Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ГТК РФ от 20.05.1998 N 01-15/10328 <О предпродажной подготовке и реализации товаров, обращенных в федеральную собственность>

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 мая 1998 г. N 01-15/10328

В связи с поступающими запросами таможенных органов об отдельных вопросах, связанных с предпродажной подготовкой и реализацией товаров, обращенных в федеральную собственность, в соответствии с Приказом ГТК России от 15.01.98 N 18 сообщаю:

1. Сертификация товаров, подлежащих реализации

Таможенные органы перед оценкой товара должны произвести его сертификацию, если она необходима по действующему законодательству. Перечень указанных товаров доводится приказами ГТК России до таможенных органов, информацию о них можно получить в отделах нетарифного и экспортного контроля. Оплата расходов за сертификацию товаров производится таможенным органом из средств, полученных от реализации товаров, в соответствии с письмом ГТК России от 04.07.96 N 01-15/11891. Таможенный орган может поручить получение сертификата на товар предприятию ГУП "Ростэк" с одновременной оплатой ему данного вида услуг за счет средств, указанных в настоящем пункте.

2. Оплата расходов по хранению товара на складе

При изъятии товара у участника ВЭД таможенный орган помещает его на склады (СВХ, ТС и иные склады) на основании договора хранения. Оплату расходов по хранению товара с момента помещения его на склад и до вступления постановления в законную силу по истечении сроков его обжалования осуществляет в соответствии со ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации участник ВЭД. При невозможности взыскания с участника ВЭД необходимых сумм за хранение товара на складе указанные расходы возмещаются таможенным органом в размере не более 10% от стоимости помещенных на склад товаров, транспортных средств и иных предметов за счет средств, вырученных от реализации. Вместе с тем обращаю внимание руководителей таможенных органов, что имеются случаи неоправданного затягивания сроков производства по делам о нарушении таможенных правил, что приводит к увеличению расходов по хранению изъятых товаров. В этих случаях необходимо строго руководствоваться законодательными актами Российской Федерации и нормативными документами ГТК России по соблюдению сроков ведения указанных дел и не допускать их превышения. Учитывая изложенное, прошу осуществлять постоянный контроль за соблюдением сроков производства по делам о НТП и, в случае их нарушения, привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, допустивших указанные нарушения.

Хранение товаров, обращенных в федеральную собственность таможенным органом, должно осуществляться предприятием по согласованным тарифам.

После вступления постановления о НТП в законную силу таможенный орган производит оценку товара в соответствии с установленным порядком. Произведя оценку, таможенный орган, после согласования с вышестоящим таможенным органом (при необходимости), в течение двух дней заключает с предприятием договор комиссии на реализацию товара с указанием в нем сроков реализации, установленных приложением 6 к Приказу ГТК России от 15.01.98 N 18. Оплата расходов по хранению товара производится таможенным органом за период с момента обращения товара в федеральную собственность (по истечении срока обжалования) до момента передачи его по акту описи и оценки комиссионеру.

3. По договору комиссии:

а) Договор комиссии, приложенный к Типовой технологической схеме, утвержденный Приказом ГТК России от 15.01.98 N 18, является типовым. Включение в него дополнительных пунктов или их исключение может быть произведено юридическим отделом таможенного органа совместно с отделом по распоряжению товарами, обращенными в федеральную собственность по согласованию с комиссионером, основываясь на положениях ГК РФ.

б) При заключении договора комиссии одновременно составляется акт приема - передачи товара комиссионеру, являющийся неотъемлемой частью договора комиссии. Передача товара комиссионеру производится комиссией, определенной приложением 1 к договору комиссии, в которую представители отделов таможенных расследований и собственной безопасности включаются по усмотрению начальника таможенного органа.

в) Пролонгация договора комиссии между таможенным органом и комиссионером допускается на большие партии товара, а также несезонный товар, без согласования с вышестоящей организацией, на период, составляющий не более половины срока, установленного в договоре комиссии, в том случае, если комиссионер за 5 дней до окончания срока договора информирует таможенный орган, что он может продать товар по ранее установленной цене.

г) Уценка товара и пролонгация договора комиссии таможенным органом допускается с разрешения вышестоящего таможенного органа. Для этого комиссионер за 5 дней до окончания договора должен представить таможенному органу необходимые документы, подтверждающие проведенную им работу по реализации товара на условиях гласности, использованию возможностей товарных рынков, а также причины, обосновывающие невозможность реализации товара в установленный срок по ценам, указанным в договоре комиссии.

К указанным документам относятся:

- публикация в средствах массовой информации и предложениях товарным биржам и торгующим организациям, ранее положительно зарекомендовавшим себя по исполнению договорных обязательств, перечней товаров, подлежащих реализации;

- информация об уровне цен на данный вид товара, с приложением ксероксных копий из каталогов цен ("Оптовик", рекламные сообщения в средствах массовой информации и т.п.), на момент (в течение месяца) заключения договора комиссии;

- информация о завершении срока действия сертификатов (качества, безопасности, гигиенических и др.) и о дополнительных расходах по получению новых сертификатов;

- прочие документы, подтверждающие невозможность реализации товара.

4. Оплата по договору комиссии

Пунктом 5.5 часть 2 Типовой технологической схемы (приложение 1 к Приказу ГТК России от 15.01.98 N 18) предусмотрено при заключении договора комиссии перечисление комиссионером максимально возможных авансовых платежей (предоплаты), под которыми следует понимать следующее:

- для подакцизных товаров (табачная и алкогольная продукция) Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 824 авансовый платеж установлен в размере 95% стоимости товара;

- по остальным группам товаров авансовый платеж комиссионера может устанавливаться произвольно, в зависимости от потребительского спроса на данный вид товара, его качества и насыщенности рынка.

5. Уничтожение и списание товаров

Уничтожение и списание товаров производится в случае невозможности их реализации из-за потери потребительских качеств и отказа соответствующих организаций в выдаче сертификата.

Основанием для уничтожения товара является заключение эксперта, органа по сертификации, Санэпиднадзора и других организаций, обладающих правом допуска товаров к реализации (далее - эксперт), о непригодности данного товара к дальнейшему использованию или употреблению.

Решение об уничтожении товара принимается комиссией, состав которой определен Приказом ГТК России от 15.01.98 N 18. Необходимость участия в комиссии представителя вышестоящего таможенного органа определяет его руководитель (заместитель руководителя, курирующий работу по распоряжению товарами, обращенными в федеральную собственность). Для решения вопроса об уничтожении и списании товара таможня должна представить в вышестоящий таможенный орган следующие документы:

а) Постановление о НТП в отношении указанного товара.

б) Акт описи и оценки, если товар был ранее оценен и / или передан на реализацию.

Если акт описи и оценки не был составлен таможенным органом из-за отказа компетентными организациями в выдаче сертификата на товар, вследствие потери им потребительских качеств, а без сертификата нельзя произвести оценку товара, то при последующем его списании учитывается предварительная оценка товара, указанная в постановлении о НТП.

в) Заключение эксперта о запрете реализации данного товара потребителям.

г) Справка о причинах появления в таможне товара, потерявшего свои потребительские качества. Если товар потерял свои потребительские качества в период нахождения на складе с момента его задержания до обращения его в федеральную собственность (изъятия в счет уплаты штрафа) или с момента обращения в федеральную собственность до его порчи, то в вышестоящий таможенный орган представляются материалы служебного расследования об установлении виновных лиц, допустивших порчу товара на той или иной стадии, с одновременным приложением копии приказа о возмещении ими материального ущерба.

д) Предложения таможни об иных способах распоряжения испорченным товаром (например: передача пищевых продуктов на корм скоту, демонтаж оборудования и реализация его запчастей, промпереработка и т.п.). Безвозмездная передача товара, потерявшего свои потребительские качества, не допускается.

Вышестоящий таможенный орган рассматривает представленные таможней указанные документы, после чего его руководитель (заместитель руководителя) принимает решение о целесообразности участия в вышеназванной комиссии представителей отделов регионального таможенного управления по распоряжению товарами, обращенными в федеральную собственность, и таможенной инспекции, или одного из них. Если на основании представленных документов вышестоящий таможенный орган может принять решение о целесообразности уничтожения товара, потерявшего свои потребительские качества, то он, без командирования в таможню вышеуказанных сотрудников, письменно уведомляет об этом таможню.

Одновременно обращаю внимание, что при помещении участниками ВЭД товара под режим отказа в пользу государства необходимо неукоснительно соблюдать требования Приказа ГТК России от 30.12.93 N 559, в соответствии с которым товар, подлежащий сертификации или контролю других государственных органов, помещается под указанный режим при наличии на него сертификата, а также других свидетельств о прохождении ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля. При отсутствии сертификата или других документов, упомянутых выше, на товар указанный режим не применяется, а товар помещается под другой режим, одним из которых может быть режим уничтожения.

Заместитель Председателя

Комитета

Г.М.АНУФРИЕВ