<Письмо> Роспотребнадзора от 19.08.2009 N 01/11921-9-32 "О применении норм КоАП при проведении административного расследования"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 19 августа 2009 г. N 01/11921-9-32

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ КОАП

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) в целях активизации действий должностных лиц Роспотребнадзора по проведению административного расследования, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), при обнаружении нарушений законодательства в области защиты прав потребителей, обращает ваше внимание на следующее.

Основные правила и некоторые особенности проведения административного расследования неоднократно и подробно разъяснялись Роспотребнадзором (письма от 20.06.2005 N 0100/4686-05-32 "О реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", от 22.10.2005 N 0100/7716-05-32 "О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", от 12.07.2007 N 0100/7062-07-32 "Об оптимизации практики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования", от 07.08.2009 N 01/11347-9-23 "Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг").

Помимо этого, указывалось на необходимость в своей работе руководствоваться также Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 и 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 N 42, от 26.07.2007 N 46, от 20.11.2008 N 60).

Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) не применяются к действиям должностных лиц государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Отсюда следует, что, в случае назначения административного расследования, его проведение должно осуществляться исключительно в соответствии со статьей 28.7 КоАП.

По смыслу статьи 28.7 КоАП административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Понятие административного расследования существенно отличается от понятия проверки, которая представляет собой действия должностных лиц по проведению оценки деятельности хозяйствующих субъектов, направленные на установление соответствия их деятельности (производимых или реализуемых товаров) обязательным требованиям (пункт 6 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ).

В соответствии с частью 1 ст. 28.7 КоАП административное расследование проводится после выявления административного правонарушения в области:

- законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП),

- законодательства о защите прав потребителей (статьи 10.8 (в части реализации продуктов животноводства), 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 при установлении факта нарушения прав потребителей),

- законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров (ст. 14.10 КоАП),

- государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (ст. 14.6 КоАП),

- охраны окружающей среды (статьи 8.2, 8.5, часть 2 ст. 8.6 КоАП),

- производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статьи 6.14,14.16 КоАП).

Возможность проведения административного расследования зависит от необходимости осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия уполномоченного должностного лица, связанные, например, с:

- получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;

- назначением экспертизы (ст. 26.4 КоАП);

- отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП);

- необходимостью получения показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП);

- направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП);

- истребованием сведений (ст. 26.10 КоАП).

Решение о проведении административного расследования принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4 ч. 4 ст. 28.1 и ч. 2 ст. 28.7 КоАП), которое оформляется соответствующим определением, отвечающим требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП. Такое решение принимается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на основании ч. 2 и ч. 3 ст. 22.3 и ч. 4 ст. 28.3 и Приказа Роспотребнадзора от 01.06.2005 N 421 "Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".