Решение Верховного Суда РФ от 18.01.2006 N ВКПИ05-111 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "в" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 18 января 2006 г. N ВКПИ05-111

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда

Российской Федерации

полковника юстиции Калиниченко Ю.А.,

при секретаре -

капитане юстиции Федине А.М.,

с участием старшего военного прокурора

отдела 6 управления Главной

военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,

представителя Президента

Российской Федерации Рузина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", недействующим с момента утверждения,

установила:

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, поскольку считает, что оспариваемый нормативный акт в указанной части противоречит ст. 102 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

В обоснование своих требований заявитель указал, что 19 августа 2004 года приказом командира войсковой части 95054 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии".

27 декабря 2004 года в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка приказом командира войсковой части 63839 от 30 декабря 2004 года он на основании подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

М. полагает, что досрочное увольнение по указанному основанию не согласуется со ст. 102 Дисциплинарного устава, а он лишен возможности в течение года исправить свое поведение образцовым выполнением воинского долга. Его увольнение не является и дисциплинарным взысканием в виде "досрочного увольнения в запас с военной службы", которое на него не накладывалось.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания М. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление в его отсутствие.

Представитель Президента Российской Федерации Рузин А.В. требования заявителя не признал и пояснил, что подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы не противоречит Конституции РФ, Дисциплинарному уставу и иным нормативным актам в области обороноспособности государства. При этом он обратил внимание, что ст. 102 названного устава не препятствует увольнению военнослужащего до истечения годичного срока после наложения на него взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", как ошибочно полагает заявитель.

Выслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации Рузина А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Багателия В.И., полагавшего необходимым заявителю в требованиях отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 36 и 50 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а увольнение военнослужащих с военной службы производится в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, которое так же, как и общевоинские уставы, утверждается Президентом РФ (ст. 4 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне").

Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, а Указом от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" - Положение о порядке прохождения военной службы, которые приоритета друг над другом не имеют.

Не имеется также противоречий между положениями ст. 102 Дисциплинарного устава и подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, поскольку в силу ст. 1 названного Положения оно определяет порядок прохождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации и в других войсках, воинских формированиях и органах, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также другие вопросы, которые в соответствии с федеральными законами относятся к сфере его регулирования, а Дисциплинарный устав, в соответствии с его преамбулой, - сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

Согласно ст. 102 названного Устава дисциплинарное взыскание "предупреждение о неполном служебном соответствии" применяется один раз за время пребывания военнослужащего на занимаемой штатной должности. Если в течение года после наложения этого взыскания прапорщик или офицер не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, то он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас.

В соответствии со ст. 104 того же Устава досрочное увольнение в запас с военной службы применяется в отношении военнослужащего за невыполнение им условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, а также в случаях, когда военнослужащий перестал отвечать установленным ему требованиям.

Возможность досрочного увольнения военнослужащего, проходящего службу по контракту, в связи с невыполнением им его условий (подп. "в" п. 2 ст. 51 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") предусмотрена и подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

При этом каких-либо сроков, ограничивающих возможность применения к военнослужащему положений ст. 104 Дисциплинарного устава, подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и подп. "в" п. 2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" после наложения на него взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии" указанные нормативные акты не содержат.

Более того, анализ ст. 102 Дисциплинарного устава позволяет сделать вывод о возможности увольнения военнослужащего до истечения годичного срока после наложения на него дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", поскольку указание на этот срок должно расцениваться как испытательный период, в течение которого военнослужащий образцовым выполнением воинского долга обязан доказывать исправление своего поведения и действенность наложенного взыскания.

При нежелании военнослужащего исправить свое отношение к службе он может быть представлен к досрочному увольнению за невыполнение условий контракта, связанных как с совершением нового проступка, так и с ненадлежащим исполнением общих либо специальных обязанностей до истечения годичного срока.

В таких случаях военнослужащий подлежит увольнению по инициативе командования в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, а не в порядке реализации дисциплинарного взыскания.

С учетом изложенного противоречий между подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы и ст. 102 Дисциплинарного устава не имеется, а возможность увольнения военнослужащего после наложения на него дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии" до истечения годичного срока допустима.

Отсутствие же подп. "в" п. 4 ст. 34 названного Положения может повлечь правовую неопределенность в вопросах оценки качества прохождения военной службы по контракту военнослужащими, допускающими нарушения его условий.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

в удовлетворении заявления М. о признании недействующим подп. "в" п. 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО