного в результате поиска с помощью предметного классификатора, имеет большое значение для юристов, занимающихся правоприменительной деятельностью.

Вместе с тем в силу того, что многие практические задачи не предполагают глубокого анализа какой-то определенной проблемы, а требуют быстрого и точного поиска одного конкретного документа, в правоприменительной деятельности существенную роль в получении информации играет именно комплекс поисковых инструментов, включающий и полнотекстовый поиск, и поиск по отдельным реквизитам.

5.2. Пользователи, не имеющие юридического образования,
 постоянно работающие с правовой информацией

Специалисты, не имеющие юридического образования, но постоянно работающие с правовой информацией, значительно реже обращаются к предметному классификатору, предпочитая осуществлять поиск с использованием алфавитных указателей и особенно полнотекстового поиска по словам и словосочетаниям, или (если известны реквизиты документа) с помощью классификатора по органу, принявшему акт, по номеру акта, по времени издания актов (по хронологии). Это связано с тем, что данная категория пользователей хуже ориентируется в системе права и в системе законодательства (следовательно, и в предметном классификаторе), а системность материала не имеет для них большого значения. Если такие специалисты все-таки обращаются к предметному классификатору, то используют один - два раздела, в которых благодаря накопленному опыту хорошо ориентируются, причем используют наряду с другими классификаторами. Типичные пользователи этой группы - бухгалтеры, экономисты. Они пользуются правовой информацией часто, осуществляя, как правило, несложные запросы с заранее известными им реквизитами документа.

5.3. Пользователи, не имеющие юридического образования,
нерегулярно обращающиеся к правовой информации

Практически не применяют предметный классификатор пользователи, не имеющие юридического образования и работающие с правовой информацией нерегулярно. При поиске ответа на возникший вопрос они предпочитают использовать классификаторы, имеющие линейную структуру, так как именно такой поиск им понятен. Чаще всего осуществление такого поиска заканчивается обращением за помощью к специалистам из перечисленных выше групп.

* * *

Из сказанного можно сделать вывод, что при создании системы классификации наиболее важно оценить требования, предъявляемые первой группой пользователей, как наиболее высокие. При соответствии требованиям пользователей - юристов система классификации сможет удовлетворить потребности и других групп пользователей.

При этом каждая группа пользователей может выбрать наиболее удобный классификатор (группу классификаторов), отвечающий цели поиска и соответствующий уровню квалификации пользователя.

6. ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ниже кратко характеризуются наиболее значимые основания классификации правовой информации, играющие важную роль в системе классификации правовых актов.

6.1. Классификация по органу, принявшему акт

По данному основанию правовые акты можно подразделить на четыре большие группы: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления и акты международных организаций.

Федеральные акты можно подразделить на:

  • акты органов законодательной власти;
  • акты Президента Российской Федерации;
  • акты органов исполнительной власти (акты Правительства Российской Федерации и акты других федеральных органов исполнительной власти, в том числе министерств и ведомств);
  • акты органов судебной власти.

Акты субъектов Российской Федерации можно подразделить на:

  • акты органов законодательной власти субъектов Российской Федерации;
  • акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • акты судебной власти (акты конституционных (уставных) судов, мировых судей).

Акты органов местного самоуправления подразделяются на:

  • акты местных представительных органов;
  • акты местной администрации;
  • акты органов территориального общественного самоуправления населения.

Акты международных организаций можно подразделить на:

  • акты универсальных (глобальных) международных организаций;
  • акты региональных международных организаций;
  • акты международных организаций, образованных на двусторонней основе.

Органы, принимающие акты, могут быть перечислены в алфавитном порядке в словаре, который появляется при выборе указанного поля, либо информационный массив может быть разделен на четыре иерархические группы: "федеральные правовые акты", "правовые акты субъектов Российской Федерации", "правовые акты органов местного самоуправления" и "акты международных организаций", которые в свою очередь подразделяются на соответствующие подрубрики.

6.2. Классификация по форме (виду) акта

Акты одного и того же органа могут быть подготовлены в разной форме. Закон может существовать в форме основ законодательства, кодекса, закона. Ведомственные акты издаются в форме приказов, положений, инструкций, писем и т.д.

Классификация по форме акта имеет линейную структуру. С помощью словаря, в котором перечисляются все виды и формы актов, можно выделить информационный массив, состоящий из актов одного или нескольких видов.

6.3. Классификация по типу акта

В связи с тем, что в настоящее время круг правовых актов, для которых требуется юридическая классификация, существенно расширяется (в разделе 4 описаны различные группы правовых актов), представляется разумным использовать классификацию актов по следующим типам:

  • нормативно - правовые акты;
  • индивидуально - правовые акты;
  • договоры публичного права;
  • акты судебной практики.

При создании, например, комплексных компьютерных систем по широкому кругу актов данное деление информационных массивов абсолютно необходимо для того, чтобы при поиске не происходило смешения различных типов документов. Очень часто на практике происходит смешение оснований классификации, когда деление по типу акта включается в предметный указатель, что неверно. Поэтому более правильно при создании комплексных систем использовать и это основание классификации.

В изданиях и системах с набором однотипных актов деление по этому классификационному основанию не требуется.

6.4. Классификация по хронологии (по времени принятия акта)

Акты располагаются по дате их принятия. Данное основание классификации может быть использовано как дополнительный классификационный признак при формировании информационного массива по другим основаниям классификации.

Хронологический принцип реализуется с помощью поискового поля "дата принятия акта", который позволяет расположить все акты, образующие информационный массив, в хронологическом порядке; выделить акты, принятые за определенный период времени; сформировать информационный массив актов, принятых до или после определенной даты; найти конкретный акт по дате его принятия.

Использование этого основания классификации требует определенности в отношении того, что следует считать датой принятия акта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют еще одну дату - дату подписания Президентом Российской Федерации.

Как основание для отдельных классификаторов можно использовать дату подписания законов Президентом Российской Федерации, а также дату регистрации ведомственных актов в Министерстве юстиции Российской Федерации, т.к. эти даты имеют существенное практическое значение.

6.5. Классификация по номеру акта

Акты одного органа можно классифицировать по номеру, присвоенному акту при его принятии. Для актов, подлежащих государственной регистрации, можно также предусмотреть возможность включения в систему классификации, наряду с классификатором, имеющим основанием деления информационного массива номер принятия (издания) акта, и классификатор, имеющий основанием деления номер государственной регистрации акта.

6.6. Классификация по предмету регулирования

В основе подавляющего большинства существующих и существовавших в прошлом систематизаций (как официальных, так и неофициальных) правовых актов и, соответственно, тех классификаторов, на которых этих систематизации основаны, лежит предмет правового регулирования. Но для того, чтобы решить, в какой мере надо и можно следовать по этому пути при разработке общеправового классификатора, необходимо точно определить, что следует понимать под предметом правового регулирования.

В принципе, основанием для предметной классификации актов могут служить отрасли законодательства - основные звенья горизонтальной структуры системы законодательства. Но на основе только такого деления невозможно классифицировать все законодательство, в частности, потому, что понятие "отрасль законодательства" охватывает разнопорядковые явления. Кроме отраслевых нормативных актов, содержащих нормы одной отрасли права, существуют и широко распространены комплексные акты, содержащие нормы нескольких отраслей права. Соответственно, кроме отраслей законодательства, в основном совпадающих с отраслями права (такова, например, отрасль "уголовное законодательство"), существуют отрасли законодательства, объединяющие акты и нормы разных отраслей права (например, "транспортное законодательство").

Не отвечает задачам всеобъемлющего правового классификатора и систематизация нормативных актов такому предметному критерию как "тема" акта, т.е. по тематическому признаку (тематическая классификация).

Подавляющее большинство нормативных актов и содержащихся в них правовых норм посвящено регулированию отношений, связанных с определенными объектами материального мира (земля, воды, леса, здания, квартиры, валютные ценности и т.п.), либо с определенными областями человеческой деятельности (предпринимательство, здравоохранение, изобретательство и т.д.), либо с определенными функциями власти или сферами управления (бюджет, оборона страны, охрана государственных границ, таможенный режим и т.п.). Такие нормативные акты как бы имеют "тему", которой они посвящены.

Тематическая классификация, как бы ни была она удобна, в особенности для пользователей, не имеющих юридического образования, в чистом виде может быть использована, как правило, для систематизации лишь ограниченных нормативных массивов (например, актов определенного министерства или одного органа местного самоуправления).

В общеправовом классификаторе классификация нормативных актов только по тематическому признаку невозможна. Главное препятствие этому - существование в законодательстве отраслей и нормативных актов, образованных по иному признаку: на базе определенных, давно сложившихся, самостоятельных отраслей права (конституционного или государственного, гражданского, уголовного, процессуального и некоторых других). Предметом соответствующих отраслей законодательства и актов является не определенная "тема", а определенная (как правило, очень широкая) область общественных отношений: отношений имущественно - равноправных, трудовых, отношений, связанных с совершением преступлений, с их раскрытием и наказанием за них, и т.д.

Выход из положения состоит в том, чтобы, используя классификацию нормативных актов по предметному признаку, то есть по предмету правового регулирования, при этом соединить возможности предметно - отраслевой и предметно - тематической классификации. Такая классификация как бы сочетает классификации по отраслевому и тематическому признакам. Предметом регулирования, лежащим в основе этой классификации, являются общественные отношения определенного вида, однородные по своей природе - гражданские, трудовые и т.п. (предметно - отраслевая классификация) либо области разнородных по природе общественных отношений, объединяемых тематическим признаком - отношения, связанные с охраной государственной границы, отношения торгового мореплавания и т.п. (предметно - тематическая классификация). Основание предметной классификации - сочетание сложившихся самостоятельных отраслей законодательства с комплексными, регулирующими различные сферы общественной жизни.

Данное основание классификации отражает как горизонтальную, так и вертикальную структуру законодательства и содержание актов, составляющих информационный массив. Оно имеет наиболее важное значение при осуществлении информационного поиска, поскольку позволяет охватить весь массив нормативных актов целиком. При этом, что крайне важно, классификация всегда происходит по содержательному, а не формальному признаку. Поисковый признак "предмет" имеет сложную иерархическую структуру, состоящую из системы юридических понятий, отражающих содержание актов, образующих информационный массив. Этот поисковый признак в наибольшей степени отвечает потребностям пользователя, за фигурой которого в действительности скрываются разные категории пользователей.

Разработка предметного классификатора является основной целью данной работы. Более подробно он будет рассмотрен в следующей главе. Как уже было сказано выше, под предметным классификатором понимается иерархический предметный классификатор. Вопрос об использовании в конкретной системе алфавитных и фасетных классификаторов решается разработчиками каждой системы самостоятельно.

6.7. Полнотекстовый поиск

Как уже отмечалось, данный вид поиска скорее всего не подпадает под формальное определение классификатора. Вместе с тем его значением в современных поисковых системах трудно пренебречь. Эффективные алгоритмы быстрого поиска на основе метода инвертированных файлов (то есть с построением специальных словарей), реализованные на компьютерах, совершили в области обработки текстовой информации по сути революционный переворот, обеспечив повышение эффективности работы конечного пользователя в сотни раз. Этот вид поиска имеет ряд уникальных возможностей. Основная - это мгновенный поиск документа по любому слову или комбинации слов, соединенных логическими операторами "И", "ИЛИ", "НЕ", условием близости слов. Получаемый в результате такого поиска набор документов абсолютно точен и не зависит от субъективных взглядов экспертов-обработчиков текстов. Вместе с тем для него, как и для всех поисковых инструментов, существуют и определенные ограничения. Автоматическая методика отбора документов требует от пользователя серьезного интеллектуального подхода при формировании поискового запроса. При этом обычно необходимо готовить несколько вариантов запросов с использованием различных синонимичных понятий и терминов.

Таким образом, подчеркнем это еще раз, в настоящее время обсуждение современной системы классификации правовых актов невозможно проводить без учета возможностей данного вида поиска.

7. СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА

В данном разделе рассматриваются основные требования, которым должен удовлетворять предметный классификатор.

7.1. Согласованность схемы предметного классификатора
 со схемой Свода законов Российской Федерации

Для создания в стране единого информационно - правового пространства необходимо разработать единую концепцию системы классификации, которая должна обеспечить создание единых средств обработки и поиска нормативных правовых актов, в связи с чем важное значение приобретает вопрос соотношения схемы предметного классификатора и схемы Свода законов Российской Федерации, подготавливаемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.02.95 N 94 "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 14.02.98 N 170 "О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации".

Главная задача, которую должно решить издание Свода законов Российской Федерации, - это наведение порядка в законодательстве, устранение его пробельности и противоречивости, его систематизация, обеспечение его стабильности, формирование упорядоченного действующего правового массива.

Главное назначение системы классификации - информационный поиск, и в связи с этим такая организация правового массива, которая обеспечивала бы максимальное удобство для пользования им, - формирование правового массива, максимально удовлетворяющего запросы при поиске.

Если говорить кратко, то Свод законов - форма систематизации нормативных актов, а система классификации, в частности, каждый отдельный классификатор - инструмент для организации поиска. Но, как отмечалось выше, систематизация законодательства невозможна без научно организованного поиска, без системы классификации - это звенья одной цепи. В связи с этим представляется совершенно необходимой согласованность схемы предметного классификатора со схемой Свода законов.

Эта согласованность не означает полной идентичности. Это невозможно, так как система классификации рассчитана на более широкий круг актов, чем схема Свода. Сами формулировки, используемые в Своде, для обозначения классификационных рубрик, такие, как "Законодательство о ...", неприменимы для классификации судебной практики и ряда других актов. С другой стороны, требования учесть в системе классификации, например, акты по кадровым вопросам объясняют наличие в ней некоторых дополнительных рубрик, по сравнению со схемой Свода.

Вместе с тем, несмотря на некоторые различия, принципиальная и основная по объему часть системы классификации правовых актов и схема Свода законов могут и должны быть согласованы. Это означает, что должно быть установлено максимально возможное соответствие между близкими по содержанию рубриками классификатора и разделами схемы Свода.

7.2. Роль и место кодексов и других кодификационных актов в структуре классификатора

Кодексы и другие кодификационные акты являются системообразующими актами, материал в них упорядочен, выражен в определенной логической системе, отражающей внутреннюю структуру данной отрасли и охватывающей ее нормативно - правовой массив. Это позволяет использовать классификационные схемы кодексов в структуре классификатора. Создание новых кодификационных актов в базовых отраслях законодательства должно найти отражение в системе классификации, поскольку система кодификационных актов оказывает большое влияние на систему законодательства.

В последние годы расширяется практика создания комплексных кодификационных актов, являющихся организующим и стабилизирующим фактором для соответствующего комплексного массива ("комплексной отрасли") законодательства. Строение (систему) комплексных кодификационных актов также необходимо учесть в структуре предметного классификатора.

7.3. Учет законодательства субъектов Российской Федерации

Федеральные нормативные акты, акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления образуют единый нормативно - правовой массив.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, а также законы и иные правовые нормативные акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации правовое регулирование осуществляется субъектами Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут развивать положения федеральных законов, детально регламентировать правоотношения, урегулированные федеральным законодательством, либо быть вполне самостоятельными по своему содержанию.

Таким образом, при разработке общей, единой системы классификации следует стремиться к тому, чтобы она учитывала особенности регионального и местного правотворчества. Это можно реализовать, если соответственным образом организовать два классификатора: по органу, принявшему акт, и предметный (структура первого подробно рассмотрена в п. 6.1). Но единый массив нормативно - правовых актов требует создания единого предметного классификатора, учитывающего как федеральные акты, так и акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Потому в классификатор должны быть введены дополнительные рубрики, отражающие содержание самостоятельных актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. На основе проведенных исследований можно утверждать, что в общеправовой классификатор такие рубрики можно вводить на нижних уровнях, и они не оказывают влияния на принципиальную структуру предметного классификатора.

7.4. Учет динамики развития законодательства

Поскольку российское законодательство находится в стадии обновления и совершенствования, особенно важно при создании классификатора учитывать динамику его развития.

Учет динамики развития законодательства реализуется по четырем основным направлениям:

1. учет ведущихся законопроектных работ (на структуру классификатора, несомненно, оказывают влияние еще не ставшие законами проекты крупных законов - в настоящее время такие, как проекты Трудового кодекса, ГПК, Кодекса об административных правонарушениях и др.);

2. введение понятий, отражающих перспективные направления законодательства (например, в последнее время получил широкое распространение термин "экологическая безопасность", который употребляется в действующем законодательстве, законопроектах, международных договорах);

3. учет получивших признание научных концепций развития отрасли законодательства (проведению систематизации законодательства, в частности в форме кодификации, обычно предшествует создание научной концепции развития отрасли законодательства, что также целесообразно учесть в структуре классификатора);

4. учет международного и иностранного опыта развития законодательства.

7.5. Дублирование понятий

Процесс взаимопроникновения смежных отраслей права и создание комплексных массивов нормативных актов неизбежно приводит к возрастанию вероятности создания классификатора с многократным дублированием рубрик. Это выражается в том, что указателей (ссылок) на одну и ту же классификационную единицу (структурную часть документа) может быть несколько и они будут находиться в различных разделах классификатора.

Явление дублирования вытекает из двойственного основания классификации. Некоторые отрасли законодательства (уголовное, гражданско - процессуальное и уголовно - процессуальное, уголовно - исполнительное законодательство, законодательство о семье и браке, в значительной мере - законодательство о государственном устройстве) проблема двойственного основания классификации правовых норм почти не затрагивает.

Но гражданское законодательство, имея довольно мощную отраслевую основу в виде Гражданского кодекса и постепенно "нарастающих" на него отраслевых законов (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о банкротстве, об ипотеке и др.), в то же время в значительной части рассредоточено по комплексным актам, где тесно переплетено с нормами других отраслей законодательства, главным образом административного.

"Отраслевую" часть гражданского законодательства, содержащую наиболее общие абстрактные правовые нормы, невозможно без многократного дублирования распределить по рубрикам, объединяющим нормы об определенных отраслях хозяйства, экономики, социально - культурной сферы. Точно так же конкретные гражданско - правовые нормы по вопросам строительства, промышленности, транспорта, культуры и т.д. нельзя распределить по рубрикам раздела "гражданское право" без серьезного ущерба для их понимания и поиска этих норм.

Таким образом, определенное дублирование рубрик в предметном классификаторе неизбежно, но структура классификатора должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать отнесение каждого документа к минимально необходимому числу рубрик.

Другими словами, при создании классификатора авторы руководствовались принципом минимизации дублирования рубрик, который обусловлен дублированием как объективной необходимостью.

Технологически эта проблема во многом решается за счет введения аппарата ссылок между различными рубриками.

7.6. Справочно - ссылочный аппарат

Выявление связей между элементами классификатора возможно с помощью использования справочно - ссылочного аппарата.

Аппарат ссылок отражает перекрестные связи между ветвями классификационного дерева, способствует уточнению и разграничению содержания рубрик. Ссылка представляет собой неотъемлемую часть рубрики, без которой невозможно полное понимание структуры классификатора.

Целесообразно использовать ссылки "см. также", "см.".

Ссылка "см. также" отражает частичное пересечение содержания между рубриками. Ссылка симметричная - присутствует в обеих связанных рубриках.

Ссылка "см." содержит наименование понятия, не находящего отражения в данной рубрике, и одновременно указывает его место в классификаторе. Эта ссылка адресует пользователя классификатора от предполагаемого им местонахождения понятия к фактическому, принятому в классификаторе. Необходимость в таких ссылках возникает тогда, когда понятия, относящиеся к одному правовому институту, оказываются разнесены в рубрики, которые не стоят рядом друг с другом, что может вызвать трудности при поиске по классификатору.

7.7. Иерархическое строение классификатора

Предметный классификатор является иерархической системой: понятия, составляющие его содержание и обозначающие его структурные элементы (рубрики, подрубрики), находятся в состоянии подчинения понятию более высокого уровня. Иерархическое строение отражено в способе индексации - количество элементов индекса соответствует иерархическому уровню рубрики.

Индекс рубрики - цепочка цифр, разделенная точками. Нижестоящая рубрика имеет индекс, включающий в себя последовательно цифры, обозначающие индексы вышестоящих рубрик. Каждый уровень определяет не значимость подрубрики, а степень обобщения при логической группировке понятий.

В структуре понятий внутри раздела действует принцип исчерпания: при необходимости наличия нескольких уровней рубрик каждая рубрика верхнего уровня должна исчерпываться рубриками более низкого уровня. При невозможности (или отсутствии необходимости) перечислить в рубриках низшего уровня отдельно все понятия, входящие в рубрику более высокого уровня, можно использовать рубрику, объединяющую все оставшиеся понятия. Эта рубрика имеет название "Прочие..." или "Иные вопросы...".

В каждой отрасли законодательства имеются акты, регулирующие общие вопросы данной отрасли. Соответствующий раздел должен иметь подрубрику "Общие вопросы", но при условии, что, кроме этой подрубрики, имеются и другие подрубрики. В эту подрубрику помещаются основополагающие акты, а также акты, имеющие отношение ко всему содержанию раздела. Иерархическое строение классификатора может быть абстрактно отражено следующим образом:


  • 10. Рубрика 1
    • 10.10. Подрубрика 1
      • 10.10.10. Подподрубрика 1
        • 10.10.10.10. Подподподрубрика 1
          • 10.10.10.10.10 Подподподподрубрика 1
          • ---------------------------
          • 10.10.10.10.n0. Подподподподрубрика n
        • 10.10.10.20. Подподподрубрика 2
      • ---------------------------
    • 10.20. Подрубрика 2
    • ---------------------------
  • 20. Рубрика 2

7.8. Глубина классификатора

Степень подробности разработки предметного классификатора (количество уровней) или глубина классификатора зависит от характера и количества документов, относящихся к рубрике первого уровня. Большое количество ведомственных актов требует более детальной и подробной разработки соответствующего раздела. С точки зрения удобства использования, наиболее оптимален вариант, при котором степень подробности разработки раздела достаточна для поиска и при этом поиск не затруднен большой глубиной - это 4 - 5 уровней.

7.9. Стабильность и изменчивость классификатора

Как уже отмечалось выше (п. 3.5), основная, принципиальная структура классификатора должна быть стабильна и неизменна в течение достаточно длительного времени. Вместе с тем постоянное развитие и расширение массива правовых актов неизбежно ведет к корректировкам предметного классификатора. При правильном подходе к построению предметного классификатора эти корректировки должны касаться в основном рубрик нижних уровней.

Для того, чтобы технически предусмотреть возможности изменений, при создании классификатора необходимо на каждом уровне предусматривать резервные позиции, что позволит вводить в классификатор новые рубрики, не меняя индексы. Номера индексов должны присваиваться не подряд, а с пропусками. Новые понятия при этом включаются как подчиненные, что не приводит к нарушению иерархии.

При такой структуре классификатора появляется возможность реализовать принцип учета развития законодательства.

Структура классификатора должна представлять собой компромисс между стабильностью и изменчивостью. Стабильность должна повышаться от нижних уровней к верхним, изменчивость проявляться в возможности внесения изменений с целью совершенствования классификатора.

Предметный классификатор правовых актов Российской Федерации, разработанный с учетом рассмотренных в данном разделе основных требований, приведен в Приложении к настоящей Концепции.

8. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РУБРИК
ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА

Главный принцип построения предметного классификатора - простота его использования при поиске актов - послужил отправной точкой при выборе рубрик первого уровня.

Необходимостью обеспечить простоту использования классификатора объясняется намеренное ограничение числа рубрик верхних уровней, отдельные отступления от логической схемы его построения.

Порядок расположения рубрик верхнего уровня, на первый взгляд, может показаться произвольным, однако следует подчеркнуть, что структура классификатора имеет свою внутреннюю логику построения, а именно: она основана на крупных блоках, имеющих первостепенное значение в жизни общества:

  • государственное устройство и управление;
  • сфера экономики и социальная сфера;
  • правосудие, охрана правопорядка и безопасность;
  • международные отношения.

Выделение самостоятельного раздела 12 "Информация и информатизация" объясняется перспективностью развития данного массива актов и их первостепенным, увеличивающимся значением в жизни общества и каждого отдельного гражданина.

Именно такой подход к формированию рубрик первого уровня, на взгляд авторов, обеспечивает проведение эффективного поиска нужной пользователю информации.

Небольшое количество рубрик первого уровня (20) и достаточная точность их наименований делают классификатор хорошо обозримым и доступным пониманию и даже запоминанию различными группами пользователей.

Второй отправной точкой при формировании рубрик верхнего уровня послужило стремление к соответствию с проектом схемы Свода законов Российской Федерации. Несмотря на разное назначение (см. п. 7.1), разделы Свода законов и разделы классификатора, на взгляд авторов, должны если не совпадать полностью, то быть как можно ближе друг к другу. Это объясняется тем, что объект систематизации и классификации один, но различается объемом (классифицируется правовой массив, который включает в себя, кроме нормативных правовых актов, и иные правовые акты). Если проанализировать соответствие разделов классификатора правовых актов разделам Свода законов, то можно сделать следующий вывод.

Схема Свода законов содержит большее число рубрик, так как не преследует в качестве основной цель простоты использования и максимального удобства для пользователя, которое выражается, в частности, в хорошей обозримости рубрик верхнего уровня. Но следует отметить, что логика построения разделов Свода законов и разделов классификатора во многом совпадают.

В построении рубрик верхнего уровня имеются отдельные логическое отступления, которые неизбежны при учете наполнения классификатора в дальнейшем конкретным правовым материалом.

1. Раздел "Конституционный строй" не соответствует полностью структуре Конституции Российской Федерации, в частности, "исполнительная власть" помещена в раздел "Основы государственного управления", "судебная власть" - в раздел "Правосудие" (при этом в разделе "Конституционный строй" введены отсылочные рубрики). Такое решение объясняется особым положением Конституции Российской Федерации в системе нашего законодательства как его основы, является отражением реального массива нормативных актов, облегчая пользование классификатором.

2. При решении вопроса о наименовании разделов классификатора, охватывающих отрасли законодательства, соответствующие отраслям права, авторы исходили из того, что в гражданском и уголовном законодательстве существует большое количество абстрактных норм, которые невозможно распределить по предметным рубрикам, в связи с чем именно эти разделы имеют в своем наименовании слово "право", при выборе наименования остальных разделов авторы отталкивались от предмета регулирования, а не от соответствующей отрасли права.

На этом основано включение в раздел 3 ("Гражданское право") подраздела 3.12.16 ("Страхование"). Подразумевается, что в этот подраздел будут включены все акты, относящиеся к соответствующей области законодательства, что значительно облегчит их рубрикацию и поиск.

4. Необходимо отметить, что в представленной структуре классификатора есть и некоторые спорные решения, которые могут быть уточнены в ходе практической рубрикации достаточно широкого спектра правовых актов.

9. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА В ЭЛЕКТРОННОМ И ПЕЧАТНОМ ВИДЕ

Предлагаемая система классификации адаптирована к существующим формам публикации правовых актов.

9.1. Специализированные компьютерные системы

Наиболее эффективная и перспективная форма учета, хранения и распространения правовых документов - специальные компьютерные базы данных (системы). Все описанные в настоящей работе принципы построения системы классификации основаны на технологических возможностях современных справочных систем и не нуждаются в особых комментариях.

9.2. Архивы и картотеки

Представляются неизбежными некоторые изменения в организации работы и методике использования систем классификации в архивах и картотеках. Несомненно, более эффективно и удобно сочетать хранение бумажных копий актов с электронной поисковой картотекой. В таком варианте по сути одновременно с архивом ведется специальная компьютерная база данных, где реализованы все возможности системы классификации, а одно из полей указывает физический адрес документа (шкаф, полку и т.п.). Это не означает, что традиционные технологии картотек на бумаге немедленно отомрут или должны быть запрещены: они используются там, где имеются специалисты по их ведению. Но сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что эффективность поиска на основе компьютерных технологий и с помощью указателей на бумажных карточках несопоставимы по порядку.

9.3. Хронологические и тематические печатные издания

Методики использования системы классификации правовых актов в различных типах печатных изданий в принципе уже сложились и не требуют новых разработок. Предлагаемая концепция полностью реализуема на основе существующей практики.

Следует отметить только один достаточно важный аспект, который надо учесть при публикациях. Будет очень полезно, если и в хронологических, и в тематических печатных изданиях будут указаны индексы документов и их частей согласно предметному классификатору.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе сформулированы основные положения новой концепции классификации правовых актов. Нельзя утверждать, что все представленное в данном материале впервые разработано авторами. Скорее, можно сказать, что предлагаемая концепция в значительной части построена на основе всего предшествующего опыта с учетом современных требований.

В заключение авторы хотели бы поблагодарить многочисленных коллег, специалистов, интересующихся проблемами классификации, обсуждения с которыми существенно помогли в разработке настоящей Концепции.