Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2014 N АПЛ14-42 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 06.12.2013 N АКПИ13-997 о частичном удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 11 и подпунктов "в", "д" пункта 12 Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 марта 2014 г. N АПЛ14-42

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 11 и подпунктов "в", "д" пункта 12 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307,

по апелляционной жалобе Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г., которым заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Б., Н., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307 утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения (далее - Правила).

Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2012 г., N 17.

Согласно пункту 11 Правил для заключения договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении) заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения (далее - заявка на подключение), которая содержит в том числе сведения о технических параметрах подключаемого объекта: расчетные максимальные часовые и среднечасовые расходы тепловой энергии и соответствующие им расчетные расходы теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение, а также вид и параметры теплоносителей (давление и температура) (абзацы второй и третий подпункта "в").

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что к заявке на подключение к системе теплоснабжения прилагаются топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500 (для квартальной застройки 1:2000) с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений (не прилагается в случае, если заявителем является физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства) (подпункт "в") и для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов (подпункт "д").

Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта "в" пункта 11 и подпунктов "в", "д" пункта 12 Правил в части, предписывающей указывать в заявке сведения, не относящиеся к предмету договора теплоснабжения и определяемые путем расчета расхода тепловой энергии теплоснабжающими или теплосетевыми организациями, являющимися исполнителями по договору о подключении, а не лицом, имеющим намерение подключить объект к системе теплоснабжения. В обоснование заявленных требований организация указала, что пункты 11 и 12 Правил в оспариваемой части обязывают представлять сведения и документы, не предусмотренные законом, противоречат статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают право заявителя на подключение к системам теплоснабжения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. заявление Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" удовлетворено частично. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "д" пункта 12 Правил в части, исключающей для юридических лиц возможность приложения к заявке на подключение к системам теплоснабжения незаверенных нотариально копий учредительных документов. В признании частично недействующими подпункта "в" пункта 11 и подпункта "в" пункта 12 Правил отказано.

В апелляционной жалобе Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта "в" пункта 11 и подпункта "в" пункта 12 Правил и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме. Считает, что требование о представлении потребителем тепловой энергии топографической карты является незаконным, так как не содержится ни в одном из федеральных законов, а требование об указании в заявке на заключение договора о подключении характеристик теплоносителя и технических параметров подключенного объекта не относится к существенным условиям договора теплоснабжения и также является незаконным.

Представитель Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции дал правильное толкование оспариваемым положениям Правил и нормам действующего федерального законодательства и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно Федеральному закону "О теплоснабжении" правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4). Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных этим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 14).

Во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации утвердило Правила, определяющие порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, которое осуществляется на основании договора о подключении. Основанием для подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения является подача заявителем заявки на подключение в случаях, определенных оспариваемыми в части Правилами.

Отказывая в признании недействующим подпункта "в" пункта 11 Правил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данная норма в оспариваемой части, содержащая требование об указании в заявке на подключение сведений о технических параметрах подключаемого объекта, не противоречит требованиям действующего законодательства, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.

В силу части 8 статьи 15 названного федерального закона к существенным условиям договора теплоснабжения отнесены объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставке теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем, а также величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения и режим потребления тепловой энергии.

Федеральным законом "О теплоснабжении" установлено, что тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление). Теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, определяется как теплопотребляющая установка, а количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени, - тепловой нагрузкой (пункты 1, 4, 41, 7 статьи 2).

Во исполнение названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, пунктом 21 которых к существенным условиям договора теплоснабжения отнесены величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Суд правильно указал в решении, что в соответствии с приведенными законоположениями, потребитель тепловой энергии потребляет тепловую нагрузку с использованием принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установок, различающихся по видам теплопотребления, при этом тепловая энергия, принимаемая этими установками, расходуется за определенный интервал времени и зависит от индивидуальных характеристик установок, используемых на объекте теплоснабжения.

С учетом того, что параметры используемого в этих установках теплоносителя объективно зависят от параметров самой теплопотребляющей установки, которые не могут быть определены теплоснабжающей организацией, обоснован вывод суда, что Правительство Российской Федерации вправе было установить в оспариваемой норме Правил требование об указании в заявке на подключение сведений о технических параметрах подключаемого объекта, к которым отнесены расчетные максимальные часовые и среднечасовые расходы тепловой энергии и соответствующие им расчетные расходы теплоносителей по видам теплопотребления.

Поскольку данные сведения предусмотрены Федеральным законом "О теплоснабжении" и отнесены к существенным условиям договора теплоснабжения, они подлежат обязательному представлению лицом, имеющим намерение подключить здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предполагается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии. Утверждения в апелляционной жалобе о том, что требование об указании в заявке на подключение характеристики теплоносителя (расчетные расходы) и технических параметров подключенного объекта не относится к существенным условиям договора и является незаконным, несостоятельны.

Градостроительным кодексом Российской Федерации закреплено, что инженерные изыскания представляют собой изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах и выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в иных целях. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Подготовка и реализация проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускается (пункт 15 статьи 1, часть 1 статьи 47, части 2 и 3 статьи 48).

Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий (часть 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании приведенных законоположений, устанавливающих, что программа инженерных изысканий разрабатывается на основе задания застройщика или технического заказчика в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, а также от сложности топографических условий территории, на которой будет осуществляться строительство, и степени изученных указанных условий, с учетом положений пункта 5.1.1.6 "СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96", утвержденных приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС, предусматривающих, что к программе инженерно-геодезических изысканий в зависимости от состава работ прилагают в том числе топографические карты, инженерно-топографические планы и планы инженерных коммуникаций и сооружений в цифровом и (или) графическом виде, суд первой инстанции правомерно указал в обжалованном решении, что топографическая карта является документом, наличие которого у застройщика предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что застройщик (физическое лицо) вправе (не обязан) по собственной инициативе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства, суд пришел к правильному выводу о том, что установленное оспариваемым подпунктом "в" пункта 12 Правил требование о приложении юридическими лицами к заявке на подключение топографической карты с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений определенного масштаба основано на нормах действующего законодательства и не противоречит ему.

При таком положении Апелляционная коллегия считает ошибочным доводы апелляционной жалобы о незаконности требования о приложении к заявке на подключение топографической карты.

Утверждения в апелляционной жалобе о том, что незаконность требования о приложении к заявке на подключение заверенных копий учредительных документов и требование о приложении топографической карты имеют аналогичное правовое обоснование и должны были быть разрешены судом аналогичным образом, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и не влекут отмену решения суда. Как правильно указано в обжалованном решении суда первой инстанции, представление нотариально заверенных копий учредительных документов при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ни Федеральным законом "О теплоснабжении", ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, регулирующим рассматриваемые правоотношения в сфере энергоснабжения, не предусмотрено. Требование же о приложении топографической карты, как уже было указано выше, вытекает именно из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

И.В.КРУПНОВ