Решение Верховного Суда РФ от 07.07.2014 N АКПИ14-567 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей статьи 8 расписания болезней приложения N 1 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 14.07.2010 N 523>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 июля 2014 г. N АКПИ14-567

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре К.Н.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Н. о признании частично недействующей статьи 8 расписания болезней приложения N 1 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 523,

установил:

приложение N 1 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 523 (далее - Инструкция), устанавливает требования к состоянию здоровья отдельных категорий граждан.

Пункт "а" статьи 8 расписания болезней приложения N 1 к Инструкции относит к болезням злокачественные новообразования (кроме опухолей нервной системы, лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей) при невозможности радикального удаления и наличии отдаленных метастазов; состояния после радикального удаления первоначальной опухоли с регионарными метастазами, что в графе III "категория годности к службе" соответствует категории Д - не годен к службе в органах внутренних дел.

К.Н., уволенная со службы в органах внутренних дел на основании пункта 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных положений, ссылаясь на то, что в настоящее время они не подлежат применению, поскольку Инструкция утверждена на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (далее - Постановление N 123), которое утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (далее - Положение). Считает, что статья 8 расписания болезней приложения N 1 к Инструкции противоречит статье 8 расписания болезней приложения к Положению и нарушает ее право на труд.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) в письменных возражениях на заявление указало, что согласно части 5 статьи 9 Федерального закона требования к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом требования к состоянию здоровья, установленные в приложении к Положению, не распространяются на сотрудников органов внутренних дел.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на заявление не привело оснований, свидетельствующих о противоречии действующему законодательству требований к состоянию здоровья, установленных в приложении N 1 к Инструкции.

К.Н., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Выслушав объяснения представителей МВД России Г., В., Я., Л., М., представителя Минюста России С., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Инструкция утверждена во исполнение пункта 12 ранее действовавшего Постановления N 123. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 2010 г., регистрационный N 18929, опубликован в "Российской газете", 2010 г., 23 ноября.

Согласно статье 9 Федерального закона в число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел входят в том числе требования к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимые для выполнения обязанностей по замещаемой должности, эти требования в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (части 1 и 5).

Частью 3 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что требования к состоянию здоровья граждан, за исключением указанных в части 4 этой статьи, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).

Таким образом, федеральный законодатель предоставляет руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочия устанавливать требования к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимые для выполнения обязанностей по замещаемой должности, и эти полномочия реализованы МВД России в приложении N 1 к Инструкции.

Такое правовое регулирование полностью соответствует приведенным законоположениям и не может рассматриваться как нарушающее права, свободы и законные интересы заявителя и иных лиц.

Установленные оспариваемыми положениями категории годности к службе в органах внутренних дел соответствуют требованиям части 6 статьи 9 Федерального закона.

Ссылки заявителя на противоречие оспариваемых норм статье 8 расписания болезней приложения к Положению являются необоснованными, поскольку в этом приложении определены требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Требования к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел в приложении к Положению не установлены.

С учетом изложенного Инструкция в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К.Н. о признании частично недействующей статьи 8 расписания болезней приложения N 1 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 523, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.А.ПЕТРОВА