V. Осуществление государственного контроля (надзора)

36. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка.

37. При осуществлении государственного контроля (надзора) предусмотрено проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Организация внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

38. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный контроль (надзор) без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

39. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

40. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае временной нетрудоспособности, подтвержденной соответствующим документом, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения контролируемого лица.

41. Контрольные (надзорные) органы вправе привлекать к проведению контрольного (надзорного) мероприятия экспертов и экспертные организации.

42. Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.

43. Документарная проверка проводится на основании решения контрольных (надзорных) органов о проведении документарной проверки.

44. Решение о проведении документарной проверки принимается должностными лицами, указанными в пункте 5 настоящего Положения.

45. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включаются период со дня направления контрольными (надзорными) органами контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов в контрольные (надзорные) органы, а также период со дня направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольных (надзорных) органов документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до дня представления указанных пояснений в контрольные (надзорные) органы.

46. Допустимые контрольные (надзорные) действия в ходе документарной проверки:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

47. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора).

48. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.

Контролируемое лицо в сроки, указанные в требовании, направляет истребуемые документы и материалы. Документы и материалы, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, направляются контролируемым лицом с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.

49. Должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, вправе запрашивать у контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями, письменные объяснения, имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

50. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля (надзора).

51. Выездная проверка проводится на основании решения контрольного (надзорного) органа о проведении выездной проверки в случае, если не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;

б) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов государственного контроля (надзора) обязательным требованиям без выезда на указанное в абзаце втором пункта 50 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

52. Контрольные (надзорные) органы уведомляют контролируемое лицо о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

53. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, при проведении выездной проверки предъявляет контролируемому лицу (его уполномоченному представителю) служебное удостоверение, решение о проведении выездной проверки в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо заверенную печатью бумажную копию решения о проведении выездной проверки, а также сообщает учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

54. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

55. Допустимые контрольные (надзорные) действия в ходе выездной проверки:

а) осмотр;

б) опрос;

в) истребование документов;

г) получение письменных объяснений;

д) экспертиза.

56. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, проводит осмотр в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

57. По вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, вправе проводить опрос контролируемого лица или его уполномоченного представителя, иных лиц, располагающих такой информацией.

58. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий с указанием срока представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов.

Контролируемое лицо в сроки, указанные в требовании, направляет истребуемые документы и материалы. Документы и материалы, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, направляются контролируемым лицом с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.

59. Должностное лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, вправе запрашивать у контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями, письменные объяснения, имеющие значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

60. Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

61. Для фиксации должностным лицом и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований в случае выездной проверки могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться персональные компьютеры, ноутбуки, съемные электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи), механические, программные и электронные средства измерения и фиксации, в том числе принадлежащие контролируемому лицу.

Решение об осуществлении фотосъемки, видеозаписи, аудиозаписи для фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований принимается должностными лицами контрольных (надзорных) органов самостоятельно при совершении следующих контрольных (надзорных) действий:

осмотр - фотосъемка, видеозапись;

опрос - аудиозапись;

получение письменных объяснений - фотосъемка, видеозапись;

истребование документов - фотосъемка, видеозапись, аудиозапись;

экспертиза - фотосъемка, видеозапись.

Аудиозапись и (или) видеозапись осуществляются открыто с уведомлением вслух в начале и в конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

Зафиксированные с помощью технических средств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, доказательства выявленных нарушений обязательных требований оформляются приложением к акту проверки по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт проверки).

Фиксация доказательств нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте проверки.