Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ФАС России от 30.09.2021 N КТ/82830/21 "О применении статьи 30.2 Федерального закона "О рекламе" в сфере арбитража (третейского разбирательства)"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 сентября 2021 г. N КТ/82830/21

О ПРИМЕНЕНИИ

СТАТЬИ 30.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ" В СФЕРЕ

АРБИТРАЖА (ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА)

В соответствии с пунктом 29 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденным приказом ФАС России от 14.04.2021 N 348/21, ФАС России направляет разъяснение по вопросу применения статьи 30.2 Федерального закона "О рекламе" в сфере арбитража (третейского разбирательства).

Согласно статье 30.2 Федерального закона "О рекламе" реклама деятельности лиц, не получивших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по осуществлению арбитража, включая деятельность по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не допускается.

При этом понятие арбитража, постоянно действующего арбитражного учреждения, третейского суда, третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора, содержатся в статье 2 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" под арбитражем понимается процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения).

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" под постоянно действующим арбитражным учреждением понимается подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" установлено, что третейским судом является единоличный арбитр или коллегия арбитров.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" под третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, понимается третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража).

Следует отметить, что ответственность за нарушение указанного требования в соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" возлагается на рекламодателя.

Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящей статьей. При этом Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации осуществляют функции постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Таким образом, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации обладают правом на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в силу закона.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду п. 4 и 6 ст. 44 ФЗ от 29.12.2015 N 382-ФЗ.

В соответствии с пунктами 4 и 6 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется некоммерческой организации актом Минюста России на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Согласно пункту 13 статьи 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" постоянно действующее арбитражное учреждение может осуществлять деятельность по администрированию арбитража при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением случаев, установленных рассматриваемым законом) после получения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти уведомления в письменной форме от постоянно действующего арбитражного учреждения о размещении им на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" депонированных правил арбитража.

Порядок направления такого уведомления утвержден приказом Минюста России от 31.08.2016 N 200 "Об утверждении Порядка направления постоянно действующим арбитражным учреждением уведомления о размещении на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" депонированных правил арбитража".

Таким образом, при возникновении вопроса о подтверждении наличия права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по осуществлению арбитража, включая деятельность по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", у лиц, выступающих рекламодателями рекламы об осуществлении указанных видов деятельности, целесообразно направить соответствующий запрос в Министерство юстиции Российской Федерации.

К.М.ТАУКЕНОВА