Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 13.07.2022 N 10-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации - должность консультанта отдела по обеспечению деятельности Антитеррористической комиссии департамента региональной безопасности субъекта Российской Федерации"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 13 июля 2022 г. N 10-КЭ

О ПРАВЕ

СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ - ДОЛЖНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА ОТДЕЛА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ДЕПАРТАМЕНТА

РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке, о праве судьи в отставке замещать должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации - должность консультанта отдела по обеспечению деятельности Антитеррористической комиссии (далее - отдел АТК) департамента региональной безопасности субъекта Российской Федерации.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).

Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 16.04.2022) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 этой же статьи.

Таким образом, в отношении судей в отставке независимо от возраста и судейского стажа не действует запрет занимать иные, кроме должности судьи, государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

Согласно Типовому положению об аппарате антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденному 16 октября 2017 года председателем Национального антитеррористического комитета, аппарат антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации является структурным подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим организационное и материально-техническое обеспечение деятельности названной комиссии.

Как следует из представленного с запросом должностного регламента консультанта отдела АТК департамента региональной безопасности Нижегородской области, названная должность в соответствии с Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года N 225-З "О государственных должностях Нижегородской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области" относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы (группа 3) категории "Специалисты".

Поэтому замещение судьей, пребывающим в отставке, такой должности, допускается Законом о статусе судей; не вступает в противоречие с теми ограничениями и запретами, которые обязан соблюдать судья в отставке; не влечет приостановления (прекращения) выплаты назначенного судье при уходе в отставку ежемесячного пожизненного содержания.

Комиссия по этике напоминает о том, что ее заключения имеют рекомендательный характер. Судья, реализуя предусмотренное пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей право на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью после удаления в отставку, обязан самостоятельно определять наличие таких функциональных обязанностей по замещаемой должности, выполнение которых несовместимо со статусом судьи в отставке.