<Письмо> Минстроя России от 22.01.2019 N 1324-ОО/06 <О переходе теплоснабжающей организации на прямые договоры с потребителями для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению>

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 января 2019 г. N 1324-ОО/06

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно описанному в обращении в Минстрой России случае собственники помещений в многоквартирных домах с водоподогревателями (бойлерами) приняли решение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о заключении договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, в т.ч. с организацией, осуществляющей на дату принятия такого решения поставку тепловой энергии в многоквартирный дом в целях предоставления в многоквартирный дом коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению. При этом теплоснабжающая организация, имеющая изначально намерение перейти на прямые договоры с потребителями коммунальных услуг с 1 октября 2018 года, отказалась от такого перехода по причине невозможности предоставления ею коммунальной услуги, поименованной в решении собственников о переходе на прямые договоры, как коммунальной услуги "тепловая энергия".

В первую очередь Департамент отмечает, что виды коммунальных услуг, которые могут быть представлены потребителям в многоквартирном доме в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поименованы в пункте 4 Правил N 354.

Среди названных в указанном пункте видов коммунальных услуг, такая коммунальная услуга, как "тепловая энергия" не поименована, а тепловая энергия, подаваемая в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным сетям отопления, в соответствии с подпунктом "е" пункта 4 и пунктом 2 Правил N 354 именуется коммунальным ресурсом, используемым в многоквартирном доме в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 потребителям может быть предоставлена коммунальная услуга по горячему водоснабжению, путем снабжения потребителей горячей водой, подаваемой по централизованным сетям и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в том числе путем производства горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Исходя из указанного положения:

- в многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения коммунальная услуга горячего водоснабжения может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию внутридомового оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, с помощью которого приготавливается горячая вода (таким исполнителем в соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ может быть только лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом);

- в многоквартирном доме, в котором расположено оборудование, с помощью которого приготавливается горячая вода, но такое оборудование не относится к общему имуществу в многоквартирном доме, а находится в эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, признается централизованная система горячего водоснабжения, в связи с чем исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению может быть как лицо, управляющее многоквартирным домом, так и ресурсоснабжающая организация, осуществляющая производство горячей воды в многоквартирном доме. В указанном случае между теплоснабжающей организацией и потребителями коммунальных услуг может быть заключен договор горячего водоснабжения в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Исходя из положения подпунктов "е" и "б" пункта 4 Правил N 354, по мнению Департамента, теплоснабжающая организация правомерно отказалась от перехода на прямые договоры с потребителями для предоставления потребителям коммунальной услуги "тепловая энергия", не поименованной в пункте 4 Правил N 354.

С указанными в обращении аргументами о необоснованном отказе теплоснабжающей организации от перехода на прямые договоры с потребителями коммунальных услуг Департамент не согласен по следующим основаниям:

1) собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о переходе на прямой договор с ресурсоснабжающей организацией, однако, такой договор в соответствии с частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ должен содержать положения о предоставлении конкретного вида коммунальной услуги, предоставление которой возможно ресурсоснабжающей организацией в соответствии со степенью благоустройства и конструктивными особенностями многоквартирного дома. Как указано выше, такой коммунальной услуги, как "тепловая энергия" Правила N 354 не содержат. Кроме того, из формулировки принятого собственниками решения не понятно с какой иной ресурсоснабжающей организацией, кроме как с теплоснабжающей собственники могут заключить договор на представление коммунальной услуги "тепловая энергия";

2) Положения статьи 157.2 ЖК РФ не содержат указаний об "автоматическом" прекращении действия обязанностей управляющей организации по предоставлению потребителям коммунальных услуг в соответствии с ранее заключенным договором управления с даты вступления в силу решения собственников о переходе на прямые договоры. Пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ содержит положения о праве ресурсоснабжающей организации на отсрочку даты перехода на прямые договоры с потребителями на срок до 3-х календарных месяцев с даты, указанной решением общего собрания о переходе на прямые договоры;

3) Отношения по предоставлению коммунальных услуг горячего водоснабжения ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку отдельных видов коммунальных ресурсов в многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения, пункт 54 Правил N 354 не регулирует, поскольку коммунальная услуга по горячему водоснабжению в многоквартирном доме, в котором горячая вода приготавливается с использованием общего имущества в многоквартирном доме, не может предоставляться теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку в многоквартирный дом только одного коммунального ресурса - тепловой энергии, используемого в целях приготовления в многоквартирном доме горячей воды. Для приготовления горячей воды в многоквартирном доме с бойлерами, относящимися к общему имуществу, в качестве коммунального ресурса используется в том числе холодная вода, поставку которой в многоквартирный дом осуществляет организация, осуществляющая холодное водоснабжение. Однако, ни теплоснабжающая организация, ни организация, осуществляющая холодное водоснабжение в многоквартирный дом, не признаются в соответствии с Правилами N 354 исполнителями коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

4) Пунктами 6 и 7 Правил N 354 предусмотрена обязанность собственников нежилых помещений в многоквартирном доме заключить договоры ресурсоснабжения на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, условия таких договоров должны соответствовать положениям законодательства в сфере энерго-, тепло-, водоснабжения, водоотведения. Следовательно, Правила N 354 устанавливают разный порядок регулирования отношений, связанных с поставкой и покупкой коммунальных ресурсов, потребляемых в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме: - потребители жилых помещений оплачивают объемы потребляемых ими коммунальных ресурсов путем внесения ими исполнителю платы за коммунальные услуги, для предоставления которых используются соответствующие коммунальные ресурсы, в то время, как потребители в нежилых помещениях не потребляют коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 у исполнителя (по договору управления), а приобретают коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, у ресурсоснабжающей организации и проводят оплату ресурсоснабжающей организации за коммунальные ресурсы по договору ресурсоснабжения.

Таким образом, по мнению Департамента, в рассмотренном случае у теплоснабжающей организации имелись правовые основания для отказа от заключения с потребителями прямого договора теплоснабжения в целях предоставления коммунальной услуги "тепловая энергия", ввиду отсутствия регулирования такой коммунальной услуги в Правилах N 354. Соответственно по мнению Департамента, ввиду невозможности реализации решения собственников о переходе на прямой договор с теплоснабжающей организацией, управляющая организация обязана продолжить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, начисление в указанном случае платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению управляющей организацией соответствует жилищному законодательству.

Положение части 5 статьи 3 Закона N 59-ФЗ об ответственности управляющих организаций за выставление платежных документов на внесение платы за коммунальные услуги в управляющую организацию в рассматриваемом случае применению не подлежит, поскольку переход на прямые договоры между ресурсоснабжающей организацией и потребителями фактически не осуществлен, т.е. в указанный период ресурсоснабжающая организация не может выставлять платежные документы потребителям на оплату той коммунальной услуги, к предоставлению которой ресурсоснабжающая организация не приступила.

По мнению Департамента:

- для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в многоквартирных домах, в которых горячая вода приготавливается с помощью оборудования, расположенного в многоквартирном доме, но находящегося в эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, собственникам необходимо принять решение о заключении договора горячего водоснабжения в целях предоставления потребителям в многоквартирном доме коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

- для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в многоквартирных домах, в которых горячая вода приготавливается с помощью оборудования, расположенного в многоквартирном доме и относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающими организациями: договора теплоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по теплоснабжению (для приготовления горячей воды) и договора холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по холодному водоснабжению (в т.ч. для приготовления горячей воды). Такие коммунальные услуги поименованы в пункте 55 Правил N 354 и в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ (аналогия закона) могут предоставляться потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах ресурсоснабжающей организацией в отсутствии лица, управляющего многоквартирным домом (ст. 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами и содержащиеся в них разъяснения законодательства носят исключительно рекомендательный характер. Информацию, изложенную в письмах Минстроя России, следует использовать на свое усмотрение, руководствуясь конкретной ситуацией.

Заместитель директора Департамента

жилищно-коммунального хозяйства

О.А.ОЛЕЙНИКОВА