Решение Верховного Суда РФ от 07.02.2007 N ГКПИ06-1569 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 3 пункта 30 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, в части обязательства о безвозмездной передаче принадлежащих гражданам на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1569

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б., Б., Б. о признании недействующим абзаца третьего пункта 30 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в части обязательства о безвозмездной передаче принадлежащих гражданам на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность,

установил:

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно абзацу третьему пункта 30 Правил, утвержденных названным Постановлением Правительства Российской Федерации, граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семьи на праве общей собственности, под роспись уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.

Б., Б. и Б. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании приведенной нормы в части обязательства о безвозмездной передаче принадлежащих гражданам на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность. По мнению заявителей, указанное условие выдачи государственного жилищного сертификата не соответствует требованиям статей 1 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предоставляющих право на получение государственного жилищного сертификата тем гражданам, которые при выезде из районов Крайнего Севера передали занимаемое ими жилое помещение по договору социального найма органу местного самоуправления и стали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, независимо от последующего приобретения ими жилья в собственность.

Б., извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, причин неявки не сообщила (л.д. 34).

Заявители Б. и Б. поддержали заявленные требования, пояснив, что при выезде в 1994 году из районов Крайнего Севера ими было сдано ведомственное жилье, денежную компенсацию за которое они не получали, однако в выдаче государственного жилищного сертификата им было отказано со ссылкой на оспариваемое нормативное положение.

Представители Правительства Российской Федерации Бабарицкий А.Н., Павлова И.Ю., Каширских Н.В., возражая против заявленных требований, указали на то, что оспариваемая правовая норма основана на положениях статьи 6 упомянутого выше Федерального закона, прав и законных интересов заявителей не нарушает.

Обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив содержание абзаца третьего пункта 30 Правил на предмет его соответствия федеральному закону, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В части первой статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

При наличии жилья граждане для реализации имеющегося у них права на получение жилищной субсидии должны совершить действия, прописанные в статье 6 упомянутого Федерального закона, согласно которой условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат (часть 1). Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи (часть 2). Гражданам, продавшим жилье, принадлежащее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи (часть 4).

Из анализа приведенных норм закона в их взаимосвязи следует, что жилищные субсидии предоставляются не всем гражданам, относящимся к указанной категории, а только тем, которые не имеют жилья в других районах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели, выдача государственного жилищного сертификата обусловлена обязанностью граждан, имеющих в собственности жилье, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, передать принадлежащее им жилое помещение органу государственной власти или органу местного самоуправления.

В этих нормах закона отсутствует указание на то, что правило об отчуждении по договору мены жилого помещения распространяется только на те находящиеся в собственности граждан жилые помещения, которые расположены в районах Крайнего Севера. Напротив, из их содержания следует, что имеются в виду жилые помещения, принадлежащие гражданам на период получения ими государственного жилищного сертификата, независимо от того, в каких регионах Российской Федерации находится данное жилье.

В абзаце третьем пункта 30 Правил прописан механизм исполнения гражданами обязательства, возложенного на них законом, при реализации права на получение жилищной субсидии. Данная норма не возлагает на граждан никаких дополнительных обязательств, не предусмотренных федеральным законом, и не ограничивает их право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Оспариваемое положение Правил не нарушает прав и законных интересов заявителей, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

отказать в удовлетворении заявления Б., Б., Б. о признании недействующим абзаца третьего пункта 30 Правил выпуска и реализации государственных Жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в части обязательства о безвозмездной передаче принадлежащих гражданам на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ