<Письмо> Минэкономразвития РФ от 09.10.2009 N Д06-2902 "О разъяснении положений законодательства о несостоятельности (банкротстве)"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 октября 2009 г. N Д06-2902

О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение ФНС России по вопросу разъяснения порядка взаимодействия ФНС России и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) в ходе процедуры банкротства и в пределах своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России.

В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по указанному вопросу, которое не является обязательным для применения.

Согласно пункту 1 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 (далее - Положение), ФНС России осуществляет предъявление и объединение требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (в том числе по уплате капитализированных платежей) в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Кроме того, ФНС России координирует деятельность представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Пунктом 12 Положения предусмотрено, что одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет уведомление о принятом решении в федеральные органы исполнительной власти.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном страховании) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), осуществляется ФСС РФ в порядке, установленном данным Законом, путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

В соответствии со статьей 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляются в первую очередь путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном социальном страховании предусматривается, что в случае ликвидации (банкротства) страхователя - юридического лица оно обязано внести в ФСС РФ капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 863 утвержден Порядок внесения в ФСС РФ капитализированных платежей при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Порядок).

По мнению Департамента, в целях обеспечения эффективного взаимодействия между ФНС России и ФСС РФ в ходе дела о банкротстве по вопросу представления требований об уплате капитализированных платежей гражданам, следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих обязанность ФСС РФ направлять в ФНС России в 2-недельный срок с даты получения в соответствии с пунктом 2 Порядка уведомления о признании должника-страхователя банкротом данные о наличии у ФСС РФ права требования к должнику-страхователю в размере суммы капитализированных платежей, подлежащей выплате лицам, получавшим обеспечение по страхованию до момента введения в отношении должника-страхователя одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Одновременно сообщаем, что согласно поручению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2009 г. N АЖ-П12-4847 Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет разработку порядка выплаты капитализированных платежей незастрахованным гражданам в случае признания обязанных к их уплате лиц несостоятельными (банкротами).

Письмом от 18 сентября 2009 г. N 15538-АП/Д06 Минэкономразвития России направило в Минфин России предложения о целесообразности:

1) комплексного совершенствования действующего механизма получения гражданами (в том числе застрахованными в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании) капитализированных выплат в случае признания обязанных к их уплате лиц несостоятельными (банкротами);

2) рассмотрения вопроса о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части возложения на ФСС РФ функций по выплате капитализированных повременных платежей в отношении всех категорий граждан, а также регламентации условий и порядка осуществления ФСС РФ таких выплат.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о необходимости подготовки предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации Минэкономразвития России будет осуществлена разработка соответствующего проекта федерального закона.

На основании изложенного в рамках подготовки указанного проекта федерального закона Минэкономразвития России будет дополнительно проработан вопрос о разграничении компетенции между ФНС России и ФСС России в части представления требований по выплате капитализированных повременных платежей гражданам.

Заместитель директора

Департамента

корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ