<Письмо> Росавиации от 07.06.2022 N Исх-20994/02 "Информация по безопасности полетов N 5"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 7 июня 2022 г. N Исх-20994/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 5 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

С наступлением летнего периода эксплуатации воздушных судов Росавиация отмечает резкое увеличение количества авиационных событий, связанных со столкновением ВС с птицами.

За 5 месяцев 2022 года произошло 18 инцидентов, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами (в 2021 году - 77), а также учтено 200 событий, связанных со столкновениями (угрозами столкновений) воздушных судов с птицами, не приведшими к повреждениям воздушных судов (в 2021 году - 1036 событий).

Столкновения воздушных судов с птицами представляют опасность как для самолетов и вертолетов транспортной категории, так и для воздушных судов авиации общего назначения.

01.06.2018 произошла авария вертолета Ми-8Т RA-25350. В результате столкновения с птицей произошло самовыключение левого двигателя в полете. Экипаж выполнил вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку.

15.08.2019 произошла авария самолета А-321 VQ-BOZ. В результате столкновения со стаей птиц после взлета произошло снижение тяги двигателей. Экипаж принял решение на выполнение аварийной посадки с убранным шасси по курсу взлета. Самолет приземлился на поле на расстоянии около 5 км от торца ВПП Жуковский и получил значительные повреждения.

08.06.2019 произошла авария самолета "Икар" RA-2628G. В полете произошло столкновение с птицей и попадание ее фрагментов в воздушный тракт карбюратора, приведшее к отказу двигателя. Пилот выполнил вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку.

Непредсказуемость последствий столкновения ВС с птицами и другими животными влечет за собой необходимость принятия максимального комплекса мер для снижения фактора опасности, связанного со столкновением ВС с птицами и другими животными.

В рамках имеющихся полномочий Росавиация обращает внимание, что в соответствии с пунктом 8.24 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, в том числе проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

В соответствии с разделом 4.12 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286, организация и обеспечение работ в связи с опасностью, создаваемой животными, возложена на оператора аэродрома гражданской авиации, включая вопросы регистрации сведений присутствия птиц на летном поле аэродрома, во время взлетов и заходов на посадку ВС (в светлое время суток, в пределах визуальной видимости) и хранения соответствующей документации.

С целью обеспечения безопасности полетов предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию по безопасности полетов до руководителей операторов аэродромов.

2. Рекомендовать руководителям операторов аэродромов, осуществляющих свою деятельность на территории, подконтрольной территориальному органу, с участием всех заинтересованных организаций:

проанализировать положения Руководства по аэропортовым службам, часть 3 "Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения" (Doc 9137, издание пятое - 2020 год) с целью принятия решений о практической реализации в аэропорту содержащихся в нем рекомендаций, а также рассмотреть необходимость внесения соответствующих изменений в руководящие документы оператора аэродрома;

уточнить порядок осуществления визуального наблюдения за птицами на аэродроме, исходя из того, что его осуществляют сотрудники подразделения (службы) оператора аэродрома, ответственного за орнитологическое обеспечение полетов, орган ОВД - во время взлетов и заходов на посадку ВС (в светлое время суток, в пределах визуальной видимости), сотрудники аэродромной службы - при подготовке элементов аэродрома к полетам и их осмотрах в пределах секторов плети и захода ВС на посадку. Сотрудники подразделений (служб), ответственных за орнитологическое обеспечение полетов, во время плановых и внеплановых осмотров должны осматривать взлетно-посадочную полосу и прилегающую к ней территорию летного поля;

проанализировать эффективность применяемых средств для отпугивания птиц, при отсутствии эффекта принять дополнительные меры по обеспечению их работы (изменение месторасположения, звука, направления и пр.) с учетом особенностей ВЛП-2022;

проанализировать организацию информирования экипажей воздушных судов о текущих изменениях орнитологической обстановки при осуществлении взлета и захода на посадку, а также вопросы хранения указанной информации в средствах объективного контроля органов ОВД;

при отсутствии эффективности других видов борьбы с птицами и другими животными рассмотреть вопрос применения летальных способов.

3. Провести совещание с участием представителей операторов аэродромов, филиалов ФГУП "Госкорпорация ОрВД" и эксплуатантов воздушных судов, осуществляющих свою деятельность на территории, подконтрольной территориальному органу, с целью обсуждения вопросов орнитологического обеспечения полетов и подтверждения готовности к выполнению полетов в период сезонной активности птиц.

4. Направить в адрес Росавиации обобщенный доклад о реализации требований настоящей Информации по безопасности полетов в срок до 24.06.2022.

А.В.НЕРАДЬКО