До 31.12.2024 требования не применяются в части оснащения воздушных судов компонентами и комплектующими изделиями иностранного производства (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

Утверждены

приказом Минтранса России

от 2 августа 2018 г. N 290

ТРЕБОВАНИЯ

К ОСНАЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

И ОБОРУДОВАНИЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ ДОСТУПНОСТЬ ВОЗДУШНЫХ

СУДОВ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (далее - Требования), разработаны в соответствии с пунктом 10 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. Требования применяются к оснащению техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, воздушных судов российского и зарубежного производства, изготовленных и поставляемых (приобретаемых) на основании договоров, заключенных после 1 января 2020 г., эксплуатантами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров.

3. В случае, если конструкция воздушного судна, признанная в качестве типовой, предусматривает наличие туалета (туалетов), то не менее одного туалета в воздушном судне должно быть приспособлено для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Туалет, приспособленный для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, должен соответствовать следующим требованиям:

1) на двери туалета или рядом с ней должен размещаться универсальный символ в виде пиктограммы или тактильной полосы <1>;

--------------------------------

<1> Глава 9 Руководства по обеспечению доступности воздушного транспорта для инвалидов Международной организации гражданской авиации (Doc 9984). https://store.icao.int/manual-on-access-to-air-transport-by-persons-with-disabilities-doc-9984-english-printed.html.

2) дверные ручки, защелки, замки и прочая арматура должны управляться одной рукой, и для их срабатывания не должны требоваться точные движения пальцев, сжатие, захват или скручивание запястья;

3) устройство для спуска воды на унитазе, краны на раковине должны срабатывать автоматически или управляться закрытым кулаком;

4) дверные ручки, защелки, замки, краны на раковине и прочая арматура и устройства должны окрашиваться в цвет, контрастирующий с соседними участками;

5) окраска дозаторов жидкого мыла, держателей полотенец и мусоросборных контейнеров должна отличаться от окраски соседних участков, и они должны обозначаться тактильными знаками;

6) туалет должен быть оборудован кнопкой вызова бортпроводника, отличающейся по своей окраске от соседних участков, обозначенной тактильным знаком и не требующей для ее использования точной работы пальцев, сжатия, захвата или скручивания запястья;

7) санитарное оборудование (раковина умывальника, зеркало, емкости для бумажных полотенец, туалетной бумаги, мыльница, крючки) должно располагаться на высоте от 700 до 1100 мм;

8) ширина дверного проема туалета должна быть больше ширины предоставляемого перевозчиком кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна (далее - кресло-коляска);

9) стены туалета должны быть оснащены поручнями безопасности для удобства использования (поручни должны иметь округлую форму, контрастную окраску по сравнению с окружающими участками или маркироваться полоской контрастного цвета по всей длине каждого поручня, не иметь острых или царапающих элементов).

4. В салоне воздушного судна перед дверью туалета, приспособленного для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, должно быть место для разворота кресла-коляски.

5. Кресло-коляска должно быть оборудовано откидывающимися или съемными подножками и подлокотниками, пристяжным устройством, стопорами или другими средствами для предотвращения перемещения кресла-коляски.

6. Пол в салоне воздушного судна должен иметь безбликовую поверхность.

7. Устройство освещения на борту воздушного судна, за исключением лампочек для чтения и других осветительных устройств, управляемых пассажиром, должно обеспечивать освещение без резких перепадов по интенсивности.

8. Наносимые в салоне воздушного судна знаки не должны затеняться и отсвечивать. Буквы и символы должны быть окрашены в контрастные цвета (светлые на темном фоне или темные на светлом фоне). Шрифт букв должен быть без перпендикулярных штрихов на концах основных линий символов.

9. Ряды пассажирских кресел в салоне воздушного судна должны быть обозначены с использованием тактильной маркировки.

10. Воздушные суда должны быть оборудованы пассажирскими креслами с подвижными (опускающимися или поднимающимися) со стороны прохода подлокотниками в количестве не менее 50% от общего числа пассажирских кресел воздушного судна.