<Письмо> Ростехнадзора от 21.06.2017 N 08-00-15/262 "Об экспертизе промышленной безопасности железнодорожных цистерн для перевозки опасных грузов"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО

от 21 июня 2017 г. N 08-00-15/262

ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ

ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ

ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Управление общепромышленного надзора в связи с обращением по вопросам, связанным с цистернами для перевозки опасных грузов, сообщает.

К полномочиям органов Ростехнадзора относятся функции, связанные с промышленной безопасностью опасных производственных объектов на основе законодательных и нормативных требований.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) под техническими устройствами, применяемыми на опасном производственном объекте, понимаются машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Соответственно, в случаях эксплуатации железнодорожных транспортных средств (в том числе, например, вагонов-цистерн, локомотивов и др.) в порядке реализации производственно-технологических задач и процессов предприятия, то они могут быть отнесены к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах.

Также необходимо учитывать, что статьей 7 Федерального закона N 116-ФЗ определено, что обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В случаях, если техническими регламентами не установлены иные формы оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к таким техническим устройствам, то они подлежат экспертизе промышленной безопасности по позициям, установленным в п. 2 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона (к примеру, сосуды, работающие под давлением, по истечении срока службы).

Основные требования к проведению экспертизы промышленной безопасности определены статьей 13 Федерального закона N 116-ФЗ, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", учитываются также требования статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ, согласно которым эксплуатирующая опасный производственный объект организация обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Следует при этом иметь в виду, что техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" и рядом других технических регламентов определено, что в случаях, если риски, вызываемые изделиями, полностью или частично установлены в других технических регламентах Таможенного союза, ЕврАзЭС, или в отношении изделий приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования к ним, то изделия должны соответствовать требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется (полностью или поэлементно), что должно подтверждаться документально, в зависимости от формы подтверждения соответствия согласно Перечням объектов технического регулирования, приведенным в Приложениях к соответствующим техническим регламентам.

Принимается также во внимание, что требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (распространяющимися в том числе на вагон-цистерны), установлено, что продление срока службы для подпадающих под его действие объектов возможно при их модернизации с последующей сертификацией как вновь изготовленной продукции, что может, при необходимости, учитываться при организации и проведении экспертиз промышленной безопасности, касающихся деятельности, осуществляемой на опасных производственных объектах, а также при осуществлении процедур сертификации.

Тем самым определено, что подлежащие оценке соответствия требованиям технических регламентов объекты не могут подлежать экспертизе промышленной безопасности.

И.о. начальника Управления

общепромышленного надзора

Г.М.СЕЛЕЗНЕВ