IV. Организация обучения граждан в военных учебных центрах

40. Порядок обучения граждан в военных учебных центрах регулирует:

разработку программ военной подготовки по военно-учетным специальностям (далее - программы военной подготовки);

организацию учебной и методической работы, а также воспитательной (военно-политической) работы (далее - военно-политическая работа);

проведение учебных сборов (стажировок) граждан, проходящих обучение по программам военной подготовки;

проведение итоговой аттестации граждан, завершивших обучение по программам военной подготовки.

По решению начальника военного учебного центра в целях организации учебной, методической и военно-политической работы созывается заседание совета военного учебного центра. Порядок деятельности, условия создания совета военного учебного центра определяются в положении о военном учебном центре, утвержденном в порядке, установленном уставом образовательной организации (часть 4 статьи 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598).

41. Обучение граждан в военных учебных центрах проводится по военно-учетным специальностям в соответствии с программами военной подготовки.

42. Программа военной подготовки разрабатывается центральным органом военного управления, ответственным за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, в соответствии с квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке граждан, прошедших обучение по военно-учетной специальности в военном учебном центре (далее - квалификационные требования).

43. Квалификационные требования разрабатываются комиссией по разработке квалификационных требований (далее - комиссия).

44. Комиссия создается центральным органом военного управления, ответственным за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности. В состав комиссии включаются заместитель руководителя центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности (в качестве председателя комиссии), представители центрального органа военного управления, а также представители военных учебных центров.

45. Разработанные комиссией квалификационные требования после согласования с Главным управлением кадров утверждаются руководителем центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности.

46. Программа военной подготовки включает в себя:

общий расчет учебного времени по программе обучения (в часах) и распределение учебного времени;

учебный план;

рабочие программы дисциплин (модулей);

тематические планы изучения дисциплин (модулей);

программу учебных сборов (стажировки);

программу итоговой аттестации.

В случае, если программой военной подготовки предусматривается работа (ознакомление) со сведениями, составляющими государственную тайну, образовательной организацией осуществляется оформление гражданам допуска к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (Российская газета, 1993, N 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4845).

47. Изучение гражданами дисциплин (модулей) по программам подготовки запаса проводится на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин (модулей) по образовательной программе высшего образования, необходимых для получения:

гражданами, обучающимися по программе военной подготовки офицеров запаса, - высшего образования уровня бакалавриата, специалитета или магистратуры;

гражданами, обучающимися по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса или по программе военной подготовки солдат, матросов запаса, - высшего образования уровня бакалавриата или специалитета.

Общий расчет учебного времени по программам подготовки запаса и распределение учебного времени осуществляются из расчета продолжительности учебного дня, равного 9 академическим часам, из которых 6 часов отводятся на учебные занятия, 3 часа - на самостоятельную работу (в том числе до 1 часа на военно-политическую работу и тренировки).

48. Учебный план разрабатывается военным учебным центром на основе квалификационных требований на срок военной подготовки граждан по военно-учетной специальности.

Учебный план обсуждается на заседании совета военного учебного центра, согласовывается с должностными лицами образовательной организации, ответственными за организацию образовательной деятельности, руководителем центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, начальником Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, подписывается начальником военного учебного центра и утверждается ректором.

В учебный план включаются перечень военно-профессиональных дисциплин (модулей), учебных сборов (стажировок) с указанием их объема (трудоемкости) в часах (зачетных единицах), сроков их освоения (по периодам обучения), объема контактной работы обучающихся с профессорско-преподавательским составом (далее - контактная работа) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся, а также формы промежуточной аттестации, состав итоговой аттестации по военной подготовке.

В целях отражения достижений военной науки, техники и передового опыта войск (сил) ежегодно допускается:

вносить в учебный план изменения (дополнения);

перераспределять время между дисциплинами (модулями);

вводить в дисциплину (модуль) (исключать из дисциплины (модуля) темы, перераспределять учебное время между периодами обучения, а также по темам и видам учебных занятий, но не более 20 процентов учебного времени, отведенного на дисциплину (модуль);

вводить в модуль новые дисциплины (разделы), перераспределять время на их изучение в пределах модуля между периодами обучения, а также по темам и видам учебных занятий при условии выполнения установленных требований к результатам освоения модуля.

49. Рабочая программа дисциплины (модуля) разрабатывается военным учебным центром (кафедрами (циклами) при их наличии в составе военного учебного центра) на основе квалификационных требований и учебного плана, рассматривается на заседании совета военного учебного центра, подписывается начальником военного учебного центра и утверждается проректором по учебной работе.

Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:

наименование дисциплины (модуля);

содержание дисциплины (модуля) по темам (разделам);

планируемые результаты освоения дисциплины (модуля);

распределение учебного времени, выделенного на контактную работу (по семестрам, разделам и видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

график контроля успеваемости обучающихся;

перечень основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине (модулю);

перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем, необходимых для освоения дисциплины (модуля);

перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля);

методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);

методические указания для преподавательского состава по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю);

фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

50. На основе рабочей программы дисциплины (модуля) разрабатывается тематический план изучения дисциплины (модуля), который конкретизирует ее содержание, содержит организационно-методические рекомендации преподавательскому составу по подготовке и проведению учебных занятий, перечень учебных вопросов по каждому учебному занятию, материально-техническое обеспечение каждого учебного занятия.

Тематический план изучения дисциплины (модуля) разрабатывается военным учебным центром (кафедрами (циклами) при их наличии в составе военного учебного центра), подписывается разработчиком тематического плана и утверждается начальником военного учебного центра (кафедры (цикла) при ее (его) наличии в составе военного учебного центра).

Ежегодно в тематический план изучения дисциплины (модуля) допускается вносить изменения, касающиеся содержания, организации, методики преподавания и материально-технического обеспечения дисциплины (модуля).

51. Программа учебных сборов (стажировки) разрабатывается военным учебным центром на основе квалификационных требований и определяет общие организационные, учебные, методические и материально-технические условия проведения учебных сборов (стажировки).

Программа учебных сборов (стажировки) включает в себя:

объем учебных сборов (стажировки) в часах (зачетных единицах) и их продолжительность в днях (неделях);

содержание учебных сборов (стажировки);

перечень планируемых результатов обучения при прохождении учебных сборов (стажировки), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы военной подготовки;

формы отчетности по учебным сборам (стажировке);

перечень учебной литературы, необходимой для проведения учебных сборов (стажировки);

описание учебно-материальной базы, необходимой для проведения учебных сборов (стажировки).

Программа учебных сборов (стажировки) подписывается начальником военного учебного центра и утверждается руководителем центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности.

52. Программа итоговой аттестации разрабатывается военным учебным центром на основе квалификационных требований и учебного плана.

В программе итоговой аттестации указываются:

вид аттестационного испытания;

период проведения аттестационного испытания;

наименование военно-учетной специальности;

цель аттестационного испытания;

требования к результатам освоения программы военной подготовки, проверяемым в ходе аттестационного испытания;

характеристика содержательной части программы военной подготовки, подлежащей проверке в ходе аттестационного испытания;

условия допуска к аттестационному испытанию;

порядок организации и проведения аттестационного испытания;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения, разрешенного для использования обучающимися в ходе аттестационного испытания, и условия его использования;

фонд оценочных средств.

Программа итоговой аттестации разрабатывается военным учебным центром, обсуждается на заседании совета военного учебного центра, подписывается начальником военного учебного центра, утверждается руководителем центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, и доводится до обучающихся не позднее чем за полгода до начала итоговой аттестации по программе военной подготовки.

53. Основными видами учебной работы для обучающихся по программам военной подготовки являются лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, военные (военно-специальные) игры, самостоятельная работа.

Военным учебным центром могут устанавливаться иные виды учебных занятий.

Расписание учебных занятий составляется в порядке, установленном образовательной организацией, и подписывается начальником военного учебного центра.

В расписании учебных занятий указываются подразделение обучающихся, дисциплина (элемент учебного модуля), вид учебного занятия и номер темы согласно тематическому плану, дата, время и место его проведения, преподавательский состав, проводящий учебные занятия.

Продолжительность учебного занятия в форме контактной работы не может превышать 90 минут.

54. Лекции составляют основу теоретического обучения, их целью является формирование у обучающихся теоретической базы военно-профессиональных компетенций.

Лекции проводятся начальниками военных учебных центров, их заместителями, начальниками кафедр (циклов) (при их наличии в составе военного учебного центра), их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями. Приказом начальника военного учебного центра к проведению лекций могут допускаться наиболее опытные преподаватели, которые имеют ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет, являются авторами учебных пособий.

55. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) дисциплины (модуля) в целях углубленного изучения дисциплины (модуля), проверки освоения учебного материала, формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной и научной информации, аналитического мышления.

Подготовка обучающихся к семинару осуществляется на основе задания, которое разрабатывается в военном учебном центре (на кафедрах (циклах) при их наличии в составе военного учебного центра) и выдается обучающимся не позднее дня проведения лекции, завершающей рассмотрение теоретических вопросов предстоящего семинара.

56. Практические занятия проводятся в целях приобретения навыков применения методов, методик исследовательской работы, решения задач, выполнения чертежей, производства расчетов, ведения рабочих карт, разработки боевых и служебных документов, использования специализированного программного обеспечения; практического овладения иностранными языками; отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоения вооружения и военной техники (объектов) и иного оборудования, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта.

57. Лабораторные работы проводятся в целях практического закрепления обучающимися теоретической базы изучаемой дисциплины (модуля), овладения ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, формирования навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой.

58. Групповые упражнения проводятся по тактическим и тактико-специальным дисциплинам (модулям) в целях приобретения обучающимися практического опыта планирования, организации боевых действий (боя), их обеспечения и управления войсками (силами).

Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники (ВВТ) и составляют основу обучения по организации их применения, эксплуатации и ремонта. Групповые занятия проводятся в специализированных классах с использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки.

59. Тактические (тактико-специальные) занятия и учения проводятся в целях приобретения обучающимися практического опыта организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода, роты и им равных) и управления ими в бою.

Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный характер, проводятся в полевых условиях.

60. Военные (военно-специальные) игры носят комплексный характер и проводятся по темам тактических (тактико-специальных) и военно-специальных учебных дисциплин (модулей) в целях приобретения обучающимися практического опыта исполнения конкретных должностных обязанностей при организации и ведении боя и его всестороннего обеспечения

61. Тактические (тактико-специальные) учения и военные (военно-специальные) игры проводятся непрерывно с использованием карт в учебных классах, на учебных командных пунктах, а также на местности с использованием средств управления и связи.

Руководителями тактических (тактико-специальных) учений и военных (военно-специальных) игр являются начальник военного учебного центра или его заместители.

62. Для проведения каждого учебного занятия преподавателем разрабатывается план, который утверждается начальником военного учебного центра, начальником кафедры (цикла) (при ее (его) наличии в составе военного учебного центра), а при наличии предметно-методической комиссии - ее председателем.

Тексты лекций, задания на семинар, содержание лабораторных работ и другие учебно-методические материалы, необходимые для проведения учебных занятий, обсуждаются на заседаниях военного учебного центра (кафедр (циклов) при их наличии в составе военного учебного центра), предметно-методической комиссии и утверждаются начальником военного учебного центра, начальником кафедры (цикла) (при ее (его) наличии в составе военного учебного центра) или председателем предметно-методической комиссии и хранятся в течение всего периода обучения по действующим учебным планам.

Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико-специальных), военных (военно-специальных) игр разрабатываются учебные тактико-специальные или тактические задачи.

63. Самостоятельная работа обучающихся организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим учебным занятиям, промежуточной и итоговой аттестациям.

Самостоятельная работа организуется и контролируется начальником военного учебного центра или его заместителями. Ее методическое обеспечение осуществляется военным учебным центром (кафедрами (циклами) при их наличии в составе военного учебного центра).

64. В целях руководства самостоятельной работой обучающихся и оказания им помощи в освоении учебного материала в период обучения по программам военной подготовки проводятся консультации. Консультации проводятся в часы самостоятельной работы и являются индивидуальными. Перед проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, военных (военно-специальных) игр, экзаменов (зачетов) проводятся групповые консультации.

65. Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию по программам военной подготовки.

66. Текущий контроль успеваемости осуществляется в целях проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования обучающихся, совершенствования методики проведения учебных занятий и проводится в ходе всех видов учебных занятий. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий.

Видами текущего контроля являются рубежный контроль и контрольные работы.

Рубежный контроль осуществляется в целях систематической проверки достижения обучающимися обязательных результатов обучения по дисциплине (модулю), которые необходимы для дальнейшего обучения, выполнения программных требований к уровню подготовки. Рубежный контроль проводится по завершении изучения отдельных тем, разделов дисциплины (модуля).

Контрольные работы выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения обучающимися упражнений, приемов и нормативов. Контрольные работы могут проводиться в электронной форме.

67. Промежуточная аттестация осуществляется в целях определения степени достижения учебных целей по дисциплине (модулю) и проводится в форме зачетов (зачетов с оценкой), экзаменов. Формы промежуточной аттестации по конкретным дисциплинам (модулям) устанавливаются учебным планом.

По дисциплинам объемом менее двух зачетных единиц (48 часов учебных занятий с преподавателем) в качестве промежуточной аттестации предусматривается зачет (зачет с оценкой). По дисциплинам (модулям) объемом более двух зачетных единиц предусматривается экзамен. По дисциплинам (модулям) объемом более двух зачетных единиц, имеющим самостоятельные разделы, учебным планом могут предусматриваться два и более экзаменов, при этом решение о количестве экзаменов принимается на заседании военного учебного центра.

Зачет (зачет с оценкой) проводится по дисциплине (модулю) в целом, а в отдельных случаях - по ее (его) разделам.

Экзамен проводится по окончании изучения дисциплины (модуля).

Зачет (зачет с оценкой) принимается преподавателем, проводящим учебные занятия в группе или лекции по данной дисциплине (модулю). Прием зачета (зачета с оценкой) проводится в течение семестра в часы, отведенные для изучения дисциплины (модуля). В случае, когда учебным планом предусмотрено проведение зачета с оценкой в период экзаменационной сессии, расписанием экзаменов предусматривается не менее одного дня на подготовку к нему.

Экзамен по дисциплине принимается преподавателем, проводящим лекции по данной дисциплине. Для приема экзамена может создаваться комиссия. Решение о создании комиссии принимается на заседании военного учебного центра (кафедр (циклов) при их наличии в составе военного учебного центра). В ее состав назначаются преподаватели, ведущие учебные занятия по данной дисциплине. Экзамен по модулю принимают преподаватели, проводившие учебные занятия по всем дисциплинам (разделам) модуля.

Расписание экзаменов разрабатывается в порядке, установленном образовательной организацией.

68. В рамках текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, итоговой аттестации для оценки знаний и навыков обучающихся предусмотрены оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", "зачтено", "не зачтено".

69. Методическая работа военного учебного центра организуется в целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебной работы, повышения педагогического мастерства преподавательского состава.

Методическая работа военного учебного центра включает:

разработку и внедрение в процесс военной подготовки военного учебного центра образовательных технологий, а также их совершенствование;

организацию и проведение учебно-методических сборов, совещаний, семинаров и методических занятий;

рассмотрение методик обучения на заседаниях военного учебного центра (кафедр (циклов) при их наличии в составе военного учебного центра) и предметно-методических комиссий;

повышение педагогического мастерства преподавательского состава;

организацию и проведение контроля учебных занятий;

проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в процесс военной подготовки;

разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий;

изучение, обобщение и распространение опыта педагогической работы.

70. Методическую работу в военном учебном центре организует учебная часть, в состав которой входит методический кабинет. Учебная часть разрабатывает план методической работы на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы включаются в план основных мероприятий военного учебного центра.

71. В целях координации деятельности военного учебного центра по организации методической работы, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, оказания помощи преподавательскому составу в повышении его педагогической квалификации решением совета военного учебного центра создаются предметно-методические комиссии. При наличии в составе военного учебного центра кафедр (циклов) предметно-методические комиссии создаются на кафедрах (циклах) решением начальника кафедры (цикла).

В их состав включаются преподаватели, ведущие деятельность по дисциплинам (модулям), могут включаться преподаватели смежных дисциплин (модулей), другие работники военного учебного центра. Председатель предметно-методической комиссии избирается составом комиссии и утверждается начальником военного учебного центра. На заседаниях предметно-методических комиссий обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения предметно-методической комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем.

Учебная часть ежемесячно планирует и организует проведение лекций, докладов, научных сообщений и консультаций по обучению, обеспечивает накопление научно-методических материалов, ведение библиографии, проведение всех видов методических занятий и их учет, выпуск методических бюллетеней, выставки педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета организуются и проводятся заседания предметно-методических комиссий, показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с начинающими преподавателями.

72. Повышение педагогического мастерства преподавательского состава военного учебного центра осуществляется в ходе проведения учебно-методических сборов, совещаний, семинаров и методических занятий, при рассмотрении методик обучения на заседаниях военного учебного центра (кафедр (циклов) при их наличии в составе военного учебного центра) и предметно-методических комиссий.

73. По решению руководителей центральных органов военного управления, ответственных за организацию военной подготовки в военном учебном центре (ответственных за организацию военной подготовки по военно-учетным специальностям), в целях изучения проблемных вопросов военной теории и практики, обмена опытом учебной и методической работы, подведения итогов деятельности военных учебных центров и постановки задач проводятся учебно-методические сборы.

74. Методические совещания проводятся в военном учебном центре, на кафедрах (циклах) (при их наличии в составе военного учебного центра) в целях рассмотрения конкретных вопросов методики проведения учений, военных игр, иных вопросов организации военной подготовки. Совместные совещания нескольких кафедр (циклов) (при их наличии в составе военного учебного центра) организуются и проводятся начальником военного учебного центра или его заместителями.

Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся в соответствии с планом методической работы военного учебного центра, кафедр (циклов) (при их наличии в составе военного учебного центра).

Инструкторско-методические занятия проводятся по наиболее важным темам программы военной подготовки в целях отработки единообразной организации и методики проведения учебных занятий, освоения новых методических приемов. Они проводятся начальником военного учебного центра или его заместителями, начальниками кафедр (циклов) (при их наличии в составе военного учебного центра).

Показные учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях показа образцовой организации и методики проведения учебных занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения.

Открытые учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавательскому составу в организации и методике проведения учебных занятий.

Пробные учебные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавательского состава и допуска его к самостоятельному проведению учебных занятий с обучающимися, а также рассмотрения организации и методики проведения учебных занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные учебные занятия проводятся по решению начальника военного учебного центра, начальника кафедры (цикла) (при их наличии в составе военного учебного центра) без обучающихся перед преподавателями.

Открытые и пробные учебные занятия обсуждаются на заседаниях военного учебного центра (кафедр (циклов) при их наличии в составе военного учебного центра), предметно-методических комиссий.

75. На заседании военного учебного центра не реже одного раза в год рассматриваются вопросы методической работы.

76. На заседаниях военного учебного центра (кафедр (циклов) при их наличии в составе военного учебного центра) обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания дисциплин (модулей), методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, профессиональной переподготовки и повышения квалификации личного состава военного учебного центра (кафедр (циклов) при их наличии в составе военного учебного центра), результаты контроля учебных занятий и иные вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником военного учебного центра, начальником кафедры (цикла) (при их наличии в составе военного учебного центра). Заседания военного учебного центра (кафедр (циклов) при их наличии в составе военного учебного центра) должны проводиться не реже одного раза в месяц.

77. Контроль учебных занятий организуется и проводится в целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий.

Контроль учебных занятий проводится как планово, так и внепланово.

Контроль учебных занятий проводится начальником военного учебного центра, его заместителями, начальниками кафедр (при их наличии в составе военного учебного центра), их заместителями, начальниками циклов, профессорами, доцентами и старшими преподавателями.

Контроль учебного занятия включает проверку соответствия темы и учебных вопросов тематическому плану дисциплины (модуля), расписанию учебных занятий, правильности определения целей учебного занятия, наличия у преподавателя необходимых учебно-методических материалов для проведения учебного занятия, владения преподавателем учебным материалом, способности применять разнообразные технологии обучения, эффективности использования учебного времени, степени усвоения учебного материала обучающимися, своевременности начала и окончания учебного занятия, явки обучающихся на учебное занятие и причин отсутствия по каждому случаю в отдельности, правильности и аккуратности ведения журнала учета учебных занятий, внешнего вида, соблюдения формы одежды преподавателем и обучающимися, дисциплины на учебном занятии, выполнения требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, соблюдения норм воинского этикета и правил воинской вежливости, состояния учебной аудитории и иных вопросов содержания, организации и методики проведения учебного занятия.

Результаты контроля учебного занятия и оценка проведения учебного занятия преподавателем отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавателя.

Контроль учебных занятий, проводимых доцентами, старшими преподавателями, организуется не реже двух раз в семестр, а учебных занятий, проводимых заместителями начальника военного учебного центра, начальниками кафедр (циклов), заместителями начальников кафедр (при их наличии в составе военного учебного центра) и профессорами, - не реже одного раза в семестр. Контроль учебных занятий, проводимых начальниками кафедр (циклов) (при их наличии в составе военного учебного центра), заместителями начальников кафедр и профессорами, осуществляется начальником военного учебного центра и его заместителями.

Результаты контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно на заседаниях совета военного учебного центра.

78. Военно-политическая работа в военном учебном центре проводится в целях поддержания высокого морально-психологического состояния обучающихся и работников военного учебного центра, правопорядка и дисциплины.

Военно-политическая работа в военном учебном центре представляет собой комплекс согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени мероприятий военно-политической пропаганды и агитации, психологических, культурно-досуговых и иных мероприятий.

Военно-политическая работа в военном учебном центре планируется, организуется и проводится под руководством начальника военного учебного центра в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2020, N 28, ст. 4415), приказов Министра обороны Российской Федерации в области организации военно-политической работы и настоящего Порядка.

79. Организация военно-политической работы включает:

планирование деятельности работников военного учебного центра по организации военно-политической работы, выбору и применению методов, форм и средств воспитания обучающихся, своевременной корректировке содержания военно-политической работы исходя из реального положения и с учетом дифференцированного подхода к решению поставленных задач;

анализ уровня морально-психологического состояния, состояния правопорядка и дисциплины обучающихся и работников военного учебного центра на основе изучения материалов, а также проведения бесед, наблюдений, опросов, социологических и психологических исследований;

систематическое обучение работников военного учебного центра практике военно-политической работы;

анализ и обобщение достигнутых результатов военно-политической работы и выработку предложений по ее совершенствованию.

80. Эффективность военно-политической работы достигается: скоординированными усилиями органов военного управления, органов военно-политической работы; обеспечением непрерывности военно-политической работы, дифференцированного подхода при ее организации к различным категориям военнослужащих; наличием материальной базы.

Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа преподавательского состава, проводимая в течение всего периода обучения на основе изучения динамики формирования профессионально важных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого гражданина.

81. Преподавательский состав военного учебного центра обеспечивает решение военно-политических задач в ходе обучения и повседневной деятельности высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и гражданам, формированием в ходе решения учебных задач практических навыков военно-политической работы обучающихся с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера.

82. В целях выполнения задачи по реализации программ военной подготовки создается учебно-материальная база военного учебного центра, которая включает комплекс зданий, сооружений, материальных и технических средств.

83. Размещение военного учебного центра обеспечивает его изолированное расположение от других подразделений образовательной организации, возможность организации и поддержания внутреннего порядка в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2020, N 28, ст. 4415).

Учебные помещения военного учебного центра оборудуются в соответствии с военно-профессиональными дисциплинами (разделами) программы военной подготовки и используются только для проведения учебных занятий и самостоятельной работы граждан, обучающихся в военном учебном центре.

Аудитории, лаборатории и другие учебные помещения, предназначенные для проведения учебных занятий, оснащаются подлежащими изучению образцами ВВТ и другими материальными средствами (техническими средствами обучения, плакатами, приборами, макетами узлов и агрегатов) в соответствии с табелями вооружения, военной техники и военно-учебного имущества (далее - табель), а также учебной литературой (учебниками, учебными пособиями, в том числе электронными), служебными изданиями (уставами, наставлениями, руководствами, инструкциями, картами), учебными фильмами, мультимедийной и печатной продукцией военной и военно-патриотической направленности, используемыми в процессе обучения по программам военной подготовки, снабжение которыми организуется центральными органами военного управления и командующими войсками военных округов, Северным флотом (далее - военный округ).

Выделяемые военному учебному центру учебные помещения, в которых проводятся секретные работы, оборудуются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны, предъявляемыми к помещениям для конкретного вида секретных работ.

Помещения, в которых осуществляются обработка и (или) обсуждение информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, оборудуются в соответствии с требованиями по защите информации от утечки по техническим каналам.

Основанием для поставки ВВТ является потребность в ВВТ в соответствии с табелями. Военные учебные центры являются получателями ВВТ на правах воинских частей.

Ведение бухгалтерского учета имущества военных учебных центров номенклатуры Министерства обороны осуществляется обслуживающими финансовыми органами.

84. Для практической реализации программы военной подготовки военные учебные центры по согласованию с руководителями центральных органов военного управления, ответственных за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, используют полевую учебную базу воинских частей, военно-учебных заведений, учебных центров и полигонов Министерства обороны.

Для изучения нормативных и служебных документов решением руководителя центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетным специальностям, военные учебные центры прикрепляются к подчиненным воинским частям, военно-учебным заведениям и учреждениям Министерства обороны. Если в центральном органе военного управления нет подчиненных воинских частей, то прикрепление осуществляется военным округом по ходатайству руководителя соответствующего центрального органа военного управления.

85. Учебные сборы (стажировки) являются составной частью военной подготовки, предназначены для практического обучения граждан эксплуатации, ремонту, боевому применению ВВТ, совершенствования командно-методических навыков и навыков военно-политической работы, общевоенной и физической подготовки, отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами, выполнения других учебно-боевых задач и приобретения опыта в исполнении обязанностей по должностному предназначению.

86. Для граждан, обучающихся по программе подготовки офицеров кадра, продолжительность учебных сборов составляет 14 суток, продолжительность стажировки - 30 суток.

87. Для граждан, обучающихся по программам подготовки запаса, продолжительность учебных сборов или стажировки, если она предусмотрена программой подготовки, составляет 30 суток.

88. Время следования на учебные сборы (стажировки) и обратно в продолжительность учебных сборов (стажировок) не засчитывается.

89. Для обеспечения своевременного проведения учебных сборов начальники военных учебных центров до 1 июня представляют в центральные органы военного управления, штабы военных округов заявки на проведение учебных сборов (стажировок) граждан, проходящих военную подготовку в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования в воинских частях в следующем году (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к настоящему Порядку).

90. В срок до 15 июля центральные органы военного управления и военные округа представляют в Главное управление кадров утвержденные руководителями центральных органов военного управления, начальниками штабов военных округов планы проведения учебных сборов (стажировок) граждан, обучающихся по программам военной подготовки в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (далее - План проведения учебных сборов) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 9 к настоящему Порядку).

91. Исходными данными для планирования учебных сборов (стажировок) являются:

сведения о количестве граждан, направляемых на учебные сборы (стажировки);

сведения о состоянии и емкости учебной материально-технической базы, казарменно-бытового фонда воинских частей;

сведения о наличии в воинских частях специалистов, способных обеспечить выполнение гражданами программы учебных сборов (индивидуального задания);

сведения о планируемых в следующем году мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки войск (сил), командно-штабных и других учений.

92. Количество граждан, направляемых на учебные сборы (стажировки) в следующем году, а также предварительные объемы бюджетных ассигнований на их проведение определяются центральными органами военного управления, ответственными за организацию военной подготовки по военно-учетным специальностям.

93. В случае планирования учебных сборов (стажировок) на базе неподчиненных воинских частей осуществляется согласование с центральными органами военного управления или военными округами возможности проведения учебных сборов (стажировок) в указанных воинских частях и время их проведения.

94. На основании представленных планов проведения учебных сборов Главное управление кадров разрабатывает сводный план проведения учебных сборов (стажировок) граждан, проходящих военную подготовку в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (далее - сводный план).

95. Сводный план (выписки из сводного плана) доводится до штабов военных округов в целях организации всестороннего обеспечения учебных сборов в воинских частях, дислоцируемых на территории военного округа, а также до центральных органов военного управления, представивших заявки на проведение учебных сборов в не подчиненных им воинских частях.

96. Медицинское освидетельствование граждан мужского пола, подлежащих направлению на учебные сборы, организуется в военном комиссариате по месту нахождения образовательной организации по заявке образовательной организации не позднее чем за три месяца до начала учебных сборов.

97. Учебные сборы (стажировка) проводятся администрацией учебных сборов (руководителем стажировки) в соответствии с программой учебных сборов.

98. Не позднее чем за один месяц до начала учебных сборов командиры воинских частей в целях обеспечения проведения учебных сборов назначают из числа подчиненных должностных лиц администрацию учебных сборов в составе начальника учебных сборов, его заместителей по военно-политической работе, материально-техническому обеспечению, командиров и старшин рот (батарей) по числу формируемых подразделений, а также выделяют медицинский персонал и поваров.

99. Направление граждан на учебные сборы (стажировки) осуществляется военными комиссариатами по месту нахождения образовательной организации в соответствии с выписками из Плана проведения учебных сборов, по спискам граждан, проходящих военную подготовку по военно-учетной специальности в военном учебном центре, направляемых на учебные сборы в войсковую часть (далее - списки), составленным в алфавитном порядке на всех граждан, направляемых в одну воинскую часть (рекомендуемый образец приведен в приложении N 10 к настоящему Порядку).

Списки составляются военным учебным центром в пяти экземплярах, подписываются начальником военного учебного центра, военным комиссаром по месту нахождения образовательной организации, утверждаются ректором и заверяются печатями образовательной организации и военного комиссариата.

Один экземпляр списка остается в образовательной организации, второй экземпляр направляется в военный комиссариат. В воинскую часть, в которой проводятся учебные сборы, представляются третий, четвертый и пятый экземпляры списка, в которых после проведения учебных сборов делается запись о прохождении гражданами учебных сборов (стажировки). Запись заверяется подписью командира воинской части и печатью воинской части.

Третий экземпляр списка остается в воинской части, где проводились учебные сборы, четвертый и пятый экземпляры представляются в образовательную организацию и военному комиссару, направившему граждан на учебные сборы (стажировку), соответственно, где хранятся в течение трех лет.

100. По окончании учебных сборов на каждого гражданина, прошедшего учебные сборы, составляется служебная характеристика, а на гражданина, прошедшего стажировку, - отзыв, которые подписываются начальником учебных сборов или руководителем стажировки и заверяются печатью воинской части, где проводились учебные сборы или стажировка. Служебные характеристики (отзывы) на граждан, прошедших учебные сборы (стажировку), подшиваются в личные дела.

Гражданин отчисляется с учебных сборов (стажировки) в следующих случаях:

по недисциплинированности;

в связи с невыполнением гражданином условий заключенного договора об обучении по программе военной подготовки в военном учебном центре (далее - договор);

в связи с возникновением обстоятельств, являющихся основанием для отказа в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

Отчисление гражданина с учебных сборов (стажировки) осуществляется решением командира воинской части. О причинах и дате отчисления немедленно уведомляются военный комиссар, направивший гражданина на учебный сбор (стажировку), и ректор.

101. Граждане, не прибывшие на учебные сборы (стажировку) без уважительных причин или отчисленные с них, к итоговой аттестации по военной подготовке не допускаются и в тридцатидневный срок с даты отчисления представляются начальником военного учебного центра к отчислению (к отстранению от обучения) из военного учебного центра с расторжением в одностороннем порядке договора.

Повторное направление указанных граждан на учебные сборы (стажировку) не допускается.

102. Граждане, завершающие освоение программы военной подготовки, проходят итоговую аттестацию по программе военной подготовки в форме итогового междисциплинарного экзамена, в ходе которого устанавливается уровень теоретической и практической подготовки обучающихся для выполнения военно-профессиональных задач и соответствие их подготовки квалификационным требованиям.

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится по одной или нескольким дисциплинам и (или) модулям программы военной подготовки, результаты освоения которых имеют определяющее значение для военно-профессиональной деятельности выпускника.

103. К итоговой аттестации допускаются граждане, успешно завершившие освоение программы военной подготовки, сдавшие предусмотренные экзамены и зачеты по всем дисциплинам (модулям), прошедшие учебные сборы и стажировку. На подготовку и проведение итоговой аттестации по программе военной подготовки выделяется не менее четырех дней (2 - 3 дня на подготовку и 1 - 2 дня на сдачу экзамена).

104. Для проведения итоговой аттестации по программе военной подготовки по каждой военно-учетной специальности создается экзаменационная комиссия.

Основными функциями экзаменационных комиссий являются:

определение соответствия результатов освоения обучающимися программы военной подготовки квалификационным требованиям;

разработка на основании результатов работы экзаменационных комиссий рекомендаций, направленных на совершенствование военной подготовки.

Председатель экзаменационной комиссии назначается приказом руководителя центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, из числа лиц, не работающих в образовательной организации, являющихся специалистами, непосредственно связанными с управлением и обеспечением боевой и повседневной деятельности войск (сил), эксплуатацией, ремонтом и боевым применением ВВТ по профилю подготовки.

Председатель экзаменационной комиссии организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к гражданам при проведении итоговой аттестации.

Члены экзаменационной комиссии, не являющиеся работниками образовательной организации, назначаются приказом руководителя центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, из числа лиц, являющихся специалистами заказчика подготовки кадров.

Члены экзаменационной комиссии из числа работников образовательной организации (военного учебного центра) назначаются приказом ректора по представлению начальника военного учебного центра.

Председатель и члены экзаменационной комиссии назначаются не позднее чем за месяц до начала итоговой аттестации по программе военной подготовки.

105. По завершении итоговой аттестации председателем экзаменационной комиссии составляется отчет о результатах проведения итоговой аттестации граждан по военной подготовке в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по военно-учетной специальности (далее - отчет) в трех экземплярах (рекомендуемый образец приведен в приложении N 11 к настоящему Порядку). В отчете отражаются:

анализ соответствия подготовки граждан квалификационным требованиям, выполнения учебных планов, программ учебных сборов (стажировок);

оценка качества теоретической и практической военной подготовки граждан, уровень их полевой (воздушной, морской) выучки, командно-методических навыков;

недостатки в военной подготовке по военно-учетной специальности, отдельным дисциплинам, группам дисциплин, их причины;

предложения по устранению недостатков, выявленных в процессе итоговой аттестации;

рекомендации по совершенствованию качества военной подготовки граждан, содержания и организации образовательного процесса;

анализ полноты устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущей итоговой аттестации.

В отчете по усмотрению председателя экзаменационной комиссии могут быть отражены и другие вопросы оценки состояния и деятельности военного учебного центра.

Отчет заслушивается на заседании совета военного учебного центра.

В течение двух месяцев после завершения работы экзаменационной комиссии в военном учебном центре первый экземпляр отчета направляется руководителю центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, второй экземпляр и отчет в форме электронного документа - в Главное управление кадров, третий экземпляр - ректору.

В Главное управление кадров также направляется план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе итоговой аттестации, подписанный начальником военного учебного центра и утвержденный начальником центрального органа военного управления, ответственного за организацию военной подготовки в военном учебном центре.