Решение Верховного Суда РФ от 01.10.2007 N ГКПИ07-1052 <Об отказе в признании частично недействующим пункта 22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 октября 2007 г. N ГКПИ07-1052

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,

при секретаре Е.Н. Бараненко,

с участием прокурора Л.Ф. Масаловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании недействующим пункта 22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313, в части, не допускающей стоянку транспорта в противопожарном расстоянии между зданиями и сооружениями,

установил:

согласно пункту 22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

Гражданка Ч. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, в части, не допускающей стоянку транспорта в противопожарном расстоянии между зданиями и сооружениями.

Как указывает заявительница, положения данного пункта Правил, предусматривающие запрет для стоянки транспорта, противоречат действующему законодательству и нарушают ее права собственника домовладения.

Представитель Ч. по доверенности Забубенина В.А. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что неопределенность понятия "противопожарные расстояния" позволяет это как угодно трактовать должностным лицам, ограничивает право пользования автомобилем.

Представители заинтересованных лиц МЧС России Подлесская Т.И., Макеев А.А., Минюста России Покидова И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий МЧС России, не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав и законных интересов граждан.

Выслушав объяснения представителя Ч. по доверенности Забубениной В.А., представителей заинтересованных лиц МЧС России Подлесской Т.Н., Макеева А.А., Минюста России Покидовой И.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1, статья 251 ГПК РФ).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 г., регистрационный номер 4838, и опубликован в "Российской газете" N 129 4 июля 2003 г.

Пункт 22 Правил не разрешает использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования.

Пожарная безопасность Федеральным законом "О пожарной безопасности" определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, которые устанавливаются нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Пункт 22 Правил не разрешает использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования. Данный пункт расположен в разделе I "Общие положения" Правил.

Правила пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности. Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Правила изданы в пределах полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым МЧС России осуществляет нормативно-правовое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности.

Требований о согласовании МЧС России при издании правил противопожарной безопасности с другими заинтересованными министерствами и ведомствами ни Федеральный закон "О пожарной безопасности", ни Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не содержат.

При решении вопроса о соблюдении требований пожарной безопасности наряду с Правилами пожарной безопасности следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 Правил).

Так, СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденный Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, устанавливает, какими критериями следует руководствоваться при решении вопроса о допустимости расстояния между зданиями и сооружениями с точки зрения соответствия их противопожарным требованиям. Это назначение здания, степень огнестойкости здания, наличие оконных проемов и другие критерии.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, осуществляют свою деятельность в порядке, установленном Инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, которая утверждена Приказом МЧС России от 17 марта 2003 г. N 132.

Пункт 56 настоящей Инструкции предусматривает, что при осуществлении мероприятий по контролю на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание могут быть включены мероприятия, обоснованные требованиями нормативных документов, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений.

Соблюдение требований пожарной безопасности в силу статьи 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" обязательно для граждан, поэтому ссылки заявителя на незаконное ограничение ее прав собственника являются необоснованными.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами (статья 20.4).

Ссылки заявителя и ее представителя на положения Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Правила дорожного движения в Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку названные нормативные правовые акты не регулируют вопросы пожарной безопасности, а оспариваемый нормативный правовой акт издан во исполнение Федерального закона "О пожарной безопасности".

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы уполномоченным государственным органом, не противоречат действующему законодательству и не нарушают права граждан, заявление Ч. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ч. о признании недействующим пункта 22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313, в части, не допускающей стоянку транспорта в противопожарном расстоянии между зданиями и сооружениями, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ